Построить в чистом поле пустые коробки из стен и крыш, а затем зазывать туда арендаторов, выбивать из них долги и нести ежегодные убытки. Вы согласились бы на такое? А вот правительство Кировской области - да.
Удивительный вывод напрашивается из обсуждения состояния промышленных парков в области, состоявшегося на заседании экономической комиссии Общественной палаты. Председательствует в ней директор «Алмаз-Антея» Эдуард Носков, который восемь лет назад был первым зампредом правительства, подписавшегося под проектом. И презентовал его тогда как «комплексный инвестиционный план, направленный на снижение социальной напряженности, зависимости систем жизнеобеспечения города от деятельности градообразующего предприятия города Вятские Поляны».
Действительно, на последнем тогда свирепствовал кризис и требовалось успокоить горожан. В 2010 году из Москвы перечислили более 450 млн. рублей, свыше 58 млн. добавили региональные власти. Но, вопреки бодрым заявлениям, еще три года спустя на месте промпарка оставался пустырь.
Не дождались аренды
Все это время инвестиции лежали в банках, накапливая проценты на радость созданной управляющей компании - Корпорации развития Кировской области (КРКО). Ленточку губернатор разрезал только в сентябре 2014-го, а первые резиденты смогли начать производство... восемь месяцев спустя. Из тех, кому на открытии торжественно вручили сертификаты арендаторов, уже тогда почти никого не осталось, кроме ООО «Маркетинг-Бюро» (производство стальных полуфабрикатов).
Давно держится «Орион», выпускающий алюминиевые лодки, этой весной подписаны соглашения с компаниями «Посуда Люкс» и «Посуда-Нур» из Татарстана, а также с предполагаемым якорным резидентом «Высота-43», который зарегистрирован только в этом году, но обещает запустить производство уже с июля, вложив 245 млн. рублей инвестиций и создав до 200 рабочих мест. На радостях чиновники уже готовы продать «Высоте-43» пару корпусов, не беспокоясь о том, что компания создана руководителями подмосковного обанкротившегося предприятия и его бывшей «дочки» - ООО «Серпуховский лифтостроительный завод», - которая тоже не расплачивается с рабочими с прошлого сентября, привлекая к себе внимание надзорных органов.
Фетиш инвестиций
Итак, плоды вятскополянского долгостроя через месяц наконец-то займут арендаторы и хозяева хотя бы на 90%. Тогда как в 15 минутах езды, в центре города, на готовой инфраструктуре и коммуникациях, пустуют освободившиеся корпуса завода «Молот», где теперь работают 3000 человек из прежних 12000.
- На данный момент в Вятских Полянах не заполнены только полтора корпуса. На один уже есть инвестор, ведутся переговоры с другим на оставшуюся площадку, - отчитался перед членами Общественной палаты новый гендиректор КРКО Дмитрий Сандулов, вызвав закономерный встречный вопрос, оставшийся без внятного ответа: а актуален ли там промпарк сейчас, восемь лет спустя?
Повлиять на решение проблемы занятости населения промпарк не смог. Изначально заложенные в федеральную концепцию проблемы инфраструктуры отпугнули за последние годы десятки потенциальных резидентов. Одних - вопросы с подачей или отведением воды, других - подстанция недостаточной мощности, третьих - «нескромная» арендная плата в 100 - 165 рублей за кв. метр (в райцентре или в Татарстане можно найти за 75), отсутствие налоговых льгот и других конкурентных преимуществ.
Как заметили члены ОПКО, Корпорация развития превратилась просто в крупнейшего регионального арендодателя, весь озвученный антикризисный план которого состоит только в сокращении расходов, поиске и сопровождении резидентов, очередном повышении арендной платы и возврате долгов. Если все площади удастся загрузить на 100%, КРКО надеется получать до 9,5 млн. рублей в год. Перспектива - не ближе горизонта, учитывая, что за 2016 год бухгалтерский убыток корпорации составил 21,6 млн. рублей. Из них 15 млн. - растущие неплатежи бывших и действующих резидентов.
А ведь еще в 2012 году, когда можно было остановиться, хорошо посчитать и отказаться, прежде чем начать делать, глава соседнего Татарстана (где, в отличие от наших, промпарки успешно работают и развиваются) Рустам Минниханов говорил по поводу строительства производственной площадки с нуля в пустом поле: «Вы ничего не сделаете на эти деньги. Просто их зароете. Сразу говорю, провальный проект».
Тиражируем провалы
Хронические убытки, вечные переносы сроков окончания строительства и заезда резидентов не заставили правительство и КРКО задуматься, тем ли путем они идут. Словосочетание «привлечение инвестиций» действует на российских министров как заклинание, оправдывая любое прожектерство. Особенно забавно было слышать предложение от Общественной палаты к корпорации и курирующему ее и.о. министра развития предпринимательства и внешних связей Ольге Чаузовой продумать концепцию каждого из промпарков. И это через восемь лет строительства, после вложения бюджетных (читай - из наших карманов) сотен миллионов рублей! Сначала сделали - пора подумать?
- Для меня, на взгляд со стороны, удивительно, что эти проекты еще и тиражируются, - возмущался на заседании ОПКО председатель правления банка «Хлынов» Илья Прозоров. - Взять промпарк «Слободино». До его начала все уже понимали, что «Вятские Поляны» имеют больше минусов, чем плюсов, и экономики нет никакой в самой концепции. Льготу предоставить не можем, договоров нет… Мне непонятно, как удалось снова защититься на 300 млн. рублей и какая экономическая модель туда положена, если государство заработает больше, вложив такие деньги во что-то другое! Нет ли ощущения того, что модель промпарков нужно закрыть, что она нежизнеспособна? Неужели никто не отвечает за эффективность вложения федеральных средств?
- К счастью, никто не требует возврата этих денег, - возразил ему Носков. - Но мы не можем даже эксплуатационные расходы свести. И никакого замысла о качественном влиянии промпарков на структуру экономики я не слышу, что они заткнут какие-то отраслевые дыры. Государство может себе позволить убыточность в одном месте, если она приведет к росту в пятидесяти других или к спасению населенного пункта. А что мы получим от той же посуды? Торговля снизит цены, повысит рентабельность? Кого спасем в пустом «Слободино»? Концепция превыше всего.
И концепция не зарабатывает
Промпарк «Игроград» в Кирове на месте закрывшейся фабрики «Лотус» мог стать единственной концептуальной площадкой, пытавшейся объединить разработчиков детских товаров и материалов для их производства. Уже не станет, поскольку профильных предприятий, намеренных производить товары для детей, здесь не осталось, судя по отчету чиновников. А на днях КРКО выставила на продажу некоторые здания промпарка. Сейчас на 10,5 тысячи квадратных метров «Игрограда» работают 22 арендатора, занимая 74% производственных площадей и половину административных. И все должники КРКО.
- Если новый собственник условия оставит прежними, продолжим работать. Если нам снова повысят арендную плату (как планирует КРКО), будем искать другое место: выбор богатый, - поделился мнением руководитель Центра коммерциализации научных разработок при ВятГУ Илья Лянгасов. Его предприятие по производству пластика, альтернативного резине, работает в «Игрограде» не первый год. - Конечно, проблем прибавится: место удобное, вложено немало наших сил и средств в обновление инфраструктуры, находившейся в плачевном состоянии. Корпорация здесь только изнашивает доставшиеся фонды.
Получается, правительство области заплатило 200 млн. рублей федеральных и собственных средств только на выкуп старых зданий? Чтобы нарастить долги, а затем кому-то всё продать? Если с точки зрения бизнеса на аренде (пусть и убыточного) это можно понять, то где тут государственный подход? Это Корпорация развития Кировской области или арендных платежей?
Даже в строительстве промпарков посреди полей ни государственной стратегии, ни маркетинга нет в принципе: построить непонятно для кого, разориться и распродать хоть кому-нибудь. Частники такой бизнес банкротят и закрывают. Но не чиновники.
Рок госкорпораций
Как пояснила общественникам Ольга Чаузова, идеологию создания промпарков навязывало регионам Министерство экономического развития РФ. И сработала она далеко не везде. Однако если правительство уже перечислило деньги на строительство, то региональные власти обязаны либо достроить и найти инвесторов, либо вернуть всю сумму в федеральный бюджет. И теперь старательно защищенные проекты вятских промпарков сильно напоминают пресловутый чемодан с оторванной ручкой: и бросить нельзя, и тащить тяжело.
Что касается ответственности за бюджетные «закопанные» (по Минниханову) миллионы, то пока её никто не понес. Только одному из шести сменившихся за пять лет, с 2012 года, гендиректоров корпорации - Олегу Зонову - предъявили обвинение по уголовному делу о растрате 8,5 млн. рублей, связанной со строительством как раз самого мутного по концепции промпарка «Слободино». Вскрылась сильно завышенная цена некачественной проектной документации, есть подозрение в подделке ее положительной экспертизы. Возникли вопросы по строительным расходам. К делу могут привлечь экс-коллег Зонова, работавших в то время: Михаила Сафонова и Ивана Гайдука, при которых вершился безобразный долгострой близ Вятских Полян. В том числе из-за плохого проекта.
Почему-то как ни создает облправительство какую-то госкорпорацию - так беда с руководителями! Взять ту же региональную ипотечную (КРИК), которая за 14 лет полностью растеряла свою долю рынка жилья в регионе: с 70 до менее одного процента. Из пяти сменившихся ее директоров пока только один - Вадим Перминов - был уволен без уголовных дел и скандалов. Зато перед его уходом один из многочисленных кредиторов подал на КРИК иск о банкротстве. Еле отбилась от уголовных дел Орешкович, Рылов отсидел, теперь Шмаков обвинен во взятке. В порядок в КРИКе уже не верится.
В прошлом номере «ВК» писал о созданной год назад непонятной Дирекции загородных лагерей, зарабатывающей теперь арендой, как и КРКО. За полтора года там уже сменили одного руководителя - тенденция та же.
Впрочем, не так интересно, сколько времени отработает на своем посту очередной гендиректор Корпорации развития, как - с какой целью. Колея в никуда накатана…
Игорь Нелюбин
Комментарии