Из истории почтовой связи в Малмыжском уезде | Блог
Вятские Поляны

Из истории почтовой связи в Малмыжском уезде

Прочитал сегодня занимательную заметку про почтовую связь: http://habrahabr.ru/company/megafon/blog/192638/ и решил поделиться своими давними записями на эту же тему. 

Почтовые тракты 

В царской России все тракты делились на почтовые, земские и коммерческие. Особого внимания заслуживают почтовые тракты - история их возникновения берёт свое начало более 200 лет назад. Они соединяли губернские города, пролегая через уездные. Через каждые 15-20 вёрст находились почтовые станции, где меняли лошадей. Почтовые дороги старались содержать в исправности, по обеим сторонам их сажали в ряд березы, ставили верстовые столбы. 

Верста = 1,0668 км. 

Правда, вёрсты не всегда отсчитывались на Руси одинаково. Например, около г. Коломны в целях экономии верстовые столбы (а их делали каменными) ставили пореже, отсюда пошло выражение "коломенская верста", т.е. расстояние, не измеренное как следует. Расстояние между почтовыми станциями в отдельных местах достигало сорока-пятидесяти вёрст, что примерно равнялось одному дневному перегону. 

По территории Вятской губернии проходило несколько почтовых трактов: Костромской, Нижегородский, Уфимский, Пермский и Сибирский. Все они, кроме последнего, начинались в городе Вятке. Сибирский тракт начинался в Санкт-Петербурге и пролегал в Сибирь через Нижний Новгород, Казань, Малмыж и село Рождественское [Вятские Поляны]. 

Сибирский тракт - это также кандальный путь, по которому следовали группы заключённых в ссылку и на каторгу. У Вятских Полян они иногда переправлялись через Вятку на левобережье (см. одно из воспоминаний ), или прибывали из Малмыжа. Для временного содержания заключённых в селе имелось этапное помещение (возможно, это здание сохранилось до наших дней, и находится на углу улиц Советской и Первомайской). 

Сибирский почтовый тракт тянулся через 2409 верст. В 1908 году возле него прошла линия телеграфа. 

Мы уже говорили здесь про памятный указатель на месте бывшей деревни Барановка, который напоминает о Казанском тракте - так мы продолжаем называть часть Уфимского почтового тракта.  

Казённая (ямская) почта 

Вдоль почтовых трактов существовала сеть казённых ямских почтовых станций, которые вели приём и отправление государственной и частной корреспонденции. Почта в старой России делилась на три вида. Самой скоростной была эстафета, возившая царские указы и другие высокие грамоты. Обслуживавшим её людям не разрешалось останавливаться на отдых даже на почтовой станции (тройка лошадей для замены, как правило, всегда стояла наготове). Кроме скоростной, была почта обыкновенная. Третий вид - транспорт дальнего следования, который почту вёз попутно. Каждому виду связи назначалась и своя скорость. Эстафета должна была преодолевать по 10-12 вёрст в час и двигаться круглые сутки в любую погоду. Обычная почта шла со скоростью 6-7 вёрст в час. А уж экипаж дальнего следования продвигался, как ему было удобно. Для того, чтобы проехать по почтовой дороге, нужно было получить подорожную "по казённой или частной надобности", которая оплачивалась повёрстными деньгами. Число выданных на почтовой станции лошадей зависело от чина и звания. За это отвечали станционные смотрители, которые в специально пронумерованных книгах записывали: кто, когда, куда, по какой надобности проехал через станцию и сколько получил лошадей. 

На развитие почтовых сообщений на Руси отчасти имело влияние многолетнее господство татар, которые ещё в Азии устанавливали для гонцов и послов особые станы, куда окрестные жители должны были доставлять лошадей и продовольствие. Слова "ям" и "ямщик"- татарские, первое - от "дзям" - дорога, второе - от "чи" - проводник. 

На 52-й версте от уездного города Малмыжа по тракту Вятка-Уфа находилась Вятско-Полянская почтовая станция. Перевозкой почтовой корреспонденции по разным направлениям некоторое время здесь занимались братья Фалалеевы (их дом сохранился до сих пор - напротив Никольского собора). На территории нынешнего Вятскополянского района такая же станция была в с. Нижние Шуни, где производилась смена лошадей. В этом направлении часто почту возили братья Ошурковы. 

281 версту от Малмыжа до города Вятки лихие ямщики преодолевали (с остановками на почтовых станциях) за полтора суток, а 374 версты до Ижевска - за 44 часа. 

Непременным атрибутом почтового экипажа был колокольчик под дугой. Он означал высшую привилегию на трассе, и многие богатые люди мечтали заполучить разрешение повесить колокольчик на дугу своего экипажа, чтобы пользоваться привилегией. Преимущество заключалось в том, что экипажу с колокольчиком все остальные должны были уступать дорогу. И уступали, утопая в сугробах рядом с трактом. 

В селе Рождественском [Вятских Полянах] этой привилегией пользовался только купец первой гильдии лесопромышленник М.И. Зайцев . Он имел дома в Самаре, Казани и Царицыне. Остальным купцам села - ни братьям Климовым, ни Соловьёву, ни Кощееву - такой чести добиться не удалось. 

Государственная почта для пересылки частной корреспонденции по губернии была почти недоступна для большинства мест и лиц. Особенно для сельского населения. 

Земская почта 

С 1867 года вятское земство стало организовывать почтовую сеть для простого народа. В те времена организация почты составляла монополию государства. Однако земская почта не конкурировала с государственной, а лишь являлась её продолжением в тех местах, где не действовали казённые почтовые учреждения. Сначала это были пункты обмена писем при волостных управах. Приём, отправление и выдачу корреспонденции вели волостные писари. В городах письма разносили по адресам почтари, а в волостях за почтой люди приходили сами или посылали кого-нибудь. Позже возникли земские почтовые станции. В Малмыжском уезде они появились с 1870 года. У нас они были в селе Усад и в деревне Старая Малиновка . 

Для оплаты почтовых услуг с 1869 года в Малмыжском уезде стали продавать почтовые марки. Их стоимость составляла 2 копейки за лот (лот - мера веса, равная 12,8 г). Доходы от продажи почтовых марок не окупали всех расходов земства на содержание почты. 

Работа земской почты ограничивалась в основном пределами своего уезда и охватывала населённые пункты, не обслуживаемые государственной почтой. 

Телеграф 

8 (20) октября 1861 г. в городе Малмыже была построена первая в Вятской губернии телеграфная станция. Уездный город находился на почтовом тракте Казань - Омск, вдоль которого и была проведена телеграфная линия для передачи правительственных и частных депеш. Об этом сообщали "Вятские губернские ведомости" в № 41, 1861 года. 

В 1862 году открылась телеграфная станция в г. Вятке. "Вятские губернские ведомости" в то время писали о том, какие бесчисленные толки и самые страшные предположения и догадки вызвал телеграф в простом народе. Говорили, что эта "проволока - дорога для беса". Рассказывали, что видели в Казани, как бес бежал по проволоке и производил шум, и что "стаканчики перевёрнуты вверх дном для того, чтобы он мог в них укрыться от дождя и снега". Дело доходило до того, что старики учили ребятню разбивать изоляторы, чтобы его уничтожить. 

Поскольку подобное случалось не только в Вятской губернии, но и в других местах России, царское правительство вынуждено было издать закон, который гласил: "Тот, кто с намерением остановит телеграфные сообщения или причинит в них замешательство либо замедление, подлежит лишению всех прав состояния и ссылке в каторжные работы в рудниках на время от 12 до 15 лет..." 

В Вятских Полянах первый телеграфный аппарат был установлен на железнодорожной станции. 

Почтовая служба после октября 1917-го 

После 1917 года земства и их учреждения были ликвидированы, земские почты - закрыты. Вместо двух почтовых служб: государственной и земской, была создана единая почтовая сеть. В Вятских Полянах был организован узел связи. Он располагался в доме А.Н. Токарева, где сейчас 1-е почтовое отделение связи. Почта из Вятских Полян в другие деревни первоначально развозилась так же, как и раньше: на лошадях. При сельских советах были открыты почтовые отделения, где почту разносили почтальоны. 

Источники:

1. О. Альчиков. Связь в уезде век назад. // Вятско-Полянская правда - 25 декабря 1975 г.
2. О. Альчиков. Первая в губернии. // Вятско-Полянская правда - №58 - 13 мая 1978 г.
3. В. Бакин. Алло! Здравствуйте! // Комсомольское племя - 1982 г.
4. Ю.П. Хранилов. "Не моложе 20 и не старше 60" (Земская почта). // Энциклопедия Земли Вятской. Т.9: Культура. Искусство. - Киров, 1999.
5. Г. Чернышов. И мчалась тройка почтовая... // Вятско-Полянская правда - 10 июля 2004 г. 

Поможем найти
ЯХ