От продленки до технопарка Вятские Поляны
Вятские Поляны

От продленки до технопарка

С 2016 года Минобрнауки России вводит подушевое финансирование школьных кружков, и система дополнительного школьного образования постепенно станет тройственной. Её основу составят традиционные продлёнка, кружки и школы (спортивные, музыкальные и т. д.), а ещё появятся первые площадки детских технопарков.

Так Минобрнауки ответило на идущие в обществе споры о том, каким должно быть дополнительное школьное образование или, по-старому, внеклассная работа. Пока доминируют два подхода. Первый: дети должны быть заняты с утра и до семи часов вечера. Второй: родители в 60% регионов страны не способны полностью оплачивать услуги по внеклассной занятости своих детей.

Поэтому Минобрнауки делает ставку на поэтапное движение. Сегодня в организациях дополнительного образования занимается около 65% детей от 5 до 18 лет, в то время как ещё пять лет назад этот охват не превышал 58%. Именно на них с начала 2016 года распространится нормативно-подушевое финансирование дополнительного образования с обязательной оговоркой: оно будет добровольным. Как заметил один из разработчиков подзаконного акта, первый зампред комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов, школы не обязаны давать ученикам дополнительную нагрузку, а определять время нахождения ребёнка в школе после уроков могут только родители. Также он отметил, что рост дополнительных услуг будет не таким быстрым, как ожидает Минобрнауки: «Во-первых, значительная часть школ учится в две, а то и в три смены. Во-вторых, есть нерешённая проблема групп продлённого дня. До сих пор есть полтора десятка регионов, где берут существенные деньги за продлёнки, а разговоры о снижении платы остаются пустыми разговорами».

С Бурматовым, впрочем, не согласен директор департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Минобрнауки РФ Александр Страдзе. Признавая, что дополнительное образование доступно не всем, Страдзе тем не менее настаивает на необходимости выполнения государственных гарантий по предоставлению не только знаний в школе, но и проведения воспитательной работы.

«Это наш приоритет, ‒ заявил Александр Стразде, ‒ поэтому охват дополнительным образованием будет неуклонно расти, и к 2018 году, как мы ожидаем, составит до 75% школьников по всей стране».

Также принципиальна позиция Минобрнауки в следующем вопросе: затраты на дополнительное образование будут увеличиваться не только из федерального бюджета, но и, прежде всего, из региональных. По словам директора направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив Светланы Чупшевой, разработанная министерством и принятая год назад «Концепция дополнительного образования детей» открывает новые возможности как для родителей, так и для детей «с точки зрения развития индивидуальной траектории каждого ребёнка и вариативности программ дополнительного образования».

Её суть – развитие не только традиционных форм внеклассной работы. Ведь глобальный технологический прогресс предъявляет серьёзные вызовы, в том числе в сфере детского досуга. Один из них: не более 5% школьников сегодня занимаются научно-техническим творчеством.

«Осознавая этот негативный тренд, мы в настоящий момент уже определили три субъекта РФ, которые будут реализовывать проект, предполагающий серьёзный сдвиг в популяризации таких направлений как нано-, био- и IT-технологии среди подростков, – говорит Светлана Чупшева. – Это Республика Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ и Алтайский край. Здесь в ближайшие год ‒ два будут запущены первые детские технопарки. Они будут развивать новую, пока экспериментальную модель дополнительного образования».

Такие технопарки в пробном режиме уже работают в Татарстане. На них в республике выделено более 300 млн рублей. Пока запущены два направления: «робототехника» и «TD-моделирование». Впереди проекты по введению нано- и бионаправлений. При этом в Татарстане сразу начали развивать две модели финансирования технопарков – частную и государственную.

«Механизмы обеспечения доступа к качественным, в том числе бесплатным, услугам системы допобразования и должны быть разными и из разных источников, ‒ убеждена Ирина Абанкина, директор Института развития образования: Одного или единого механизма в этой сложной сфере быть не может. Это должно быть сочетание гибких современных финансовых инструментов, и без взаимодействия с семьями, бизнесом, инвесторами решить эту проблему невозможно».

По её мнению, проблема становления на ноги и развития технопарков как части дополнительного образования не сводится лишь к наличию денег.

«Надо понять, что часть выделяемых средств утекает сквозь пальцы, - объясняет Абанкина, - потому что нет адресного механизма… Сегодня у субъектов РФ по 8-й статье "Закона об образовании" есть возможность оказывать финансовую поддержку развитию дополнительного образования в муниципальных образованиях. Но эти деньги идут через механизм дотации, и они вообще никак не окрашены. А раз так, то, получая, как леденцы в банке, дотацию смешанного финансирования, муниципалитет может направить деньги, куда захочет ‒ и на поддержку лекарственного обеспечения, и на решение, допустим, проблем инфраструктуры, а вовсе не на образование. Вот эту проблему надо решать. Иначе идея технопарков – хорошая идея – рассосётся на старте и просто не дойдёт до большинства регионов».

Директор департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Минобрнауки РФ Александр Страдзе согласен с «недостаточной продуманностью механизма регионального финансирования детских технопарков». Поэтому Минобрнауки инициировало присвоение специального кода бюджетной классификации финансированию дополнительного образования. «Мы доведем это дело до конца, ‒ пообещал Страдзе, ‒ чтобы на местах увидели те деньги, которые идут именно на дополнительное образование».

По материалам источника: Левобережный Наблюдатель
5 От продленки до технопарка

Комментарии

Поможем найти
ЯХ