Сосновка: Мгновения, запечатлённые кистью Вятские Поляны
Вятские Поляны

Сосновка: Мгновения, запечатлённые кистью

Не могу твёрдо обещать, что эта встреча в мастерской художника Николая Петровича Казанцева – последняя в уходящем году. Возможно, к теме вернуться придётся ещё. Начал, заложенных в 2013-м – тех, о которых можно говорить – у Петровича вполне хватит. А вот этот визит был инициирован ещё одним новым полотном, посвященным осени уходящего года (снимок № 02).

Очень знакомое место для сосновчан? Осенний пейзаж: берег Вятки у бывшего пионерского лагеря? Или, что-то взято с берегов Малиновского пруда?… Автор улыбается:

- Скорее всего, это берег пруда в Малиновке… Хотя – кому как и что ближе. В принципе же, картина написана со снимков не местного происхождения – так будем говорить… Был заказ… Нашли серию снимков. Выбрали то, что заказчику понравилось. Немного дописки и поправок. Получилось своё, Вятское.

Несомненно, картина удачная. Можно сказать и так: одна из самых ярких работ. Осень нынешняя, честно говоря – не способствовала тому. Но, в душе любого творческого человека есть свои образы позитива. Немеркнущие. Не дающие уходить в серость, даже если всё вокруг «пасмурно и серо». Не позволяющие рассуждать о себе убого, примерно так: «Мы люди маленькие, провинциальные, захолустные, а потому не можем делать чего либо выше нам отведенного и стремиться к тому – сметь не можем… Нам – будя уж как-то так, свой чуланчик знать было бы позволено»…

Это и не только о вышеупомянутом полотне. О творчестве – в общем. О любом. А в творчестве свои измерения. Судить можно как угодно, но, если бы – к примеру – Николая Васильевича Гоголя определить в самую захолустную деревню, вместо бумаги дать куски старых обоев, а вместо современной клавиатуры -огрызок карандаша, а, скажем, презентабельного столичного оппонента определить в роскошный пентхауз и дать все новейшие средства электроники, то, шедевр настоящий, талантливый – всё равно был бы написан рукой Гоголя на обрывках обоев, огрызком карандаша… Талант и гениальность стояли стоять будут широко. Вольно. Ни от чего не зависимо. Их Дух не приемлет обреченности скукоживаться соразмерно пространству убогих «закутков». Мастер и в закутке увидит то, что не видят иные. То, что способно удивлять и завораживать. Здесь работают иные принципы, управлять которыми обстоятельства не могут. Или, наоборот?)))))

Так вот… О тех качествах творца, которые начинаются не со средств для творчества, а с любви к родине. С мирочувствия души. С любви к Миру сему. К жизни. Со способности широты миропонимания и взглядов. Ещё одна небольшая картинка (снимок 03):

- Эти березки уже история,- с грустью говорит Николай Петрович,- росли они за Шипицино, на опушке… Зачем-то там всё вырубили. Нет там больше этих березок… А вот это – молодые дубки. Это уже Усть-Люгинский, так сказать, ареал (снимок 04). Кстати, вот эти пруды, старицы (снимок 05) – тоже Усть-Люга. Вроде бы всё самое обычное, всё это не невидаль, но, смотришь – и за душу берет что-то, зависящее, может быть, от состояния момента, от неповторимого мгновения…

Чем уж богаты… но, это наша родина. Это Русь. Самая древняя и самая многоцветная радуга из множества культур традиционно коренных народов, диалоги которых рождали и продолжают рождать и выстраивать то, о котором и сказано было – необъятное поле Миропредставления, Мирочувствия. Особую ментальность. Образность. Качество понимания себя в Мире этом. Уникальное, кстати, тоже. Свойственное только Руси.

И вот ещё – артефакт из «сундука памяти». Какая-то тумба, на ней – металлический кувшин, бутылка в оплётке, кусок холстины, и… древняя книга в деревянной обложке с пером ворона (снимок 06). Такими перьями, может быть, писали или чернокнижники, или богословы-мистики. Давным-давно. На заре рождения деревянных печатных станков… Николай Петрович рассказывает:

- Это, собственно, «натура» для общей работы с учениками. А книга… это действительно – артефакт истории. Сколько ей лет – ни кто не знает. В студенческие годы ещё мы ездили в Лузский район помогать на уборке картофеля. Попутно делали какие-то наброски, зарисовки, ходили по заброшенным деревням. Вот там я и нашел эту книгу. Только у меня она хранится уже 35 лет…

Мы говорили о многом. О поездках Николая Петровича нынешним летом в соседнюю Удмуртию. О том, как там бережно относятся к собственной истории. Как хранят память. Как празднуют старинные праздники. О тех музеях-заповедниках под открытым небом, где сохранено прошлое народа. Там стоит побывать и многому поучиться. Но, это так – между строк уже… Год 2013-й – каким бы он для кого ни был – уходит. Надо быть благодарными ему даже, если в нём было хоть одно радостное, солнечное мгновение. Всё что было – достойно, чтобы об этом помнили. Достойно, чтобы остаться запечатленным. Для будущего…

Александр Вотинцев, «ЛН-ВИДЕО»

(Сюжет смотрите в очередном, 24-м видеосборнике «Хроника жизни города»)

По материалам источника: Савельев Валентин
5 Сосновка: Мгновения, запечатлённые кистью

Комментарии

Поможем найти
ЯХ