Народный театр «Лицедеи» на сцене ДК «Победа» показал спектакль «Поздняя любовь» А. Н. Островского. Пьеса написана в 1873 году и впервые поставлена в Малом театре. С тех пор не сходит со сценических подмостков столичных и провинциальных театров. Талантливый драматург создал глубокие характеры, увлекательный сюжет, неожиданный финал. Все это делает мелодраму привлекательной и для любительских театров. Незамысловатое повествование пьесы заключается в том, что когда-то Герасим Порфирьевич Маргаритов был одним из самых известных московских адвокатов, вел большие дела. Но писарь выкрал у него документ на большую сумму и продал должнику. Адвокату пришлось своим состоянием отвечать перед клиентом. Жена умерла от горя, сам он думал о самоубийстве, но только жалость к маленькой дочери Людмиле удержала его. Прошли годы, Маргаритов, «старик благородной наружности», с взрослой дочерью снимает комнату в «небольшом» доме Фелицаты Антоновны Шабловой. Людмила, « скромная, немолодая девушка», влюбляется в старшего сына хозяйки дома, легкомысленного и безответственного Николая Андреевича. Ради его спасения от тюрьмы за неуплату долгов она крадет важнейший документ, доверенный её отцу. Влюблённый в другую женщину молодой человек, тут же вручает вексель вдове, которая его сжигает …. История заканчивается благополучно: уничтоженный вексель был всего лишь копией. Николай оказался порядочным человеком, и Людмила выходит за него замуж. Первым на сцене появляется молодой человек, разухабистый, наверное, нетрезвый, промотавший, проигравший все, что у него было: деньги, статус, дело…. Огромный долг, неразделенная любовь к женщине, толкающей его на преступление, привела мелкого чиновника к бесчестным поступкам. Но в конце спектакля к нам обращается уже другой герой, способный откликнуться на глубокое чувство доброй и любящей его Людмилы. Драматург заботится о том, чтобы показать на сцене русского человека. «Пусть видит себя и радуется. Исправители найдутся и без нас. Чтобы иметь право исправлять народ, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее». Перед зрителем возникают картины московской жизни. А. Островский глубоко изучил и поразительно хорошо знал людей, среди которых в самом центре Замоскворечья прошло его детство и часть юности. Работа писцом сначала в совестном, затем в коммерческом судах позволила ему достоверно изобразить людей этой профессии. В пьесе нет ни злодеев, ни извергов, все люди очень обыкновенные, а их преступления - неизбежные результаты тех обстоятельств, среди которых они живут и здравствуют. Сам А. Н. Островский не был сатириком, даже не юмористом, заботился только о правде и жизненности изображения, не скрывая своей любви к простому «русачку», в котором даже среди уродливых проявлений быта всегда умел находить те или иные привлекательные черты. Вот эту яркую жизненность и правду изображения удалось показать самодеятельным артистам под руководством Любови Константиновны Бочкаревой. Чувствуется, что режиссер очень уважительно относится к драматургу, любит классику. Любовь Константиновна, в совершенстве владея техникой выразительного чтения, много усилий приложила к тому, чтобы зритель услышал своеобразный, живой и красочный язык настоящей русской речи. Артистам удалось передать мягкий юмор, сердечную лирику, высокие гражданские чувства. На сцене люди своего времени, среды, и не только по костюмам. В спектакле были заняты уже известные многим актёры: Алексей Борисов, Олеся Лайко (Людмила Герасимовна Маргаритова), Надежда Плаксина (Варвара Харитоновна Лебёдкина), Александр Шустов, Александр Лямин, Инна Кукушкина (Фелицата Антоновна Шаблова). А вот для Михаила Сычёва – эта первая серьёзная драматическая роль. Заслуженный работник культуры Кировской области Любовь Бочкарева сумела сплотить актеров в строгом ансамбле так, что каждый оказался в самой подходящей для него роли. Хозяин и творец спектакля продумала удачное музыкальное оформление, выразительные нарядные костюмы и новые, «ненавязчивые» декорации. Зрители, полные впечатлений, аплодисментами провожали артистов в конце каждого действия, с восторгом переживали все увиденное и устроили шумную овацию по окончании спектакля. Все это послужило подтверждением высказывания классика о том, что «из всех видов искусств самое могучее и неотразимое – это театр».
Лидия Палкина
Комментарии 1