30 июня 2015. Сегодня мы посетим Среднюю Тойму.
Цель: осмотреть малоизвестную могилу времён Великой Отечественной войны. Мои спутники - два гимназиста, с кем работаем по исследованию воинских захоронений на территории района.
На автостанции посчастливилось попасть в маленький переполненный до невозможности микроавтобус, следующий до Малмыжа. Нам повезло, что нашей попутчицей оказалась Горынцева Елена Владимировна, художественный руководитель Среднетойменского ДК. Она любезно согласилась показать интересующий нас объект, а по пути провела замечательную экскурсию по старинному селу.
Поселение Средняя Тойма возникло в начале 18 века, растянувшись вдоль маленькой речки Тойменки. Деревня удобно расположилась на Елабужском почтовом тракте. В "Списке населённых мест Вятской губернии по сведениям 1859-1873 гг." указывается, что в деревне к этому времени было 66 дворов, в которых жило 416 жителей. В «Книге Вятских родов» В.А. Старостина имеется Реестр селений и жителей на 1891 год, где в Средней Тойме указано 63 семьи, 375 жителей. По данным переписи населения 1926 года в деревне было 75 хозяйств, 415 жителей. Как видим, в разные исторические периоды численность населения в Средней Тойме менялась незначительно. Кроме земледелия, большинство среднетойменских крестьян имели доход с поденщины и ремёсел: производство валяной обуви, кузнечное, ткацкое и гончарное ремёсла. Многие ежегодно отправлялись на заработки на железные дороги и на заводы.
В советское время Средняя Тойма играла центральную роль среди окрестных деревень, т.к. здесь были сосредоточены сельсовет, основные колхозные объекты, школа, детский сад, медпункт, библиотека, дом культуры. Однако в последнее время эта роль постепенно переходит Нижней Тойме, близость которой к городу даёт некоторые преимущества для развития. Там более активно идёт новое жилищное строительство, наблюдается приток молодёжи. Сельская администрация уже перебралась из Средней Тоймы в Нижнюю.
В книге Л.К. Езиоранского «Фабрично-заводская промышленность Российской Империи», изданной в 1909 году, упоминается сапожно-валяное заведение И.К. Шведчикова в селе Средняя Тойма Мериновской волости Малмыжского уезда. Число рабочих – 20. Дом местного фабриканта до сих пор стоит, и его легко можно отличить по характерным кирпичным воротам, какие встречаются также в исторической части Вятских Полян. В 1924 году Иван Константинович передал свой жилой дом под начальную школу.
До революции в деревне своей школы не было. Дети ходили учиться в миссионерскую школу Нижней Тоймы (с 1887 г.), в церковно-приходскую школу Верхней Тоймы (с 1891 г.), и в земское училище в Нижней Тойме (с 1896 г.).
В Средней Тойме школа была открыта в 1918 году, в доме местного крестьянина. В 1937 году школа была преобразована в семилетку, в ней появился пятый класс. Восьмилетней школа стала в 1960 году. В 1975 году она становится средней. Первый выпуск Среднетойменской средней школы состоялся в 1977 году. В ноябре 1979 года учащиеся и учителя переехали в новое современное здание на 320 мест, в котором сейчас обучается всего четыре десятка учащихся.
В большинстве деревень южной Вятки каменные кладовые в крестьянских усадьбах, сохранившиеся со старых времён, имеют квадратную планировку, а в Средней Тойме в двух местах нам встретились вот такие длинные амбары.
Деревня Средняя Тойма входила в приход Троицкой церкви села Усад и долгое время не имела своего храма. Долгое время церковным старостой был уже упоминавшийся выше зажиточный среднетойменский крестьянин Иван Константинович Шведчиков, который жертвовал немало своих средств для обустройства церкви, за что был награждён серебряной медалью на Станиславской ленте.
Большинство жителей были марийцы, у которых традиционно двоеверие: христианская религия на официальном уровне, и дохристианские национальные обычаи и обряды на бытовом уровне. Силами местных жителей и с помощью предпринимателей-уроженцев Средней Тоймы в прошлом году здесь построена новая деревянная православная церковь, которую освятили в часть Сергия Радонежского. До этого прихожане посещали молитвенный дом, размещавшийся в старом здании библиотеки.
Часть домов расположена на речкой Тойменкой, через неё перекинут мост, по которому в настоящее время ограничено движение из-за аварийного состояния.
Слева от моста на крутых склонах, сложенных докембрийскими геологическими складками, отдельными островками широколиственного леса раскинулся среднетойменский "Орешник" - памятник природы Кировской области, место произрастания многих редких видов флоры.
Справа от моста дорога ведёт на небольшую улицу Заречную, где жил первый председатель колхоза Альчиков (имя-отчество, к сожалению, не запомнил, но примечательно, что он был родным дядей известного нашего краеведа О.В. Альчикова). Началом коллективизации в Вятскополянском районе считают весну 1929 года, когда были созданы первые 2 колхоза “Власть Советов” (деревня Средняя Тойма) и “Красный шахтер” (деревня Нижние Шуни). Однако ещё до этого, уже в 1919 году в Средней Тойме было организовано товарищество по совместной обработке земли (ТОЗ), которое впоследствии преобразовали в колхоз.
На Заречной улице есть замечательный родник. Рядом тянутся вверх несколько непривычных для Вятки молодых деревьев сосны сибирской - разновидности кедра. В конце улицы раньше был колхозный сад. За околицей дорога медленно идёт к сельскому кладбищу, расположенному у подножия склона. Дорогу эту зимой сильно заметает, и пробраться к сельскому погосту бывает непросто..
А вот и цель нашей поездки в Среднюю Тойму.
В 1938-1942 годах в Средней Тойме располагался аэроклуб Метростроя. Подобные аэроклубы, игравшие роль лётных школ, были открыты перед войной по всей нашей стране. Комсомольцы московского Метростроя бросили клич к молодёжи страны: "На самолёт!" - и на этот призыв с энтузиазмом откликнулись в разных местах. Подробности пребывания лётчиков в деревне пока не удалось узнать. Для их проживания был выделен сельский клуб, на месте которого сейчас уже ничего нет. В поле рядом с деревней был устроен аэродром, на котором могли приземляться и взлетать двухместные самолёты "У-2". Осенью 1941 года один из самолётов аэроклуба вместе с двумя лётчиками разбился, упав на колхозный склад.. По воспоминаниям местных жителей, лётчики были подвыпившие и хотели покуражиться перед местной молодёжью. Вот такая нелепая смерть..
Лётчиков почему-то похоронили не на кладбище, а за околицей, возле Заречной улицы. Долгое время место захоронения ничем не было обозначено, только два невысоких холмика рядом. Впоследствии на могилках появились два маленьких крестика, которые сам выковал и установил здесь ветеран войны, живший неподалёку на конце улицы Заречной. Крестики, окрашенные голубой краской, настолько малы, что их очень трудно сразу увидеть среди травы. Имена погибших людская память не сохранила, нужны изыскания в архивах. На сайте Государственного архива социально-политической истории Кировской области (ГАСПИКО) в одной из описей упоминается, что там есть документы по парторганизации аэроклуба за 1938-1942 годы. Может, они что-то прояснят.
Возможно, благодаря этому аэроклубу, стал лётчиком уроженец деревни Средняя Тойма - Альчиков Виктор Яковлевич (1921–1988), штурман, младший лейтенант 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (СБАП), 11-ой смешанной авиационной дивизии (САД). Он, будучи комсомольцем, в ноябре 1939 года стал курсантом Харьковского военно-авиационного училища, окончив его накануне Великой Отечественной войны. Сразу участвовал в воздушных сражениях, однако в августе 1941, будучи в окружении, попал в плен, прошёл несколько фашистских концлагерей и был освобождён из плена лишь в конце войны. По возвращении домой работал в Вятских Полянах заведующим базой, и зам. директора Вятско-Полянского механического техникума.
В целом село Средняя Тойма оставило у нас приятное впечатление. Несмотря на общее сельское запустение, которое характерно для многих вятских деревень, здесь мы не увидели на улицах и по логам залежей мусора, везде прибрано. Люди живут размеренной, полной забот жизнью, строят планы на будущее.
Среднетойменцы так же, как в Ершовке и Виноградово, намерены у памятника воинам-землякам разместить два списка: погибших и вернувшихся с фронта земляков.
Деревца, посаженные рядом с памятником к дню Победы, несмотря на жаркую погоду, потихоньку приживаются. Рядом шумят четыре берёзы, оставшиеся от аллеи из полсотни деревьев, посаженных к 50-летию Победы. Одна из этих берёз стала для местной молодёжи "деревом желаний" и весело шелестит цветными ленточками.
Заглянули по пути и в здание детского сада, закрытого в прошлом году. Видимо, за ним кто-то присматривает, т.к. не увидели вопиющих безобразий. Здание ещё пригодно для использования, не раскурочено.. Мне оно напомнило недавний разговор в Сети. На мои слова, что путешествия по южной Вятке пока не внушают оптимизма и желания петь аллилуйя действующей власти, от одного из сетевых революсьонэров ПД был получен циничный ответ: не по тем деревням ездите, они всё равно обречены. Иными словами, постепенно стареющие сёла продолжают оставаться со своими проблемами один на один, и их выживание зависит только от них самих.
Дальше наш путь лежал в бывшую деревню Ошторма-Кукмор, но об этом расскажу в следующей заметке.