Вопросы после юбилея | Блог
Вятские Поляны
ЯИщу:

Как с вами связаться?

Вопросы после юбилея

31 мая 2015 года русская деревня Куршино отпраздновала свой 700-летний юбилей. Простой арифметикой можно получить, что отсчёт ведётся с 1315 года.

Откуда взята эта дата? Впервые она появилась в справочнике "Кировская область: Административно-территориальное устройство на 1 июня 1998 года", изданном администрацией области. В этом справочном издании, к сожалению, нет библиографического списка или списка источников, откуда брались сведения о времени основания (или первого упоминания) населённых пунктов, что снижает научную ценность и достоверность этой книги.

В нашей местной печати информация о сведениях из этого издания была приведена в статье Олега Альчикова (в "Вятско-Полянской правде", 1.01.1999).

Сведения по истории деревень земли кулыжской содержатся в книге А.С. Санникова "На земле предков: Записки первого секретаря горкома КПСС", изданной в Вятских Полянах в 2005 году. Алексей Семёнович родом из Кулыг, много занимался изучением данных о своей малой родине, но и в его книге о возникновении деревень Куршино и Кулыги приведены только даты 1315 (дата возникновения Куршино) и 1320 (возникновение Кулыг), без упоминания первоисточников. Вероятнее всего, эти даты взяты тоже из вышеупомянутого справочника.

Таким образом, чтобы доказать или опровергнуть эти даты, нужно иметь в наличии хотя бы копию архивного документа-первоисточника или вещественный источник, дату происхождения которого можно достоверно определить.

Если нет первоисточника, или нет возможности работать в архивах, можно попытаться обосновать дату косвенными методами.

* Изучение степени освоенности территории.

Думаю, не нужно убеждать, что ландшафт у молодой и старой деревни имеют отличия.

За 7 столетий в деревне сменилось не менее полутора десятков поколений. И от каждого поколения остаются какие-то археологические артефакты, т.к. застройка в деревне компактная, и усадьбы строятся и перестраиваются практически в одних и тех же местах. При любом новом строительстве дома в этом случае натыкаешься на следы материальной культуры предыдущих поколений. Например, в селе Суши при устройстве погребов, колодцев некоторые жители неоднократно натыкались на культурные слои: начинаешь рыть яму, и на какой-то глубине встречаются полуистлевшие доски, слои навоза,..

От предыдущих поколений могут оставаться ландшафтные следы - остатки каких-то старых сооружений, которые были построены в разные столетия: плотины, мосты, каналы для отвода воды, мостовые, причалы..

Среди недолговечных деревянных построек на улицах деревни Куршино можно встретить каменные кладовые, которым лишь чуть более ста лет. Возможно, есть более древние каменные сооружения. Во всяком случае, мне не удалось пока увидеть что-то такое..

* Изучение топонимики.

Названия речек, родников, озёр обычно являются самыми древними из местных названий. По ним можно определить, к какому народу относились первые поселенцы.

Рассмотрим название самой деревни: Куршино.

Тут могут помочь топонимические предания, бытующие среди жителей. Библиотекарем Натальей Умриловой записано предание, что деревня названа по имени первого поселенца - Курш.

Если поискать в интернете, то такое имя собственное у славян отсутствует, но есть народно-разговорная форма греческого имени Кирилл – Кирюша - Курша.

Зато в Сети про куршей даётся такая информация:

«Курши» - название западно-балтийской народности. Известно, что курши жили на юго-восточном побережье Балтийского моря, на территории Западной Латвии и Западной Литвы, а также на крайнем севере Калининградской области (в древней Скаловии). Первые упоминания о куршах в письменных источниках относятся ко II веку. Основными их занятиями были земледелие и скотоводство. Кроме того, они занимались охотой, рыболовством, торговлей, развивали ремёсла.

В VII-Х веках курши вели войну со скандинавами, неоднократно захватывавшими часть их территории, а в XI-XIII веках уже сами курши на своих судах грабили прибрежные области Швеции и Дании. В XIII веке курши столкнулись с Ливонским орденом и более полувека вели с ним ожесточенную борьбу, но к 1267 году были окончательно покорены. Последние упоминания о куршах как о народе относятся к концу XVI века.

На географической карте можно найти такие напоминания о куршах, как Куршская коса и Куршский залив (в Литве и Калиниградской области).

На праздничном юбилейном мероприятии в деревне Куршино была озвучена именно эта версия, что первый поселенец Курш мог быть представителем прибалтийского народа.

Легенда эта красивая, но маловероятная.

По-моему, если искать по слову "курше", то можно выйти и на другие, более убедительные версии. Например:

По-татарски, курше = сосед, соседний. «Мин сосед тугел, мин - курше».

Поскольку рядом расположены татарские деревни Сосмак, Шуни (тоже, кстати, старые), то они вполне могли соседнюю деревню называть Курше.

Лично у меня сомнения в обеих этих версиях.

Во-первых, в деревне есть жители с фамилией Куршин. Если предположить, что жители получили её по названию деревни Куршино, то скорее всего фамилия была бы: Куршинский. Если же наоборот, деревня получила своё название по фамилии первых поселенцев, то возникла она не ранее правления Ивана Грозного, когда у некоторых дворян (!!) стали появляться фамилии, т.е. не ранее 16 века.

Во-вторых, в ревизских сказках (так назывались документы первых переписей населения Российской империи, которые проводились в начале 18 века) деревня может не иметь названия Куршино. Привожу выписку из одной такой ревизии, по данной территории. Текст взят на одном из генеалогических форумов в интернете.

3 ревизия - 1762 года (250 лет назад)

Арская дорога

Надырова сотня Тоганаева

90 Помеловке 822-827

91 Верхний Шунь 828-833

92 на ключе Иженгер 834-842

93 Бызу близ вятки реки 844-848

94 по речке Омаи Ошторме 852-859

95 Куганур 849-850

96 другой Кукморе 860-862

97 Манзарас нов 863-867

98 Кендерколь нов 868-872

99 на Нурминском устье (Качимер тож) 873-877

100 Пияре на Ошторме Кукморе 878-882

101 Арнаязы 884-887

102 Гимшар 888-889

103 Борсукеилге 890-892

104 Исянгуре 894-895

105 по речке Чигаике 898-901

106 починка Куюка 904-907

107 по речке Синере 908-911

Обратите внимание, что Помеловка (которую считают моложе) в этом перечне есть, Быз есть, а название Куршино почему-то отсутствует. Кстати, отсутствуют тут и Кулыги (Ушак, Кушак).

Впрочем, этот перечень, взятый с татарского форума, неполный, поэтому неубедительный. Рядом с каждым названием указаны номера страниц описи, где можно найти данные о соответствующем населённом пункте. И мы видим, что отдельные страницы отсутствуют, т.е. это выборочкая выписка. К сожалению, ревизских сказок по нашей территории в Сети пока нет. Привёл этот текст только ради наводки, какие документы надо запрашивать в архиве в первую очередь.

Возлагаю надежды на москвичей, кто сможет заглянуть в Центральный государственный архив древних актов (ЦГАДА), и сделать копии по указанной сотне Арской даруги.

* Изучение захоронений.

Можно попробовать оценить возраст поселения по его некрополю.

На действующем кладбище у села Кулыги, где погребены люди с Быза, Куршино, Помеловки, Кулыг, самый древний могильный камень, на котором удалось прочитать надпись, датирован 1913 годом. Как мне объяснили, эти камни были перенесены сюда от церкви в селе Кулыги, где был небольшой погост. Возможно, здесь были более старые могилы, обозначенные деревянными крестами, которые истлели от времени, т.к. в старой части кладбища есть свежие захоронения, перекрывающие более ранние могилы, - это подтверждают и местные жители. Однако такие старые захоронения с утраченными намогильными знаками занимают небольшую площадь.

Имелось ещё одно, старое кладбище, на месте которого в советское время были построены картофелехранилище и дощаной навес-склад. Могильные камни с этого кладбища использованы при строительстве в колхозе. Это кладбище находилось сразу за околицей села Кулыги, на конце улицы Озёрной..

Вот на этом фото, справа видна крыша овощехранилища, устроенного на месте старинного кладбища.

Имелось ли какое-то захоронение поблизости от деревни Куршино, никто из опрошенных жителей не знает. Приходское кладбище в Кулыгах могло возникнуть после строительства там первой церкви, в 1715 году. А где куршинцы хоронили своих до этого, в течение четырёх веков?

На территории Кировской области сегодня только 2 населённых пункта имеют столь почтенный возраст:

* Котельнич (Кокшаров) — в "Повести о стране Вятской" (этот источник историками подвергается сомнению) указано, что город основан в 1181 году, а впервые упоминается в общерусских летописях в 1459 году.

* Киров (Хлынов, Вятка) — упоминается в "Повести о стране Вятской" как город, основанный после 1181 года, а впервые город упомянут в общерусских летописях в 1374 году.

Обнаружение доказательств семивековой истории деревень Куршино и Кулыги, если это так, могло бы перевернуть традиционные представления о заселении Вятской земли русскими.

Таким образом, пока ни один метод не даёт зацепку, по которой можно было бы обосновать столь почтенный возраст деревни. Имеется только неподтверждённая дата, взятая из официального источника.

Кстати, по этому же источнику через пять лет намечается такой же круглый юбилей у села Кулыги...