+16
Подпишись: Будь в курсе жизни города!

"С жиру бесимся?" Как Малмыжский район Кировской области стал "спонсором" Республики Татарстан

Эпиграфом к этой истории можно было бы взять известные шекспировские строки: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам». Вот и на нашей, Вятской земле иной раз случается такое, что объяснить довольно сложно. Например, как получилось, что далеко не самый богатый Малмыжский район стал спонсором Республики Татарстан, чьи материальные ресурсы давно вызывают у соседей нескрываемую зависть? Впрочем, обо всём по порядку…

Есть в Малмыжском районе небольшая деревня Пукшинерь. Интересна эта деревня тем, что, если посмотреть на карту из поисковой системы Google, практически прямо по ее территории проходит административная граница Кировской области с Республикой Татарстан. А нас Пукшинерь заинтересовала еще и потому, что минувшим летом от нее до соседней татарской деревни Верхний Сардык малмыжскими дорожниками была отремонтирована (отсыпана грунтощебнем) дорога общей протяженностью 1200 метров, почти полкилометра из которых проходит по территории Татарстана. Все работы были оплачены из средств областного дорожного фонда, предназначенных на содержание дорог общего пользования Малмыжского района. «С чего бы делать такой подарок нашим и без того небедным соседям?» - спросите вы. Интересно это стало и нам.

В распоряжении редакции «ВК» оказалась копия письма главы Малмыжского района Валерия Константинова на имя заместителя генерального директора КОГП «Вятавтодор» Николая Ашеева. В нем Валерий Васильевич просит разрешение на ремонт этой дороги, обосновывая его необходимость «реализацией инвестиционного проекта на территории Ральниковского сельского поселения… по строительству молочного комплекса на 2400 голов». Здесь необходимо уточнить, что инвестпроект, о котором пишет Константинов, по нашим сведениям, пока существует лишь на бумаге, хотя говорят о нем не первый год. Более того, молочный комплекс если и будут строить, то, скорее всего, возле села Аджим, которое находится гораздо севернее - у границы с Уржумским районом. А маслозавод, на который будут поставлять молочную продукцию, планируют создать в Вятских Полянах, то есть тоже совершенно не в той стороне, куда ведет только что отремонтированная дорога. К тому же проложена дорога была по полю - то есть по землям сельхозназначения. Несмотря на это, высокий начальник из «Вятавтодора» свое разрешение дал: на уже упоминавшемся нами письме красуется резолюция господина Ашеева: «Согласовано».

Всё это вызвало сначала недоумение, а потом и возмущение жителей района. Даже сами рабочие дорожного управления, понимая, что зашли на территорию Татарстана, задавались вопросом: почему они работают здесь, когда есть свои, малмыжские дороги? Вернее, их (дорог) во многих местах практически нет. Например, в так называемой заречной части района условно проезжими можно назвать дороги к деревням Плотбище, Захватаево, и список этот можно продолжать и продолжать… «Может быть, лучше сначала навести порядок у себя?» - спрашивали малмыжане.

На это, как рассказывают, последовал жесткий ответ районного начальства: «Мы распорядители средств и нам виднее, куда направить деньги». А дорожникам посоветовали не сильно распространяться о своей работе «за границей». Хотя доводы руководства ДУ, что вся их техника работает «под Глонассом» и скрыть ее передвижение по «сопредельной территории» всё равно не получится, в буквальном смысле вернули «распорядителей» на землю.

А между тем местные жители понять не могут, с какой стати главе района вдруг стала нужна эта дорога, «стратегического значения» для района, в общем-то, не имеющая. Ведь в прошлом, 2017 году из Малмыжа на Пукшинерь на федеральные деньги уже была построена новая дорога. Бюджету она обошлась в 86 миллионов рублей. «Чиновники с жиру бесятся!» - говорят одни малмыжане, комментируя ситуацию. А может быть, предполагают другие, всё дело в том, что на территории Татарстана, как раз за Верхним Сардыком, находится родная деревня Валерия Васильевича - Дурга? Впрочем, второе не исключает первого…

Так или иначе, вопросы остаются, и задать их, по-видимому, следует всем областным контролирующим органам - от счетной палаты до прокуратуры. Во-первых, насколько экономически целесообразно было ремонтировать именно дорогу Пукшинерь - Верхний Сардык? Во-вторых, является ли ремонт за счет средств дорожного фонда Кировской области дороги, находящейся на территории другого субъекта Российской Федерации, целевым расходованием этих средств? И, в-третьих, сколько денег ушло на эту «инициативу» главы Малмыжского района Константинова, поддержанную первым заместителем гендиректора «Вятавтодора» Ашеевым?

По информации, полученной редакцией «ВК» у специалистов дорожного хозяйства, цена одного квадратного метра дороги с грунтощебеночным покрытием составляет 663 рубля. Нетрудно подсчитать, что при ширине в 6,5 м стоимость 1,2 км составляет 5 млн. 171 тыс. 400 рублей. И это при том, что на содержание и ремонт всех дорог Малмыжского района, по нашим данным, на год было выделено 26 миллионов.

Кстати, грунтощебень, в котором «исполнено» новое дорожное покрытие, - еще один повод задать вопрос, на этот раз природоохранной прокуратуре. Местные жители рассказали корреспонденту «ВК», что брали его дорожники из карьера, который, по словам малмыжан, сами и раскопали неподалеку. При этом не ясно, было ли получено на это соответствующее разрешение.

Подытоживая сказанное, редакция «Вятского края» просит данную публикацию считать официальным обращением в областные правоохранительные и контролирующие органы. Экземпляры газеты в их адрес мы направим сразу же после её выхода в свет. Вместе с жителями Малмыжского района хотелось бы получить ответ, оправданны ли действия названных в статье должностных лиц или, как говорят в народе, «чиновники с жиру бесятся»?

Т. АНДРЕЕВ.

Сообщение об ошибке