Из краеведческих заметок больше всего просмотров набрал сюжет "Наша река Вятка в недалёком прошлом". Продолжим разговор о том же.
Вчера мне скинули электронную копию верстовой карты нашего района, относящейся к 1780-1790 годам. Карта в плачевном состоянии, т.к. отсутствуют отдельные фрагменты, надписи местами выцвели, местами стёрлись от частого пользования и, к сожалению, охвачена не вся территория района. Но даже такой документ очень ценный, и очень признателен за это Сергею Газизянову.
Давайте сегодня взглянем на часть этой нарисованной от руки карты, возле Вятских Полян.
Село на карте обозначено как Николаевская поляна (два маленьких тёмно-зелёных прямоугольника в центре). В верхней части на берегу Вятки видна деревня Мухинская (сейчас она в составе г. Вятские Поляны). Чуть ниже - изогнутый силуэт деревни Горы, как она называлась в то время, трудно прочитать.. - эта территория тоже сейчас входит в ВП. Слева вытекает речка Тойма, у которой на самом краю карты, две деревни, названия которых трудно расшифровать, прочитывается лишь конец: ... аКукмор (возможно, одна из них - деревня Ошторма-Кукмор).
В конце 18 века в Поляны можно было попасть тремя путями:
- с юга - по дороге, идущей от деревни Матвеево, - эта дорога приводила на улицу Матвеевскую (Большой переулок, ныне - улица Советская), эта улица на карте узенькой светлой полоской разделяет село Поляны на две части;
- с запада - по дороге от села Усад, где в 1787 году была выстроена новая Свято-Троицкая церковь (участок карты, где располагалось это село, к сожалению, отсутствует);
- и по реке Вятке.
Русло Вятки в то время отличалось от нынешнего. Там, где впадает река Ошторма, Вятка делала резкий поворот почти на 90 градусов и сразу напротив Полян разделялась на два рукава с островом посередине. На карте этот островок обозначен. В таком виде русло реки сохранялось до середины ХХ века.
Вот на этом фото захвачен в кадр краешек этого острова (снимок сделан во время разлива реки в 1915 году, прислан в Вятскополянский исторический музей одним из техников-строителей ж.д. моста).
(Кстати, на этом фото справа, в конце улицы Большой (ныне ул. Ленина) отчётливо виднеется белый столбик-часовенка, такой же какие встречались и в других деревнях южной Вятки.)
Первоначально суда проходили в первый пролёт железнодорожного моста (если считать от правого берега). Правый рукав был основным руслом, направленным к пристани возле дома земского начальника (ныне это музыкальная школа). Затем русло резко поворачивало на восток, проходя вдоль высокого правого берега.
На берегу у Вятских Полян было несколько пристаней, которые назывались по именам крупных купцов-судовладельцев: Небогатиковская, Булычевская, Прозоровская.
Как происходила выгрузка товаров на пристанях, можно видеть вот на этом фото из Вятскополянского исторического музея. На снимке: выгрузка соли, поступившей для потребительского общества, с барж на реке Вятке, во время разлива 1924 года, на пристани возле дома Ямашева - торговца хлебо-булочными изделиями. Кстати, на этом фото не видно острова посреди Вятки, вероятно, он был небольшим и во время разливов был в основном скрыт под водой. Вдали на левом берегу видны дома улицы Заречной (очень мало знаю про эту Заречную: когда она возникла, была ли она одной из улиц Вятских Полян или считалась отдельным населённым пунктом.. ).
Как известно, война 1941-1945 годов сильно повлияла на жизнь Вятских Полян. В посёлок был эвакуирован военный завод, а вместе с ним прибыло эвакуированное и мобилизованное население. Население возросло в 2-3 раза. Посёлок стал городом.
Любопытно, что военные годы сильно повлияли и на облик реки Вятки, на изменение её русла в нескольких местах.
Развернувшееся в Вятских Полянах строительство и рост населения увеличили потребность в деловой древесине и дровах.
Лес в то время сплавлялся по реке, с верховий Вятки и её притоков. Сплав происходил в весеннее половодье. Брёвна круглого леса формировались в плоты двумя способами: шахматно и ленточно. Плоты, плывущие по реке, вылавливались с помощью катеров и буксировались к берегу, где фиксировались с помощью канатов. После половодья эти плоты оставались на берегу, их разбирали и вывозили по организациям.
В 1942 году в Вятские Поляны поступило по реке невиданное ранее количество древесины: 296,7 тыс. кубометров (в т.ч. для завода № 367 - 200; для завода № 640 - 7,4; для древкомбината - 44; для лесокомбината - 45; для гортопа - 1,2). Многие плоты были связаны шахматным способом, неудобным для разборки. Из-за недостатка места на берегу часть плотов была зафиксирована прямо в русле реки. Часть плотов, особенно те, которые были не на берегу, не успели вывезти. Зимой эти плоты вмёрзли и их приходилось вырубать вручную из льда, чтобы отвозить на лошадях. Но полностью извлечь не удалось. Осталось замороженным во льду 140 тыс. кубометров брёвен.
В последующие военные годы древесину, скопившуюся в узком русле, продолжали извлекать из воды, но это было затруднительно, т.к. многие разбухшие в воде брёвна (особенно берёзовые) тонули. План вывозки не выполнялся:
1944. План 4 квартала – 4000, вывезли – 1443.
1945. Январь. План – 3600, вывезли – 1630.
Затонувшие брёвна и плоты посреди русла сдерживали течение воды, это место в 1942-1944 годы стало заиливаться, и в половодья здесь происходил нанос песка. В результате после половодья 1945 года основным руслом стал левый рукав. Река в половодья стала размывать левый берег с дубравой возле улицы Заречная и песчаный остров. Река возле устья Оштормы постепенно отступала, оставляя песок, который местами зарастал кустарником и вскоре превратился в заливные луга.
Фарватер реки у железнодорожного моста сместился к левому берегу, под четвёртый пролёт.
Впоследствии Вятское речное пароходство устроило затон за песчаной косой, углубив место у берега. Здесь стали зимовать суда, которые до этого отправлялись на зимовку в Мухинский затон, был построен речной порт. Чуть пониже расположилась пассажирская пристань - речной вокзал...
Источники:
- воспоминания В.Ф. Кощеева,
- материалы В.И. Жилина,
- фотодокументы из Вятскополянского исторического музея.