Новость с бородой: О Прокопе Славянском | Блог
Вятские Поляны

Новость с бородой: О Прокопе Славянском

Часто в Сети можно наткнуться на новости нашего города и района, которые по разным причинам не попали в базу портала vp43 и утратили свою актуальность (т.е. уже не являются новостью), но так и просятся сюда. Поскольку такого специального места на портале нет, пока буду выкладывать в блоге с тегом "новость с бородой".


Источник: http://www.primecrime.ru/news/1999-02-11_1048

11.02.1999 01:00

Приволжский ФО /Кировская область

Прокоп Славянский: Крушение мифа

Недавно Верховный Суд Российской Федерации рассмотрел и оставил без изменения приговор Кировского областного суда, вынесенный по делу Стяжкина, более известного в криминальных (и не только) кругах, как Прокоп Славянский. Вместе с ним на скамье подсудимых оказались еще 7 человек, причастных в разной степени к организации и осуществлению заказного убийства в Вятских Полянах.

Случай беспрецедентный для нашей области и чрезвычайно редкий в целом для страны, чтобы и заказчик, и киллер, и пособники покушения на убийство предстали перед правосудием. Все они были признаны виновными. Приговор подвел закономерную черту не только под кропотливой, многомесячной работой оперативников и следователей, но и развеял миф о "непотопляемости" Вячеслава Стяжкина, бытовавший на его родине - в Вятских Полянах, среди его многочисленных знакомых в г. Кирове и в других регионах страны. И хотя не все инкриминируемые эпизоды "устояли" в суде, наказание -11 лет лишения свободы для основного обвиняемого - более чем солидный срок. Об участи других - чуть позже.

Выходя за рамки приговора и обвинительного заключения, постараемся с помощью сотрудников уголовного розыска и прокуратуры воссоздать картину становления и влияния фигуры Стяжкина на криминальную жизнь в области, чтобы показать читателям, что же представляет из себя организованная преступность сегодня. Не претендуя на полноту повествования, возьмем лишь несколько штрихов из жизни "параллельного мира", где царствуют свои законы, своя справедливость, свои ценности.

Осенью 1996 года, когда несостоявшийся Президент Лебедь по предложению вновь избранного Президента Ельцина руководил миротворческим процессом в Чечне, межнациональный конфликт в Вятских Полянах, наоборот, только разгорался, правда, в сугубо местном масштабе и на определенной почве.

Личная неприязнь Стяжкина к чеченцам со временем переросла в ненависть и вражду. Именно в них следует искать причину криминальных происшествий с пострадавшими в них чеченцами.

Жертвой "классического" заказного убийства стал Занди Акаев. По счастливой случайности он остался "недостреленным", но именно по этому эпизоду вина участников преступления была доказана в полном объеме.

А зори здесь не тихие

"В 15 метрах от автомашины "ВАЗ-2109", стоявшей около ресторана "Вятские зори", обнаружены на снегу 6 гильз калибра 9 мм. Боковое зеркало заднего вида со стороны водителя автомашины имеет сквозное огнестрельное отверстие, у боковой двери разбито стекло. На заднем правом габаритном фонаре имеется входное пулевое отверстие. В спинке сиденья обнаружена и изъята пуля калибра 9 мм". (Из протокола осмотра места происшествия).

В ноябре 1996 года Стяжкин создал организованную преступную группу для убийства одного из чеченцев. Прекрасно разбираясь в людской психологии, умело используя черты характера или эпизод биографии того или иного человека в своих интересах, Стяжкин подобрал участников для предстоящей ликвидации. На роль киллера он нашел жителя Вятских Полян Вяткина, участника боевых действий в Чечне, и, по его мнению, имеющего необходимые навыки и эмоциональный настрой. В качестве оплаты обещал передать ему свою автомашину - "ВАЗ-2106". Также были задействованы его земляки Поляков, Глушков и житель Ижевска Банников.

В ноябре Поляков и Глушков возили Вяткина к Стяжкину в Ижевск. Тот предложил выбранному для задуманного дела молодому человеку разобраться с чеченцами, проживающими в его родном городе. По первому варианту предполагалось, что Вяткин и Банников подкараулят чеченцев на дороге между Вятскими Полянами и Уржумом и, обогнав их автомашину, обстреляют из автомата. Вяткин даст длинную очередь, а Банников пойдет на добивание. На том, вроде, и порешили. Стяжкин передал "воину-чеченцу" АК-74 с патронами и самодельный глушитель.

Вяткин временно осел на квартире супругов Мякишевых и стал ждать дальнейших указаний от босса. В овраге за городом опробовал автомат, который оказался для дела малопригодным - во время стрельбы разорвало самодельный глушитель.

Об этом он проинформировал Полякова, а тот поставил в известность Стяжкина. Стяжкин приказал автомат поменять. Поляков с Глушковым съездили в Сосновку, где договорились с неким Рашидом об обмене. На следующий день они сообщили Вяткину место, где он найдет другой "ствол". Вскоре ему привезли еще 4 пачки новых патронов, но Вяткину оружие не понравилось. Он попросил передать Стяжкину через Полякова о том, что и этот "калашников" неисправен.

После Нового года выбор оружия, наконец, был сделан окончательно. Вяткин получил импортный пистолет "Стар", которым он оказался доволен. Оставалось дело за временем и местом. Роль живой мишени однозначно была предопределена Акаеву.

Выполняя указания Стяжкина, Поляков привез из Ижевска Банникова. Гость встретился с Акаевым, они договорились посидеть в "Вятских зорях" и потолковать еще и на следующий день - 16 января 1997 года.

Перед тем, как идти в ресторан, Банников провел обработку киллера, посоветовав ему собрать в комок всю злость, какую только он против чеченцев имеет, а потом вместе с выстрелом всю ее выплеснуть. Пообещав, если ему (Вяткину) будет трудно, то у него тоже есть пистолет, и они вместе сделают это. Вяткин остался ждать сигнала, а Банников с Поляковым поехали к чеченцу.

Через пару часов после начала застолья Поляков вышел из ресторана и подошел к водителю "девятки", ожидавшему хозяина -Акаева. Сославшись на его разрешение, Поляков попросил подвезти до указанного им дома. Минут через пять Поляков вернулся, и они поехали обратно в ресторан.

Нетрудно догадаться, что Поляков ездил давать тот самый сигнал к началу операции. Одевшись и прихватив с собой заморский пистолет, Вяткин побежал к "Вятским зорям". Выбрав позицию, стал ждать.

"Выйдя из ресторана, Акаев подошел к машине, открыл дверцу, затем пошел в сторону фонтана. С той стороны, куда он пошел, раздались выстрелы. Акаев подскочил к машине и, не успев сесть, упал на спину на снег. Прозвучал еще выстрел, пуля пробила боковое стекло в дверце автомашины. Вниз, в сторону завода, бежал какой-то парень...". (Из показаний свидетеля).

Пистолет Вяткин спрятал на чердаке пятиэтажки, после чего пришел к Мякишевым. Глушков его уже ждал. Вяткин доложил, что сделал все, о чем они просили. Утром его разбудил Поляков, сказал - все нормально, все сделано как надо. Правда, состоявшегося киллера смутило замечание хозяина квартиры, который сказал, что он своей внешностью напоминает подозреваемого, и ему лучше уехать из Вятских Полян. Ему купили билет до п.Лесной, где, спустя некоторое время, его и Полякова задержали сотрудники милиции.

Из чего родился миф

Без малого год велось следствие по этому делу. Все это время Стяжкину оказывалась солидная материальная помощь. По некоторым данным, гонорар адвоката, защищавшего Стяжкина в суде, составил 150 тыс. рублей. Оказывалось давление на лиц, проходящих по делу в качестве обвиняемых, свидетелей. Не на пустом месте родилась эта поддержка.

Стяжкин, он же Прокоп Славянский, имел в преступных кругах большой авторитет, который заработал исключительно сам, не пробыв, к слову говоря, ни одного дня "в зоне".

Вячеслав Александрович Стяжкин родился в г. Вятские Поляны в 1967 году. Воспитывался и рос, как это принято было говорить раньше, в морально-неблагополучной семье. В начале 90-х занялся бизнесом: скупал и продавал цветные металлы, промышлял мелким рэкетом, но быстро "погорел".

Присудили ему 2 года "химии" - отбытие наказания на стройках народного хозяйства, как гласил старый УК. "Химичил" он в Кирове, используя это время для налаживания связей с криминальными группировками. После отбытия наказания пытался внедриться в коммерческие структуры областного центра, хотел успеть отхватить свой кусок. Действовал напористо, нагло, старался опираться на "казанцев" - почти своих земляков. Тогда же, в 1994-95 гг., с местным криминалитетом у него возник первый серьезный конфликт.

Одновременно с этим, за совершение тяжкого преступления в Вятских Полянах, Стяжкина объявляют в розыск. От правоохранительных органов он скрывался в Ижевске, однако, несмотря на вынужденную "эмиграцию", руководил и направлял криминальные токи в Вятских Полянах. В этот же период у него складываются неприязненные отношения с чеченцами: причин много, прежде всего, дележ сфер влияния.

Находясь в Ижевске, Стяжкин захотел стать на равных с кировскими авторитетами. Нашел поддержку среди удмуртской братвы, стал приезжать в Киров, претендуя на последующее лидерство в местной преступной среде. Он заручается поддержкой как среди региональных, так и столичных "тузов", и пытается сместить некоторых кировских авторитетов со своих мест. Путем изощренных интриг частично ему это удается.

Как плацдарм для дальнейшего "завоевания" Кирова Стяжкин использует Вятские Поляны. При помощи ижевской братвы заказываает убийство чеченца, тем временем активизируя свою деятельность в г. Кирове. Совершает несколько встреч с ворами в законе. После этого ситуация в городе обостряется: убиты двое из трех воров в законе - Пузырь и Кипиш. Для конкретного закрепления своих позиций и вытеснения оставшегося авторитета-конкурента Стяжкин заручается дальнейшей поддержкой пермских и ижевских авторитетов.

Последующему развитию событий помешала милиция. Имея конкретные данные по конкретному убийству, Стяжкин был объявлен в федеральный розыск и задержан в Москве.

Следствие столкнулось с огромными трудностями, прежде всего, в его "вотчине" - Вятских Полянах. И подвластные ему члены, и просто люди, не связанные с криминалом, не верили в свершение правосудия над господином Стяжкиным. Многие отказывались давать показания, были запуганы. Особое внимание в свою бытность Стяжкин уделял молодежи. Не один школьный выпуск входил во взрослую жизнь, уже имея в голове ориентир - Прокоп Славянский.

Чего у него действительно нельзя отнять, так это врожденных способностей уметь подбирать людей, убеждать их, командовать. Сотрудники правоохранительных органов отмечали у него некий энергетический вампиризм, когда уже после нескольких минут беседы начинала болеть голова, учащаться сердцебиение. Но работал он прежде всего интеллектом. Шел вперед, используя разногласия между группировками, авторитетами. Обе враждующие стороны бывали ему порой благодарны, а он, оказывается, уже поимел что-то от них обеих. Все его действия были подчинены одной большой цели - получить титул "вора в законе", а затем стать "смотрящим" по всей Кировской области. И как истинный авантюрист, он шел к этому, используя все возможные и доступные средства, считая, что выскочит из любой ситуации. Надеялся на это вплоть до оглашения обвинительного приговора. Надеялся и на кассационную жалобу в Верховный Суд РФ, не оправдавшую его чаяний.

Миф о Стяжкине, как о непотопляемом представителе новой преступной волны, развеян. Он оказался за решеткой. И дальнейшая борьба за искоренение подобных преступных князьков будет продолжаться. Люди должны верить, что ситуация с криминальными "уделами" не безысходна. Но все зависит, увы, не только от милиции, но и от людей, которые должны освобождаться от страха и паутины мифов о всесильности того или иного криминального авантюриста.

P.S. Других подсудимых приговор коснулся следующим образом. Вяткин - 10 лет лишения свободы, Банников - 8, Поляков - 7, Глушков - 4, Федотов -1,5 года заключения. Супруги Мякишевы, предоставлявшие преступникам свою квартиру для разных целей и знавшие о готовящихся и совершенных преступлениях, попали под амнистию.

(Городовой, Киров, 11.02.1999, №6(152), Борис БОБРОВ)

Поможем найти
ЯХ