Позитивчики | Блог
Вятские Поляны
ЯИщу:

Как с вами связаться?

Позитивчики

Позитивчики

Российских VIP-чиновников все же пересадят с иномарок на отечественные автомобили

Спасет ли российский «Бастион» президента Сирии?

Российских VIP-чиновников все же пересадят с иномарок на отечественные автомобили, правда, экономии может и не получиться - расходы на разработку и создание передовых лимузинов, в которых все до единой детали изготавливаются вручную, вряд ли будут ниже стоимости представительских Mercedes и BMW. Однако престиж государства и его первых лиц поднимать надо - это признают в правительстве, где с весны 2010 года лелеют надежду возродить производство узнаваемых во всем мире советских ЗИЛов.

Спустя полтора года перспектива, похоже, приблизилась: вопрос в правительстве обсуждается всерьез, причем уже имеются эскизы на выбор, узнал Life News. По данным издания, целую папку карандашных набросков, в которых легко угадывались очертания лимузина "ЗИЛ-41047" Московского автозавода имени Лихачева, принес на одно из недавних заседаний министр обороны Анатолий Сердюков.

Пресс-секретарь премьера Владимира Путина Дмитрий Песков уже оценил проект как "интересный" и выразил убеждение, что на таких отечественных лимузинах чиновники бы охотно ездили. Планируется, что на ЗИЛы класса люкс пересядут в первую очередь президент и глава правительства, а вслед за ними - чиновники высшего ранга. Кроме того, эти автомобили будут красоваться на парадах Минобороны.

На заводе АМО ЗИЛ, который сейчас производит грузовики, сообщили, что готовы в любой момент заняться выпуском правительственных VIP-автомобилей, изготовление которых было заморожено 20 лет назад. Как рассказал директор производства оригинальных и специальных автомобилей Михаил Саттаров, его подразделение даже в сложные для завода времена не прекращало работу и сохранило костяк специалистов. А недавно была закуплена партия новейшего оборудования из США.

По его мнению, в новых автомобилях нужно сохранить стилистику, благодаря которой они узнаваемы в мире. Однако это не значит, что разработчики будут держаться за старый дизайн, который мало изменился с 1990-х годов. "Правительственный лимузин должен отвечать современным эстетическим требованиям, а в принципе быть законодателем мод", - пояснил Саттаров.

Согласился с этим и Святослав Саакян, чья дизайн-студия slava'saakyan в прошлом году представила собственный проект президентского лимузина. Не принципиально, кто является автором проекта, главное, чтобы лимузин не только ездил, но и соответствовал мировым критериям безопасности и комфорта, подчеркнул он.

По его оценке, если разворачивать производство с нуля, то на разработку и изготовление VIP-авто уйдет 4-5 лет, однако ЗИЛ на своей базе может сделать такой автомобиль раза в два быстрее.

Что же касается примерной стоимости такой машины, то можно исходить из того, что за уникальный лимузин от ЗИЛ, который, как говорят иные богатые ценители, заказать и приобрести намного сложнее, чем Bentley, приходится платить самое малое четверть миллиона долларов.

Немудрено, что среди интернет-пользователей, которые обсуждают эту новость, нашлось немало тех, у кого она вызвала раздражение. Они пишут, что это не слишком уж разумные расходы в кризис, и рекомендуют чиновникам ходить пешком и ездить на метро, а деньги потратить на нужды "простолюдинов", детей и пенсионеров, едва сводящих концы с концами.

Правительственный VIP-заказ может спасти завод в тяжелые для него времена

С другой стороны, правительственный VIP-заказ будет очень сильно кстати заводу АМО ЗИЛ, который переживает не лучшие времена. Московские власти всеми силами пытаются спасти его от банкротства, писали в ноябре "Известия".

В августе провели реструктуризацию долга предприятия, был запущен простоявший более двух лет конвейер. В сентябре город выделил автопроизводителю еще 2 миллиарда рублей, доведя его долг до 8 миллиардов. Заместитель мэра по экономической политике Андрей Шаронов пояснил, что это делается для того, чтобы дать возможность заводу "протянуть" до появления нового стратегического инвестора.

Однако единой концепции развития ЗИЛа пока нет, и его территорию рассматривают как площадку для любых возможных проектов, включая культурные. К примеру, ее предлагают использовать под строительство единого хранилища фондов столичных музеев, которое начнут проектировать уже в 2012 году. Назывались и социальные проекты - например, студенческий городок Московской школы экономики.

Впрочем, возможно, правительство решит использовать ЗИЛ только под коммерческие цели, тем более что именно земля считается главным потенциальным источником дохода предприятия. А долги, даже если деньги предоставлены мэрией, так просто списывать никто не собирается.

Правительственные ЗИЛы, в народе - "членовозы"

Первые правительственные лимузины начали собирать на Заводе имени Сталина (позже переименованного в Завод имени Лихачева - ЗИЛ) в 1942 году. 19 сентября 1942 года на заводе были начаты работы по созданию правительственного лимузина высшего класса "ЗИС-110". Верховный заказчик пожелал взять за образец автомобиля лимузин фирмы Packard.

В 1958 году была разработана следующая модель - "ЗИЛ-111", которую на международной выставке в Брюсселе наградили Почетным дипломом.

Первый ЗИЛ с индексом 114 появился в 1967 году, аккурат к пятидесятилетию Октябрьской революции. Огромный лимузин длиной 6,3 метра отличался строгими линиями кузова и выдающейся для того времени технической начинкой. Электростеклоподъемники, кондиционер, центральная блокировка замков дверей. Индивидуальное управление стереоприемником, стеклянная перегородка в салоне, кожа, велюр, электрорегулировка кресел. Все это было в "ЗИЛ-114".

Под капотом - V-образная "восьмерка" объемом 6,96 литра и мощностью 300 л.с. Снаряженная масса - 3085 кг. Кузов установлен на Х-образной раме с высокой жесткостью на кручение. Для повышения надежности основные системы были продублированы: два аккумулятора, резервная система тормозов. Передняя подвеска - независимая, на двух поперечных рычагах. В качестве упругих элементов используются торсионы. Задняя - цельносварной мост на продольных рессорах.

С момента своего первого появления "на людях" автомобиль получил меткую кличку - "членовоз", как нельзя лучше отражавшую и положение самого автомобиля, и отношение к нему народа. До сих пор неофициальное название автомобиля не изменилось, как практически не менялся сам автомобиль и его владельцы. Авторство народного прозвища лимузина приписывают известному советскому карикатуристу Виталию Пескову.

"ЗИЛ-114" выпускался вплоть до 1977 года. В 1978 году ему на смену пришел модернизированный вариант под заводским индексом "115". Официальное название модели - "ЗИЛ-4104". В общем и целом автомобиль практически не изменился. Разве что под капотом теперь стоял модернизированный вариант двигателя. Рабочий объем увеличили до 7,69 литра, а мощность довели до 315 л.с. Крутящий момент - около 600 Нм.

В 1985 году было начато мелкосерийное производство последнего из "великих и ужасных" - "ЗИЛ-41047". Изменения он претерпел незначительные. Принципиально конструкция осталась той же. Появились разве что первые признаки надвигающегося капитализма - начали устанавливать фары Bosch. Они остались по-прежнему сдвоенными, но теперь квадратной формы. Исчезли поворотные форточки на передних дверях. Салон, как и ранее, зависел только от прихоти заказчика. Долгое время именно лимузин "ЗИЛ-41047" (1985-2000) был самым длинным серийным легковым автомобилем в мире: габаритная длина - 6339 мм.

О новом "ЗИЛ-4112", который завод разрабатывал для Путина, сообщалось в 2003 году. Планировалось, что вес бронированного рамного лимузина "ЗИЛ" составит 5 тонн, динамические характеристики останутся прежними - разгон до 100 километров в час за 13 секунд. Двигатель должен был также остаться прежним, т.е. V8 объемом 7,7 л мощностью 400 л.с. Однако для увеличения мощности и повышения экономичности его собирались оборудовать системой впрыска топлива.

позитивчики

Известие о том, что Россия продала Сирии береговые комплексы "Бастион", оснащенные сверхзвуковыми крылатыми ракетами "Яхонт", вызвало сильнейший резонанс. Сама информация о поставках этого мощного вооружения сыграла военно-политическую роль, т.е. здесь главное внимание было обращено не на технические возможности использования сирийцами этих комплексов, связанные прежде всего с уровнем подготовки сирийских специалистов, а на сам факт обладания.


Не совсем понятно и о каком количестве «Бастионов» идет речь. Российские эксперты отмечают, что в первоначальных информационных сообщениях речь шла о поставках одного комплекса. Затем в российских СМИ стало указываться, что речь идет о 2 комплексах. Один «Бастион» - это 36 ракет «Яхонт». А значит, потенциально Дамаск способен уничтожить 72 морские цели.
Таинственный актер из «Высоцкого» появился на публике

Как известно, комплекс «Бастион» предназначен для поражения надводных кораблей различных классов и типов, и позволяет обеспечить защиту участка побережья протяженностью более 600 километров как от десантных операций противника, так и попыток подойти к территориальным водам. Как уверены российские специалисты, ни один современный корабль, существующий сегодня, не способен перехватить и сбить ракету этого комплекса.

С одной стороны, подобная информация, которую сейчас усиленно муссируют международные СМИ, способна вроде как обескуражить западных «ястребов», и вызывает несомненное ликование у сторонников Асада. С другой стороны, стоит задуматься: а насколько самому Асаду вообще способны помочь эти самые российские «Бастионы»?

Попробуем разобраться. Комплекс «Бастион» (К-300) - сухопутный, он действует вдоль побережья. Противокорабельная крылатая ракета Х-61 «Яхонт», предназначенная для борьбы с надводными военно-морскими группировками и одиночными кораблями в условиях сильного огневого и радиоэлектронного противодействия, имеет дальность действия по комбинированной траектории - 300 км, по низковысотной траектории - 120 км.

Существует также авиационный вариант «Яхонта», который при подобных основных тактико-технических характеристиках (максимальная дальность 300 км, диапазон крейсерских скоростей 2,0-2,6 М, максимальная высота полета до 15 км) имеет меньшую массу и в силу конструкционных особенностей позволяет быть используемым летательными аппаратами различных классов. Ими могут вооружаться даже легкие истребители. Вообще же авиационными «Яхонтами» вооружается МиГ-29, который может нести на подкрыльевых узлах подвески две таких ракеты, боекомплект истребителя Су-33 увеличен до трех ракет. Дальний патрульный самолет Ту-142 может нести восемь «Яхонтов». Как отмечают эксперты, в случае с Ту-142 высокая плотность залпа позволяет наносить эффективные удары по корабельным группам, имеющим мощную ПВО.

Однако, по имеющейся информации, в случае с Сирией речь о поставках авиационных «Яхонтов» речь не идет. А значит, вооруженные силы Сирии не могут наносить удары по морским целям противника на дальности более 300 км от своего побережья, используя авиационные носители.

В то же время, главным «противником» Асада на сегодня с морского направления считается американский авианосец USS George H. W. Bush (CVN-77) водоизмещением 104 017 тонн - авианосец класса «Нимиц», имеющий на борту авиакрыло - почти 2 500 человек личного состава (помимо 3 200 чел экипажа) и 68 самолетов. Как известно, в конце ноября этот авианосец был переброшен из района Персидского залива к берегам Сирии. Его сопровождают два ракетных крейсера, два ракетных эсминца (очевидно, это ракетные крейсеры «USS Gettysburg» (CG 64) и «USS Anzio» (CG 68), эсминцы «USS Truxton» (DDG-103) и «USS Mitscher» (DDG-57), но в данном случае это неважно.
Таинственный актер из «Высоцкого» появился на публике


Ударная авиационная сила этого авианосца - 48 истребителей-штурмовиков F/A-18 Hornet (в перспективе - новейшие F-35 Lightning II), есть также самолёты РЭБ EA-6B Prowler, самолёты ДРЛО Grumman E-2 Hawkeye, транспортные самолёты C-2 Greyhound, противолодочные вертолёты Sikorsky SH-60 Seahawk.

F/A-18 Hornet - палубный всепогодный истребитель-штурмовик. Вооружение - встроенная 20 мм пушка M61A1/A2 "Vulcan"; ракеты: AIM-9 Sidewinder, AIM-7 Sparrow, AIM-120 AMRAAM, Harpoon, Harm, Shrike, SLAM, SLAM-ER, Walleye, Maverick; Joint Stand-Off Weapon (JSOW); Joint Direct Attack Munition (JDAM); различные варианты загрузки бомб, мин и ракет.

Самое главное: дальность полета - 2.500 км, т.е. радиус действия более 1 000 км.

Таким образом, в случае нанесения удара по Сирии американцами, авианосцу USS George H. W. Bush вовсе не обязательно входить в зону действия российских «Бастионов». С помощью палубной авиации он вполне способен наносить удары по целям на территории Сирии, не приближаясь на опасную для себя дальность к ее побережью. В то же время, палубная авиация авианосца способна выполнять роль поддержки (в первую очередь, уничтожая объекты ПВО) «взрослой» бомбардировочной авиации, которая способна действовать с аэродромов и вовсе за тысячи километров от сирийских границ.

Именно такую тактику войска НАТО демонстрировали и во время своей военной операции против Ливии в этом году. Ударные силы флотов стран НАТО находились на вполне безопасном для себя расстоянии от ливийского побережья, даже не входя в территориальные воды этой страны. И это абсолютно не мешало им наносить удары по территории Ливии.

Стоит также понять, зачем вообще американский авианосец поперся к берегам Сирии. Как только появилась информация, что USS George H. W. Bush ушел из района Персидского залива, сразу возникло самое логичное предположение, что его задача - по «ливийскому сценарию» обеспечить в случае необходимости беспилотную зону над Сирией. Алгоритм точно такой же: пока «управляемые» антиправительственные группировки в Сирии ведут борьбу с войсками Асада, обеспечить им максимальную помощь, но без проведения сухопутной операции.

Кстати, это прекрасно понимают и в самой России. Стоит вспомнить нашумевшее заявление главы МИД России Сергея Лаврова от 29 ноября, когда он высказался против предложений о введении эмбарго на поставки оружия в Сирию и призвал учесть уроки Ливии, где эмбарго применялось только в отношении поставок вооружения для ливийской правительственной армии. "Группировки, которые в том числе формируются и из граждан, которые проникли в Сирию из других государств, активно подпитываются оружием. Поэтому предложения, которые порой высказываются о том, чтобы ввести запрет на поставки любых вооружений в Сирию, являются достаточно нечестными. Мы знаем, как эмбарго на поставки вооружений действовало в Ливии, когда эмбарго, по сути дела, применялось только по отношению к поставкам для ливийской армии, а оппозиция получала это оружие, причем такие страны как Франция и Катар публично заявили о том, что они это оружие поставляли", - сказал Лавров. Министр также добавил, что к призывам ввести эмбарго на поставки вооружений в Сирию "мы будет относиться с учетом того опыта, который накопили на ливийском примере, с учетом того, как некоторые наши партнеры себя ведут".


Таким образом, МИД Росси признал, что в Москве видят угрозу для Асада со стороны «группировок, которые в том числе формируются и из граждан, которые проникли в Сирию из других государств», и уж никак не рассматривают вариант высадки на сирийском побережье десанта армий западных стран. В то время, как использование «Бастионов» имеет смысл только для отражения такой десантной операции.

Таким образом, приходим к неизбежному выводу: поставка Асаду российских «Бастионов» - это, скорее, политический шаг, нежели имеющее практический военный смысл решение.

Другой вопрос, что и без «Бастионов» Сирия является крупнейшим импортером российских вооружений в регионе. На начало 2011 года сумма контрактов, заключенных Сирией с РФ, составляла около 3,5 миллиарда долларов. Среди крупнейших уже реализованных контрактов - поставка 36 зенитных ракетных комплексов "Панцирь-1С", модернизация авиапарка МиГ-29. Самые крупные подписанные контракты - поставка 24 истребителей МиГ-29М/М2 и восьми дивизионов комплексов ПВО "Бук М2Э".

Вот эти вооружения ПВО как раз и способны сыграть свою роль в случае атаки на Сирию, и имеют куда большее практическое значение для армии Асада, чем «Бастионы». Но вот насколько уровень подготовки сирийских специалистов позволяет эффективно использовать эти вооружения - это уже вопрос.