+16
Подпишись: Будь в курсе жизни города!

Мужское и женское

01 Декабря 2017, 12:58 Автор: Лидия 1481 1

     В центральной городской библиотеке состоялся двадцатый  выпуск литературного альманаха «Колесо судеб» под названием «Мужское и женское». Случились этой осенью два юбилея великих поэтов Марины Цветаевой (125 лет) и Роберта Рождественского (85 лет).  "Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов...". Очень деликатно, подробно,  артистично рассказали Алена Владимировна  Морозова и Ольга Николаевна Шведчикова  о жизни и творчестве поэтов.   Что же позволило объединить  поэтических титанов  в одном выпуске?   Прежде всего, это сильные, наделенные яркой индивидуальностью, глубоко русские  по природе своей  ПОЭТЫ. Их жизненный путь с разницей в 40 лет практически в разной, но горячо любимой ими Родине.  Очень подходит цветаевское горделивое утверждение: «Мы коронованы тем, что одну с тобой Мы землю топчем, что небо над нами - то же…».   Марина Цветаева, яркий и значительный  творец  первой половины нашего века,   не только не поняла Октября, но и не приняла его, не увидела в нем могучей силы, обновляющей все  личное и общественное в человеке. «Я счастлива жить  образцово и просто, как солнце, как маятник, как календарь …». Роберт Рождественский, наоборот,  почувствовал ритм эпохи  второй половины ХХ века, передал пульс времени, восторженно принял романтику борьбы за мир, покорения космоса, строительства  БАМа: «Человеку надо мало: чтоб искал и находил…». Темы их стихотворений перекликаются: любовь, Родина, природа, война.  Из широкого охвата лирических тем, все как к  единому центру, сходятся к любви.  В различных оттенках это своенравное чувство остается самым основным, глубинным, определяющим все остальное. «Тревожное, сердечное движение»  стихов о любви  продемонстрировала Ольга Николаевна Шведчикова, прочитав театрально выразительно  наизусть  огромный «Монолог одинокой женщины» Роберта Рождественского. Любовная лирика нашла воплощение в многочисленных романсах  и песнях, прозвучавших  в этот вечер.  Может быть,  в женской поэзии больше страсти, в неразрывном единстве жизнь и стихи, быть самой собой, ни в чем не зависеть  ни от времени, ни от судьбы, хотя в основе произведений М. Цветаевой, по определению Валерия Брюсова, «какой-нибудь  реальный факт, что-нибудь действительно пережитое».  Двадцатилетняя    поэтесса  писала: «Моим стихам,  написанным так рано, Что и не знала я, что я – поэт …  Разбросанным в пыли по магазинам  (Где их никто не брал и не берет!),  Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед!» Если Марина Цветаева жила в литературе и для литературы, чуждалась общества московских поэтов, чрезвычайно редко выступала с чтением своих стихов, то Роберт Рождественский с поэтами «шестидесятниками» собирал многотысячные стадионы, залы политехнического музея. Его поэзия  была необходима  как воздух: «Будьте счастливы, Человеки! Люди умные. Люди сильные». Если Р. Рождественский позиционировал себя преемником Владимира Маяковского, то  М.Цветаева  подчеркивала  самобытность своего  поэтического слова, которая выходила за рамки традиционных литературных вкусов: «Кто создан из камня, кто создан из глины,- А я серебрюсь и сверкаю!  Мне дело- измена, мне имя – Марина, Я – бренная пена морская. Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной – воскресаю! Да здравствует пена -  веселая пена – Высокая пена морская!» Порывистая, стремительная натура  и открытый,  заикающийся, и оттого немного комплексующий,  как две струны, натянутые в перекличке  чувств, сходных по значению, но  различных по звучанию.  Их объединяет одна  органическая, неизбежная, неразрывная связь большого искреннего таланта с судьбой Родины.  «Мы судьбою не заласканы. Но когда придет гроза, мы возьмем ее за лацканы  и посмотрим ей в глаза».           

                                                                                                                                                   Лидия Палкина

Сообщение об ошибке