Что такое информационная война? Нужно ли её бояться или это нелепая выдумка «сетевых хомячков»? Почему про неё так уверенно заявил по телевидению Владимир Путин? Ответы на все эти и многие другие вопросы читайте далее.
Начнём с самого термина. Информационная война - воздействие на военнослужащих и гражданское население другого государства с помощью активного распространения определённой информации. Также существует термин психологическая война - психологическое воздействие на военнослужащих и гражданское население другого государства с целью достижения политических или чисто военных целей. А объединяющий их термин «информационно-психологическая война» был заимствован уже у военных кругов США.
А одним из первых (документально подтверждённых) проявлений информационной войны были английские газеты, писавшие в отчётах о Синопском сражении (во время Крымской войны 1853—1856), что русские солдаты стреляли в плававших в море раненых турок.
Ключевые моменты информационной войны
• Объектом психологического воздействия становится массовое и индивидуальное сознание. Индивидуального воздействия «заслуживают» высшие чины противника, от решения которых может многое поменяться (президент, премьер-министр, военное руководство). Образно говоря, методы информационной войны воздействуют на массовое сознание аналогично методам психотерапии, воздействующим на индивидуальное сознание.
• Информационное воздействие осуществляется при любых условиях (на фоне информационного шума или в условиях информационного вакуума).
• Навязывание чуждых целей - главная черта информационной войны, именно она делает её войной и резко отличает от обычной рекламы. Яркий пример – наведение «демократии» по всему миру в компьютерных играх, пусть даже ценой своей жизни! А также обилие насилия в иностранных мультиках, играх и фильмах.
• Средствами ведения такой войны становятся практически любые средства передачи информации - начиная от СМИ и заканчивая почтой и сплетнями. Вы задумывались зачем иностранцы финансируют или целиком выкупают российские СМИ?
• Информационное воздействие изначально содержит искажение фактов (зачастую кардинальное) и навязывает подвергающимся ему (населению противника) эмоциональное восприятие, выгодное воздействующей стороне (проще говоря - зомбирование людей, вплоть до полного подсознательного подчинения).
Как думаете, почему иностранцы активно навязывают свою систему образования? Почему они переписывают мировую историю? Их цель, чтобы наши дети, внуки и правнуки, считали победителем во Второй мировой войне США и Англию.
Методы ведения информационных войн
Обычными методами информационной войны являются выброс дезинформации и представление в выгодном для себя ключе важной информации. Например, информация о двойниках Путина, хотя двойники есть у каждого главы государства, или его дворцах (его ли на самом деле?), но которые также есть у многих зарубежных политиков. Эти методы позволяют в корне изменить оценку действительности населением территории противника, при этом создавая пораженческие настроения, в перспективе обеспечивая переход людей на сторону ведущего информационное воздействие (информационного агрессора). В качестве исторического примера вспомним «прелестные письма» Степана Разина. В них он выдавал себя за восстановителя справедливости, честного борца с предавшей царя местной властью и призывал всех ищущих воли на свою сторону. Спустя годы, после появления СМИ и массовым повышением уровня грамотности, ведение информационной войны становится более эффективным. Наиболее ярким примером сильного изменения общественного сознания стала деятельность Йозефа Геббельса, рейхсминистра народного просвещения и пропаганды.
Также классическим примером информационной войны можно считать Холодную войну 1946—1991 годов. Некоторые исследователи считают, что распад СССР был вызван не только амбициями местных элит и экономическими причинами, но и эффективным применением странами Запада психологического оружия. Отметим, что КГБ СССР осуществлял ответные «активные мероприятия» по воздействию на зарубежное общественное мнение, а также на действия отдельных лиц и целых организаций.
История информационных войн
Впервые печатные средства воздействия на население и войска противника были широко применены в Первой мировой войне. Активнее всех, данное оружие использовала Великобритания. А поскольку простое раскидывание пропагандистских листовок над позициями немецких войск дало довольно сильный эффект, то Лондон создаёт специальный орган, отвечающий за разработку информационных материалов, содержащих нужную трактовку ведения войны. (Вы задумывались, почему лучшим в мире считается образование в английских ВУЗах?) В конце войны странами Антанты был создан специальный штаб по морально-психологическому разложению поверженной германской армии, что сыграло не последнюю роль в исходе боевых действий. К его работе привлекались лучшие журналисты, художники и писатели.
Ключевое значение придавалось пропаганде правителями нацистской Германии. Согласно словам Гитлера, «…еще до того как армии начнут военные действия, противник будет психологически разоружен пропагандой. Она подобна артподготовке перед фронтальной атакой пехоты в позиционной войне. Враждебный народ необходимо деморализовать, подвести к порогу капитуляции и лишь после этого начинать вооруженную борьбу». Заметим, что небольшие европейские страны были завоёваны по этому принципу.
Немецкая пропаганда о скором освобождении от «комиссарско-еврейского ига» тоже сыграла свою роль. Но ведомство Геббельса получило серьёзную проблему. Пропаганда, опирающаяся на ложь, сохраняет свою эффективность ограниченное время. После раскрытия обмана управлять массами становится заметно труднее. Например, многие немцы, ища правдивую информацию о положении на фронтах, слушали английские или советские радиопередачи. Поэтому прослушивание зарубежных радиопередач (в своих войсках) нацисты приравнивали к государственной измене.
Советский Союз также принимал активное участие в информационной войне. Советскими специалистами было разработано синхронное вещание на используемых в Германии частотах. Что позволило вклиниваться в нацистские радиопередачи прямо во время вещания. Например, взволнованный голос кричал: «Ложь!», а после озвучивал «правдивое» сообщение, содержащее советскую точку зрения. Само же сообщение читалось сымитированным голосом Гитлера либо Геббельса. Такие приёмы оказывали сильнейшее воздействие на слушателей. Почему сейчас ответная пропаганда западу редко выходит за пределы социальных сетей? Ответ прост, большинством российских СМИ владеют напрямую или через подставных лиц иностранцы. Поэтому когда Путин в открытую заявил о ведении против России информационной войны, эта новость быстро затерялась среди остальных.
Но настоящих успехов в информационной войне и пропаганде добились США. Поскольку в военных действиях их разрекламированное оружие слишком часто терпело фиаско и потери живой силы были довольно велики. Ещё в далёком 1956 году, во время Корейской войны, управление психологической войны вооруженных сил США преобразовано в управление специальных методов войны. Соответственно, операции информационной войны получают статус специальных, а специальные подразделения информационной войны входят в состав Сил специальных операций (ССО).
Разработанная американцами концепция информационной войны прошла испытания во Вьетнаме. Так разрабатывая психологические операции, американские психологи учли менталитет вьетнамских партизан и основной упор в пропаганде делался на психологические и социальные аспекты, а не на политику. Для морального истощения скрывающихся в джунглях вьетконговцев было организовано непрерывное вещание пропаганды с вертолётов. При этом активно применялось эмоциональное воздействие: трансляция воплей ужаса, женского и детского плача, буддийской погребальной музыки и прочие звуковые эффекты. (Вы задумывались, чем вызван наплыв кровавых боевиков и кино-ужастиков западного и японского производства? Зачем Голливуд снимает по 200 низкопробных кинокартин в год?) Радиопропаганда шла на вьетнамском языке с территорий государств-соседей: Таиланда, Тайваня и Филиппин и позволяла охватывать 95% населения Вьетнама.
Несмотря на поражение США во Вьетнаме, применение информационной войны показало ошеломляющий результат. Около 250 тыс. вьетконговцев добровольно сложили оружие и перешли на сторону противника. И соответствующие выводы были сделаны.
Почему мы угроза для США?
Почему США и Западная Европа ведут информационную войну против России?
Рассмотри самые вероятные причины и их состоятельность:
1) Страх перед российским оружием. На самом деле он присутствует, и вполне «осязаем», поскольку США обладают уступающим по большинству характеристик оружием. Но для полномасштабного нападения у России не хватит численности армии и её вооружения. Плюс для длительных боевых действий потребуются огромные объёмы патронов и амуниции, у нас они на стадии наращивания. В будущем эта причина имеет все шансы выйти на первый план.
2) Страх экономического порабощения. Поскольку крупнейшие банки принадлежат США и Англии, а западные инвесторы выкупили до 70 % промышленности России, то в экономическом плане мы для них не представляем угрозы.
3) Захват территории и ресурсов России для стран «золотого миллиарда». Данная причина весьма вероятна. И в качестве катализатора выступает Гольфстрим. Изменив своё течение, он понизит среднюю температуру в западных странах. А например, инфраструктура США не рассчитана на низкие температуры. Масштабная перестройка системы отопления выльется в колоссальные финансовые затраты.
4) Создание общего врага в лице России. И отвлечение внимания от внутренних проблем. А внутренние проблемы весьма существенные. Так некоторые штаты США неоднократно порывались выйти из её состава. Глобальное «ожирение» населения США, где проблемы с весом имеют более 80% населения. Также наблюдается старение населения и приток иммигрантов из Китая, Мексики, Африки в США и Африки и арабских стран в Европу.
Наиболее вероятными считаются последние две причины. А чтобы не быть стёртой с лица земли, Россия должна предпринимать (что уже и делает) следующие шаги:
1) Отказ от пропаганды алкоголя, табака и наркотиков, особенно по телевидению.
2) Ведение населением здорового образа жизни.
3) Постройка спортзалов и стадионов, привлечение детей к занятию спортом с самого раннего возраста.
4) Проведение патриотического воспитания в детских садах и школах.
5) Разъяснение населению, кто является скрытым врагом и какое воздействие он оказывает на Россию.
6) Восстановление производства различных отечественных товаров, постепенный отказ от продукции запада.
7) Возвращение контрольных пакетов акций в промышленности и СМИ в руки государства, что поможет уменьшить налоги с населения и улучшить финансирование образования и медицины.
8) Отказ от западной системы образования. Михаил Задорнов красноречиво показал, что нас ожидает.
9) Весь товарообмен внутри стран СНГ вести в рублях, что существенно его укрепит.
Выводы:
Плоды информационной войны мы наблюдаем на Украине. Многие её граждане верят, что США и Европа о них позаботятся, а Россия будет притеснять. Только они забывают, что Украина никогда не входила и не войдёт в состав стран«золотого миллиарда»! А значит, никогда не будет на равных с «хозяевами планеты». Вот зачем Европе 45 миллионов новых граждан? Тут есть маленький нюанс, присоединение к Евросоюзу, всё же возможно, но с целью получения пахотных земель и прочих ресурсов, а самих «аборигенов» к тому моменту останется менее половины, а точнее - количество достаточное для обслуживания новых трофеев запада.
Показательными явились две новые кинокартины «Левиафан» и «С 8 марта мужчины». Первая показывает Россию по клише запада, пропагандирующая алкоголизм, курение, коррупцию и супружескую измену. Героями второй картины стали молодые русские учёные, оптимистично смотрящие в будущее и успешно утирающие нос шведским конкурентам.