Экспедиция «Азиатское кольцо». День 3. 16 мая 2016 года

Фото Экспедиция «Азиатское кольцо». День 3. 16 мая 2016 года Вятские Поляны
Фото Экспедиция «Азиатское кольцо». День 3. 16 мая 2016 года Вятские Поляны
Фото Экспедиция «Азиатское кольцо». День 3. 16 мая 2016 года Вятские Поляны
Фото Экспедиция «Азиатское кольцо». День 3. 16 мая 2016 года Вятские Поляны
Фото Экспедиция «Азиатское кольцо». День 3. 16 мая 2016 года Вятские Поляны
Фото Экспедиция «Азиатское кольцо». День 3. 16 мая 2016 года Вятские Поляны
Фото Экспедиция «Азиатское кольцо». День 3. 16 мая 2016 года Вятские Поляны
Фото Экспедиция «Азиатское кольцо». День 3. 16 мая 2016 года Вятские Поляны
« »

Южноуральск – Троицк – Костанай – Астана

После вчерашнего ночного общения в отеле, затерявшегося во дворах городка Южноуральск, спалось сладко и спокойно, а вставать с утра было ой как непросто. Но все же, заранее договорившись выделить дополнительный час отдыха на утренний сон, мы проснулись в то же время, что и вчера. Причиной тому яркое солнце, которое чем восточнее – всходит все раньше и раньше. Легкий завтрак, утренняя разминка, и вот мы снова занимаем места в экспедиционных авто, чтобы как можно раньше прибыть на таможню. При дневном свете Южноуральск, город с населением чуть более 37 тысяч человек, произвел вполне благоприятное впечатление: светлый, уютный и на удивление чистый. Все же, забавно выглядел наш отель: вход в него затянут бывшими в употреблении баннерами, и было весьма необычно завтракать в стеклянном «аквариуме» - фойе, находясь во дворе среди «хрущевок». Такой крохотный островок цивилизации среди архитектурного соцреализма.

Примерно через час после выезда из Южноуральска оставляем в стороне Троицк, последний относительно крупный город на российской земле, и через несколько минут прибываем на пограничный пункт. Здесь проходит граница с Казахстаном и, как следствие, надлежит пройти все полагающиеся формальности. На российской части пограничного перехода автомобилей кроме наших не оказалось вовсе, и мы очень быстро проходим контроль, а затем встаем в очередь из множества легковушек и большегрузов (они идут отдельно) в нейтральной зоне. Часа полтора ждем своей очереди, лениво наблюдая за тем, как снаружи свищет сильный ветер, пригибая к земле засохший прошлогодний ковыль; поеживаясь на ветру, методично метет одно и то же место молодой казах-пограничник, видать, служащий-срочник, Наконец, настало наше время, благополучно проходим паспортный контроль, досмотр транспортного средства и следуем дальше, уже на территорию республики Казахстан, чтобы оформить тут же страховку на автомобиль и приобрести местные SIM-карты. Мобильная связь, особенно Интернет очень дороги в международном роуминге, потому самый лучший выход – покупка местного номера с выгодным тарифным планом.

Через несколько километров мы заехали в первое кафе, встретившееся на территории Казахстана после границы. За большим столом обедает большая компания казахов, судя по всему, дальнобойщиков, весело хохоча и жестикулируя. Заказываем блюда местной национальной кухни, пытаясь попробовать что-нибудь традиционное. Но все равно не покидает ощущение того, что мы все еще в России. Наверное, весь северный Казахстан примерно таков, сказывается многолетняя, общая история, когда обе страны были в составе Советского Союза. В те годы шло активное освоение степных территорий Казахстана, известное грандиозным по масштабам проектам советской власти, таким как Целина (освоение целинных земель для использования в целях сельскохозяйственного производства).

Далее следуем по трассе на Кустанай, наблюдаем постепенное изменение пейзажей, которые становятся все более степными и плоскими. Если до того вдоль дороги встречаются живописные березовые рощицы, речки и овраги, даже небольшие холмы, то вскоре земная поверхность становится совершенно плоской, постепенно исчезает почти вся кустарниковая и древесная растительность, мы въезжаем в царство гигантских степей Северного Казахстана. Не считая аншлагов населенных пунктов, дублированных на английский язык, иногда также написанных на казахском, никаких других признаков того, что мы уже не в России, а едем по территории совсем другого государства, мы не наблюдаем. Все те же деревеньки и села, внешне похожие на башкирские, те же фермы и пасущиеся на свежей траве стада коров. Обычно, попадая на территорию другой страны, сразу отчетливо видишь разницу хотя бы по названиям населенных пунктов, написанных на национальном языке. Еще одно отличие – уже упомянутое выше отсутствие растительности, кроме травянистой. Постепенно подъезжаем к Кустанаю, перед въездом в город над дорогой установлена стела в виде арки, на ней – название города на казахском и русском языках, герб города и приветствие приезжающим: монументально и стильно. Свернули на объездную, хотя вскоре все равно пришлось ненадолго заехать в город чтобы развернуться на обширной транспортной развязке и выйти на трассу Кустанай – Астана. Стоит отметить, что автодороги в этой части Казахстана практически не загружены, транспортный поток на них минимальный, что сразу бросается в глаза после российских дорог. Передвигаться здесь – сплошное удовольствие, хотя местами качество покрытия оставляют желать лучшего, в чем мы убедились вскоре, начав движение в сторону Астаны. Плохих дорог и в России хватает, поэтому ничуть не удивляемся внезапно попадающимся участкам с ямами и провалами в асфальте. Еще одна отличительная особенность – обилие сотрудников дорожной полиции, использующих не стационарные радары, а передвижные комплексы, установленные непосредственно в полицейской машине. Вашу скорость измеряют прямо во время движения, не устраивая стационарных или временных выездных постов. Штрафы за превышение скорости в Казахстане существенно выше чем в России, потому становиться нарушителями здесь очень накладно.

Вдоль дороги – множество водоемов, многие из которых существуют только весной, после активного таяния снега, их поверхность в ясный солнечный день искрится бликами света, имеет почти ультрамариновый цвет. Ветер гоняет по ним волны, в зарослях тростника грациозно стоят цапли, чинно плавают утки, иногда удается увидеть белых лебедей. Вообще же, птиц в этих местах очень много, они кружат повсюду, начиная с совсем маленьких и невзрачных птах, и заканчивая цаплями, журавлями, лебедями и заканчивая обилием разнообразных хищников. Временами встречаются низкорослые деревья, среди них березки, тополя и даже сосны, на лиственных только начали раскрываться почки; судя по всему, весна здесь затяжная и поздняя, что естественно для районов с континентальным климатом.

Ближе к вечеру останавливаемся в придорожном кафе чтобы подкрепиться, внутри чисто и уютно, за стойкой – русская продавщица, радует нас хорошо приготовленной пищей и низкими в сравнении с российскими ценами. Коль скоро мы на территории Казахстана, все расчеты идут уже в местной национальной валюте, называемой «тенге», один рубль стоит 5 тенге, соответственно, считать, что сколько стоит, достаточно просто. Еще пробуем казахстанское мороженое, покупаем эскимо в шоколаде и устраиваем дегустацию. Большого отличия от российского не обнаруживается, но есть его вполне можно.

Отдельные впечатления – это местные туалеты, точнее то, что они из себя представляют… Зрелище не для слабонервных, но без этого пункта, увы, в путешествии никак не обойтись. Так вот, практически все заведения типа «МЖ», что встречались нам на пути, очень напоминают ужасные общественные будки-сортиры времен соцреализма. Кто жил в 80-е, тот поймёт, о чем речь. Как говорится, к хорошему привыкаешь быстро, и это на самом деле так. Наверное, мы в России за последние пару десятилетий порядком подзабыли, что и у нас раньше повсюду были такие грязные будки. К счастью, из Европы к нам пришла цивилизация хотя бы в таком пикантном вопросе. Но…Азия на то и есть Азия чтобы удивлять путешественников, посему посмотрим, что будет происходить дальше.

На закате Валерий и Олег решили повторить и закрепить опыт вчерашней пробежки по трассе; отогнав автомобиль на три километра вперед, мы некоторое время ждали, пока они вдвоем бежали эту дистанцию. На фоне заходящего за плоский степной горизонт дневного светила две бегущие вдоль трассы фигурки в фирменной форме с надписями «Russia» выглядели убедительно. Сумерки между тем быстро сгущались; мы, кстати, недавно обнаружили что попали в очередной часовой пояс, разница во времени с Москвой составляет уже 3 часа. Каждый день наше время как будто скрадывается, сложно привыкнуть к новому режиму, когда ложишься поздней ночью, а встаешь ранним утром, у всех участников экспедиции налицо признаки хронического недосыпания. Впрочем, это – издержки дальних путешествий, значительно сложнее было в кругосветной экспедиции 2014 года, когда мы все время меняли часовые пояса и времена года.

Солнце скрылось за линией горизонта, быстро стемнело, на небе заступила в ночное дежурство красавица Луна, более чем наполовину выбравшись из земной тени. Немногим позже по черному небосводу рассыпались миллионы звезд, температура воздуха резко упала до 4*С. Наши автомобили несутся по трассе среди бескрайней степи, изредка попадаются встречные авто, иногда, но крайне редко мелькают огоньки крохотных населенных пунктов. Ночь вступила в свои права, на бортовом мониторе 19:30 вечера, местное время 22:30.

Усталость дает о себе знать, вот вдали появляются электрические огни большого населенного пункта, мы начинаем присматриваться к указателям в надежде найти место для ночлега. Через несколько километров на повороте в сторону Алматы находим искомое – комплекс из кафе и хостела, в котором ко счастью имеются номера. Здесь можно выспаться и привести себя в надлежащий вид, а также перекусить после долгой и утомительной дороги по однообразной, совершенно плоской степи. Непривычно созерцать все время одну лишь ровную линию горизонта после многообразия русских ландшафтов, увиденных нами в прошедшие дни пути.

Цены в кафе приятно удивляют, в пересчете на рубли они выглядят совсем смешными, поначалу даже не верится, что все может стоить в разы дешевле, чем на родине. Постепенно привыкаем к нахождению в несколько иной реальности, в республике Казахстан. Впереди у нас еще много степных, пустынных и горных дорог разных регионов этого среднеазиатского государства.

Альберт Хлюпин

5 Экспедиция «Азиатское кольцо». День 3. 16 мая 2016 года

Комментарии