Впервые описание почитаемого Белого камня возле деревни Быз давалось в исследовательской работе ученицы многопрофильного лицея г. Вятские Поляны Е. Шабровой, после эколого-биологической экспедиции лицеистов 2008 года. В этой работе указывалось, что камень представляет собой крупную глыбу известкового туфа, которая возвышалась раньше на вершине крутого берега р. Вятки, камень являлся местом поклонения марийцев, в первые годы советской власти камень был сброшен вниз прямо к воде.
Цель нашей велопрогулки: осмотреть этот природный культовый объект и проверить обстоятельства его возникновения.
До камня можно добраться так: доехать до деревни Быз (например, спустившись в неё с объездной полевой дороги, начинающейся у д. Матвеево и тянущейся вдоль водораздельной возвышенности, или проехав через д. Куршино), а оттуда либо по тропинке напрямик направиться по лугам прямо к Вятке, либо подняться из Быза до объездной дороги и, немного проехав по ней, спуститься к Вятке через бывший колхозный сад.
Исторические предания говорят, что в старину жители деревни Быз в основном занимались рыболовством и разбоем на реке Вятке. Со времён средневековья дошла до нас поговорка "Пронеси, господи, Бызы и Заструги", чётко обозначающая места на Вятке, где жили лихие мужики. Деревня, расположенная на склоне, у подножия которого раскинулись обширные заливные луга, сегодня переживает не лучшие времена. Это сейчас преимущественно дачное поселение, оживающее летом.
Тропинка по лугам идёт через места, где из-под земли сочатся грунтовые воды, поэтому лучше добраться до берега Вятки поверху, через бывший колхозный сад, в котором ещё есть плодоносящие деревья. Были желающие приватизировать этот участок земли, но пока он принадлежит колхозу.
В поле увидел вот такой оригинальный способ борьбы с любителями укорачивать дорогу по пашне.
Местные жители, повстречавшиеся в пути, поведали, что когда на Вятке было пассажирское сообщение, рядом с Белым камнем располагался причал, где приставали теплоходы и высаживали людей. Это была пристань для жителей деревень Кулыги, Куршино, Быз и ныне исчезнувшей деревни Пиковки.
Напротив этого места на Вятке имеется длинная песчаная коса - любимое место рыбаков. С этой косы раньше камень просматривался хорошо. Но в последнее время берег сильно зарос ивняком и скрыт за зарослями..
Сам Белый камень лежит под крутым обрывом, представляющим собой частично осыпавшееся и заросшее геологическое обнажение, в котором встречаются прослойки белого известняка.
Вероятно, первоначально камень целиком был таким же белым, получив своё название.
Сейчас уже трудно узнать, действительно ли Белый камень являлся объектом поклонения местных марийских или удмуртских племён. За далью веков эту сакральную тайну трудно подтвердить.
Но мне встретились жители деревни Куршино, которые утверждают, что видели, как уже в советское время здесь тайно устраивали моления члены небольшой местной молоканской общины.
Молокане - это одно из течений духовных христиан, которые, как и старообрядцы, не приняли каноны официальной православной церкви. Во второй половине 19 века в юго-восточной части Вятской губернии количество молокан было значительным. Возможно, адепты этой молоканской веры, избежавшие миссионерского влияния, частично оказались и на территории нашего района. Поскольку молокане, считающиеся сектой, были под запретом, то у них не было своих храмов, преклонение иконам отрицалось, общее чтение молитв происходило тайно у кого-то дома или на природе возле каких-то примечательных объектов.
В администрации Кулыжского поселения меня попросили показать подробно, как сейчас выглядит этот Белый камень. Что я и делаю.
Камень, конечно, сегодня уже не белый, и даже не серый, а скорее чёрный, из-за тины, ила, мхов на поверхности этой каменной глыбы. Точнее, это не один, а несколько крупных камней, лежащих рядом. О том, что когда-то камень был белым, можно видеть по редким светлым проплешинам на его боках. В половодье камень, видимо, оказывается полностью под водой. Вокруг камня густые ивовые заросли, на стволах которых по цвету коры можно определить уровень затопления. Вид на реку Вятку практически закрыт. Поэтому вряд ли с реки камень сейчас увидишь..
По химическому составу это известковый туф. На обрыве, в толще геологического обнажения не просматривается слой известняка такой мощности. Возможно, он находится выше, но присыпан, и камень первоначально был там, а потом обрушился вниз. Тогда он, находясь на возвышении, действительно мог представлять собой красивое зрелище.
Никаких признаков простейшего благоустройства возле камня не обнаружено (если не считать маленького сиденья у тропинки прямо напротив).
Вероятно, это место было выбрано для сакральных целей ещё и потому, что рядом с камнем, чуть повыше на 10 метров, вытекает достаточно мощный ручеёк.
Следы, в деловой спешке оставленные возле ручья современными посетителями данного места, говорят о том, что оно перестало быть культовым и утратило сакральный смысл.
Чуть повыше этого места, если подняться на небольшое плато и пройти 40 метров, есть ещё один водный источник. Здесь расположен благоустроенный родник, вытекающий прямо из-под старого дерева. Один из жителей деревни Куршино уверял меня, что вода из этого родника целебная: когда у него была ангина, то прошла она только когда попил отсюда водицы..
Когда встречаю такие места на нашей земле, всегда хочется сказать спасибо тому, кто здесь приложил свои заботливые руки.
Спросите. Ваш slwlal.