В связи с подготовкой к юбилею Г.С. Шпагина Вятскополянским историческим музеем предложено осмыслить: что повлияло и влияет на развитие города Вятские Поляны.
Попробую внести свою лепту, в виде серии небольших заметок.
Когда речь идёт о возникновении и развитии города, обычно всё завершается расхожим объяснением:
По инициативе преподобного Трифона Вятского в конце 16 века здесь был устроен монастырь, при нём возникло монастырское село, с которого и пошли Вятские Поляны. При этом иногда добавляется, что благодаря этому началось заселение южной Вятки русскими людьми, и эти земли стали вятскими.
Все дальнейшие рассуждения наших доморощенных историков сводятся в дальнейшем к обоснованию того, почему именно Вятские Поляны получили наибольшее развитие по сравнению с другими населёнными пунктами, расположенными поблизости:
- выгодное географическое положение,
- предприимчивость и хитрость местных купцов, а также местных властей, благодаря которым удалось перенаправить через это место транспортные потоки.
При этом начавшийся в годы Великой Отечественной войны процесс застройки и развития города многими воспринимается в одну сторону: от центральной части посёлка Вятские Поляны - к его окраинам. Естественнно, что такое расширение города представляется как процесс постепенного поглощения соседних неразвивающихся населённых пунктов.
Начнём с момента "зачатия" Вятских Полян и зададим первый вопрос:
БЫЛ ЛИ МОНАСТЫРЬ?
Грамота от 1595 года, полученная прп Трифоном Вятским от царя Фёдора Иоанновича, говорит не о строительстве нового монастыря, а о предоставлении обширных земельных угодий в южной части Вятки под монастырскую вотчину для Вятского Успенского монастыря. И в большинстве сохранившихся документов говорится о монастырской вотчине на Полянках, а не о монастыре. Вотчина, как известно, - это наследуемое на века земельное владение.
Грамота эта - свидетельство о "зачатии" Вятских Полян - была утеряна, но её переписанный текст содержится в другой царской грамоте, выданной позднее в 1615 году:
http://kraeved.vp43.ru/wiki/Грамота_царя_Михаила_Федоровича_1615_г._(сп._XVIII в.)
Известно, что для управления вотчиной и для её обустройства сюда были направлены 12-15 монахов из Вятского Успенского монастыря. Всего лишь полтора десятка, а не 300 монахов, как одно время писалось в газетах (тогда бы Вятские Поляны превзошли Соловки). Им в помощь были присланы крестьяне из другой монастырской вотчины - из Вобловицкой волости Слободского уезда.
Была построена Христорождественская церковь для монахов и Николаевская церковь для мирян. При этих церквях было монашеское жильё - кельи.
В старых документах сохранилось описание монастырской вотчины:
Вотчина предназначалась для снабжения братии Вятского Успенского монастыря продовольствием, прежде всего крестьянскими продуктами и добываемой на Вятке рыбой. Для того, чтобы конным подводам, доставлявшим эти продукты в Вятку, не чинилось никаких препятствий, у царя была выпрошена специальная грамота:
http://kraeved.vp43.ru/wiki/Грамота_царя_Михаила_Федоровича_1613_г
Из-за удалённости от Вятки монастырская вотчина на Вятских Полянках, бывшая филиалом Вятского Успенского монастыря, фактически существовала и действовала автономно. По этой причине стало употребляться название Рождественский монастырь (с уточнением - на Вятских Полянках). И село при нём называлось Рождественским (Рожественным). Однако документов, подтверждающих самостоятельность этого монастыря, не обнаружено.
Возможно, по этой же причине трудно сейчас сказать, когда монастырская обитель в Вятских Полянах прекратила существование. Поскольку она не была юридически самостоятельной, то и документов о её ликвидации могли не составлять.
В следующей заметке будет рассказано про "близнеца" села Полянки (Рождественское, Николаевское, Вятские Поляны).