Реформа была анонсирована после встречи председателя правительства Медведева с президентом Путиным в Ново-Огарёва, когда и были опубликованы указы главы государства, укрупняющие ФНС
«Таким образом, возникнет единая система администрирования, сбора и, соответственно, последующего использования всех налоговых и неналоговых платежей» за счёт вливающихся ведомств. Премьер-министр сообщил о намерении властей создать «единую систему администрирования налоговых и неналоговых платежей внутри системы Минфина». На самом деле, хоть все ведомства и вольются в структуру Минфина, по-настоящему будет укрупнена именно налоговая служба, потому что ей будут переданы не только функции ПФР И ФОМС, но и общее методическое руководство Федеральной таможенной службой (ФТС) и РАР.
Медведев Дмитрий АнатольевичИдею объединения фискальных органов власти в единую систему президент озвучил ещё в декабре 2015 года в своём очередном Послании к Федеральному собранию. Речь шла о повышении общей эффективности этих структур, а также повышении прозрачности как бизнеса для государства, так и работы государственных органов для предпринимателей. В течение последних нескольких лет эту идею продвигал вице-премьер Шувалов, упирая на возможности и потенциал единой общей базы данных:
«В ней будут видны все платежи, что сделает использование серых схем почти невозможным».
Игорь Шувалов
Именно благодаря наиболее продвинутой системе организации учёта и внедрения IT Налоговая служба стала «главной» в этой связке. Есть однако и ряд других преимуществ в новой системе.
Например, должны будут уйти в прошлое злоупотребления и бесконтрольное самоуправство чиновников Таможенной службы. Вот, что говорит вице-президент «Деловой России» Виталий Сурвилло.
«Все проблемы и хаос в таможенной сфере – коррупция, серый импорт – вытекают из отсутствия единой базы ФНС и ФТС. Налоговая и таможенная служба едины практически во всех странах – это всем удобно. Более 40% споров между участниками ВЭД и ФТС, по его оценкам, касается таможенной стоимости – предприниматели вынуждены платить ту сумму, на которой настаивают таможенники, потом подают в суд. Эту напряженность можно было бы убрать с помощью единой базы данных».
Евгений Сурвилло
Как ни странно, бизнес тоже приветствует это решение. Руководитель экспертного центра при уполномоченном по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович считает:
«Мы давно настаивали на передаче администрирования страховых взносов ФНС, поскольку внебюджетные фонды работают непрозрачно: базы у них разные, и увидеть нагрузку на каждого налогоплательщика сейчас невозможно. За счет повышения качества администрирования и автоматизации процессов в более технологически продвинутой ФНС мы надеемся увидеть правдивую картину нагрузки на бизнес и доказать, что пора снижать ставки до среднемировых. А возврат НДС экспортерам, если это не «Газпром», проходит очень затратно и медленно – большие суммы зависают на срок до полугода. При объединении ФНС и ФТС при сквозном учете процесс возмещения должен ускориться».
Анастасия Алехнович
Если доволен бизнес, то можно ставить последний рубль на то, что недовольна будет чиновничья братия – и это уже видно. Больше всех страдает и причитает социальный блок, оплакивающий свой Пенсионный фонд. Так, представитель вице-премьера Ольги Голодец Алексей Левченко питает огромные надежды, что в бюрократической свалке им всё же удастся отстоять ПФР, расставаться с которым «социальщикам» крайне не хочется – теряют слишком много административного веса. Формально Указ президента даёт Правительству ещё 3 месяца на разработку законопроекта, в котором будет определено, какое именно ведомство должно будет взять на себя функции ПФР. А нам остаётся следить за тем, как финансовый и социальный блоки устроят подковёрную войну в схватке за этот кусок пирога.
Итак, реформа официально запущена. Это, пожалуй, рекордный срок: в декабре 2015 заявления о необходимости объединения ведомств, а в январе 2016 – уже подписанные президентом указы об этих мероприятиях. Для бизнеса определённо будет лучше, если таможенников, это «государство в государстве» возьмут под свой контроль налоговики. Слишком много «серых» схем наплодила ФТС, находясь «в свободном плавании».
Да и Росалькогольрегулирование явно не справлялся со своими задачами. Менеджер одной из алкогольных компаний считает, что «как регулятор служба и ее руководство зачастую показывали низкий уровень экспертизы в предлагаемых мерах, что показал пример утвержденной недавно правительством «дорожной карты» алкогольного рынка, которую разрабатывал РАР и которая неоднократно переписывалась. Кроме того, РАР за много лет не удалось добиться сокращения алкоголизации в условиях роста теневого рынка в крепком алкоголе в последние годы».
Президент Путин, как видим, подходит к решению проблем в своём нетривиальном ключе: долгое время недовольство ведомством копилось, но вместо бесполезного тасования чиновников был применён системный подход к проблемам. Причём одновременно к нескольким сразу. И мы имеем здесь редкий случай, когда бизнес доволен анонсированными реформами. То есть эффективность правительства, видимо, была сочтена недостаточной, и полномочия передали наиболее успешным блокам, куда не вошли «социальщики», таможенники и прочие ведомства. Успешным руководителем был признан Минфин, и он, по чести, заслуживает такой оценки.