Счастливые "второгодники" Вятские Поляны
Вятские Поляны

Счастливые "второгодники"

Фото Счастливые

В детской школе театрального искусства имени Александра Калягина ребята обучаются пять лет. В течение четырех лет они проходят арт-терапию музыкой, словом, движением, танцем. На пятый год у ребят появляется желание играть на сцене, пробовать себя в различных ролях. А как быть, если применить полученные навыки негде? У людей творческих и мыслящих безвыходных ситуаций не бывает. Через несколько лет после открытия детской школы театрального искусства здесь был создан учебный театр. Сегодня это образцовый учебный театр «АзАрт» - детище заслуженного работника культуры РФ Сергея Анатольевича Суворова.

Почему «АзАРТ»? Известная истина: как назовешь корабль, так он и поплывет. Поэтому название учебного театра родилось не сразу, но зато осмысленно: «Аз» символизирует первые шаги, основы, иными словами азы, ну а «арт» - само искусство.

Сергей Анатольевич называет ребят из «АзАРТа»… второгодниками. Счастливыми второгодниками, которые остаются на второй год, чтобы на практике применять навыки, полученные за годы обучения в школе.

- Когда ребята приходят во взрослый состав, готовые играть, их ошарашивают фразой : играть… нельзя! – рассказывает Сергей Анатольевич. – Для них это шок. Осознание того, насколько важно не то, что он УМЕЕТ ИГРАТЬ, а то, ЧТО ИМЕННО он играет, приходит позже. Этакая революция в сознании происходит за 2-3 месяца. Поверьте, это титанический труд! Завершается он тем, что ребята начинают понимать, как важны желания и чаяния персонажа, как создается образ, что такое зерно роли.

ШЕКСПИР - "КОСТЮМ НА ВЫРОСТ"

Спектакли, которые ставит образцовый учебный театр «АзАрт», а их сейчас более 60, разные по жанрам:

драматические и поэтические, пластические и музыкальные…

- Как говорил великий актер Сергей Юрский, у каждого автора своя отдельная планета. Например, планета драматурга Нины Садур не распространяется, скажем, на планету Гоголя или планету Островского. Нет единого лекала, под которое можно, как под копирку, сделать спектакль разных авторов. И то же самое актеры: один и тот же персонаж каждый может подать по-своему. Хотя в 17 лет человек еще может не понять всего, что хотел сказать автор. Но это от него и не требуется. Его собственное открытие гораздо дороже, нежели если бы кто-то ему свой 50-летний опыт свалил.

Когда в учебном театре ставили ставший легендарным спектакль «Плутни королевы Маб» по пьесе «Ромео и Джульетта» Шекспира, было понятно, что Наталье Ноздриной будет нелегко играть Джульетту, а 15-летнему Володе Курочкину – Ромео.

- Сам по себе Шекспир – это такой «костюм на вырост», и он, этот костюм, требует от актера, чтобы тот подрастал профессионально, делал открытия, - рассуждает Сергей Анатольевич.

Спектакль стал таким крылатым и легендарным, безусловно, потому, что был найден удивительный ключ: вся эта трагическая ситуация произошла потому, что с этими людьми играет хозяйка ночи королева Маб, и это вовсе не жизненная ситуация, а некий сон. Наверное, такой подход позволил 15-летним актерам отнестись к трагической ситуации чуть легче, отстраненно . Режиссер считает важным учитывать как психологические, так и физиологические особенности ребенка, чтобы обстоятельства не погрузили его на дно печали, на дно неподъемных проблем. Кстати, педагог Сергея Анатольевича, преподаватель ГИТИСа Борис Голубовский сказал тогда, что такой трактовки этой известной трагедии еще не было…

С первыми ребятами, которых школа выпустила, кроме шескпировского «Ромео и Джульетта», было поставлено еще 3 спектакля. У ребят все получилось, потому что, говорит Сергей Анатольевич, они были ансамблем. В театре самое главное - создать оркестр, ансамбль, чтобы каждый понимал друг друга с полуслова. И очень важно, чтобы актер существовал «здесь и сейчас» , а не показывать вчерашний, «зарепетированный» спектакль.

НИНА САДУР ОЦЕНИЛА

Значимый спектакль в репертуаре «АзАрта – это «Колыбельная уходящему веку», поставленный по пьесам Нины Садур «Ехай» и «Чудная баба».

- До сих пор не могу равнодушно и спокойно смотреть кадры этого спектакля – ранят душу и сердце, - признается Сергей Анатольевич. Это был совместный проект с фольклорно-этнографическим театром «Рождественское село». С этим спектаклем «азартовцы» были в Москве на фестивале. Кстати, вспоминает Сергей Анатольевич, критики очень жестко отнеслись к нему. Нам говорили: где вы видели в России домики в два окна, у нас все дома имеют по три!

Впрочем, критики не убедили режиссера:

- Где? Да я проезжаю по Кировской области и вижу множество вариантов домиков в 2 окна!

По прошествии времени Сергей Суворов познакомился с Ниной Садур близко.

- Когда я рассказал, о чем спектакль и какие звучали песни, Садур плакала, и сказала, что не прав тот член жюри. Кстати, ее дедушка родом с Вятки, поэтому вятское этническое звучание песен - попадание в десятку!

КРЫЛАТЫЙ "ДИКИЙ"

У «АзАрта» много разных спектаклей. Отдельно можно сказать о спектакле «Дикий», который рождалсяс великим трудом. Вроде бы, сказка о гадком утенке – чего проще? Но родились десятиметровые крылья на сцене, и эти крылья стали превращаться то в озеро, то в берлогу, то в болото, то в снег, то в кусты. Это было очень непросто. Чтобы было понятно, что это куст или дребезжанье болота, очень много работали. «Дикий» оказался самым «крылатым» спектаклем. Он о мечте, о любви. Мечта окрыляет человека: нельзя жить возле корыта и надеяться на то, что тебя придут и покормят, надо подняться дальше. С этим спектаклем «АзАрт» был в Москве, в Евпатории, Сыктывкаре, Кирове, Екатеринбурге. Даже в Хорватию летали и получили приглашение в Америку, но не смогли полететь по финансовым причинам. Кстати, поездка в Хорватию состоялась благодаря поддержке Союза театральных деятелей РФ и благодаря тому, что Вятскополянская театральная школа - член международной ассоциации театров, где играют дети (АИТА).

«Дикого» играли четыре поколения актеров. У него 60 дипломов – гран-при, за лучшую сценография, лучшее музыкальное оформление, лучшее пластическое решение, лучшая мужскую и лучшую женскую роли, лучшую роль второго плана… Четвертое поколение «азартовчан» побывало два года назад на фестивале в Евпатории «Земля Театр Дети », и, выступая на одной сцене со студенческими театрами, стали лауреатами I степени.

У нас спросили : « А на каком курсе учатся ваши студенты, на третьем курсе или втором института культуры?» Были очень удивлены ответом, что это «возможно будущие абитуриенты». Все настолько были уверены, что услышат иной ответ на вопрос, припоминает режиссер.

"ФАЛАЛЕЙ" ОТКРЫЛ ДОРОГУ В ПАРИЖ

Один из любимых спектаклей «азартовцев» – «Фалалей» по пьесе Нины Садур. Нина Садур видела этот спектакль на арт-лаборатории «Очарованный странник» и была в восхищении. Написана пьеса по повести «Лафертовская маковница» Погорельского. Непрост сам Погорельский. Нина Садур перевела его на свой язык – тоже довольно сложный. «Азартовцам» удалось разгадать задуманное авторами, хотя пришлось над этим работать целый год.

- Мы очень любим этот спектакль, - признается Сергей Анатольевич. – «Война войной, а свадьбы надо играть». Великое открытие: Москва горит, люди воюют, Бонапарт совсем близко, а любовь все равно продолжается, жизнь идет.

Если в двух словах: действие происходит в Отечественную войну 1812 года. Девушка на выданье, нет денег, ее отец хочет, чтобы она вышла за парня, который в соседней лавке торгует тканями, а мама хочет богатого. А за богатством надо идти к тетке, которая занимается колдовством…

Наверное, спектакль «Фалалей» сыграл решающую роль в том, что в прошлом году Сергея Суворова дважды приглашали в Париж для постановки спектаклей. Приглашение пришло из ассоциации русскоязычных театров Европы и центра культуры и науки в Париже при российском посольстве. Он поставил два спектакля с людьми, для которых театр – это средство для изучения и сохранения русского языка. Сейчас они играют эти спектакли на гастролях в Германии, в Италии.

Один из спектаклей, поставленных в Париже, - «Емеля», и он хорошо знаком вятскополянским зрителям. А вот премьера другого – «Душа подушки» по пьесе Олжаса Жанайдарова – должна еще только состояться.

Вообще о своей поездке во Францию Сергей Анатольевич вспоминает с теплотой:

- Мне было приятно увидеть интеллигентных родителей, которые хотят сохранить русскую культуру, русский язык в своих детях. Премьера спектакля «Душа подушки» состоялась 1 июня в зале Русского духовного православного центра в Париже. Родители не ожидали, что дети за такой короткий срок смогут поставить спектакль и говорить с нами на равных и на такие серьезные темы. Зрители смеялись и плакали.

ПТИЦУ ВИДНО ПО ПОЛЕТУ

Спектаклей у «АзАрта» много, и у каждого своя история, свои достижения. В фестивалях разного уровня «АзАрт» принимает участие каждый год. И никогда не приезжает без дипломов. Но на фестивали, признаются в школе педагоги, они ездят не только за признанием, а в первую очередь для того чтобы ребята подружились со сверстниками из других городов и стран, получили опыт.

Что касается выпускников, то о каждом можно говорить в отдельности и подолгу. Алена Фалалеева, Наталья Ноздрина, Василий Березин, Владимир Курочкин, Алина Егошина, Славяна Кощеева и многие, многие другие, игравшие когда-то в спектаклях «АзАрта», давно покорили уже другие вершины. Чем, несомненно, гордится заслуженный работник культуры РФ Сергей Суворов:

- Я очень рад за них, что они далеко и высоко «летают». Хорошую птицу, как известно, видно по полету!

Галина ПАВЛОВА

ВЯТСКО-ПОЛЯНСКАЯ ПРАВДА, 26 марта

#вятскополянскаяправда #годтеатра #азарт

По материалам источника: https://vk.com/wall-41848414_6398
5 Счастливые "второгодники"

Комментарии