+16
Подпишись: Будь в курсе жизни города!

Транспортные вопросы

На днях было объявлено о том, что в Кировской области появится единая транспортная компания. Эту тему подняли на дискуссионном круглом столе «Так-то да!». Полярные позиции вполне объяснимы: в Кирове и регионе сеть общественного транспорта оставляет желать лучшего, надо что-то менять, а что именно – единого мнения нет. 

Развитию транспортной сети был посвящен и эфир на радио «Эхо Москвы». Гостями студии стали председатель общественной палаты Кировской области Наталья Шедько, куратор движения «Красивый Киров» Анатолий Курбатов и эксперт ОПКО Константин Ситчихин. 

Анатолий Курбатов: 

- Монополия зло? Так-то да, но не всегда и не во всех сферах. В общественном транспорте монополия - это хорошо, потому что это не «рынок». Общественный транспорт – это инфраструктура. Точно такая же, как ровные дороги, удобные тротуары, освещенные улицы или ливневая канализация. Согласитесь, странно было бы говорить, мол, в Кирове нет тротуаров, потому что у нас низкий тариф и жители не готовы платить за качественные тротуары. Или странно было бы не оплачивать уличное освещение, потому что это прямые расходы бюджета, а доходы посчитать сложно. Транспорт - это такая же инфраструктура. — Мысль не моя, а всего мирового опыта. Здесь не надо выискивать экономическую выгоду, здесь надо создать для населения стабильную возможность добраться из точки «А» в точку «Б». 

Константин Ситчихин, эксперт Общественной палаты в сфере жилищно-коммунального хозяйства и дорожной отрасли: 

- Надо исходить из бюджета, в нашей области он дотационный. Денег негде взять даже на создание единого оператора. Общественный транспорт – сфера уже не социальная, а какая-то предпринимательская. Экономическая. Все транспортные компании закладывают какую-то часть прибыли в тарифы. После чего подают документы в региональную службу по тарифам. Это говорит о том, что это социальная сфера, не благотворительная. Транспортные компании хотят получать прибыль. 

В прямой эфир позвонил кировчанин Владимир, работающий на грузовых машинах, знающий районы области – как свои пять пальцев. – Мы закупаем автобусы – это, конечно, все хорошо, – говорит он. – Но для качественной эксплуатации машин необходимо ремонтировать дороги. Никто не обращает внимания на то, что на дорогах огромные ямы! В области общественный транспорт работает не больно хорошо. Например, в Юрьянском районе. Ушатанный автобус до Мурыгино ходит по убитым дорогам. Он в очень плохом состоянии, но у владельцев нет, наверное, средств на ремонт – они перевозят очень мало народу. Отдачи никакой. 

- Поэтому у нас с транспортом все очень плохо – потому что все относятся к нему как к бизнесу. Необходимо понимать, что есть маршруты, которые приносят 30-40 тысяч рублей в день. А есть те, которые, дай Бог, принесут тысячи три, – пояснил Анатолий Курбатов. – Поэтому, если относится ко всему этому как к бизнесу, то давайте отменим районные автобусы и отрежем все населенные пункты – пусть живут как хотят, пусть умирают как хотят. жители города кирова ничем не лучше жителей районов – давайте создадим для них равные условия. 

- Давай логически рассуждать и смотреть на ту реальность, которая у нас за окном. Чтобы субсидировать все эти социальные маршруты, потребуется большое влияние денежных средств. В бюджете их нет, – возразил Константин Ситчихин. – Если будет федеральная программа, о которой все говорят, и, если будет субсидирование более 60%, на закупку новых автобусов (как это делается на многих нацпроектах), тогда у нас появится свет в конце тоннеля и новые автобусы. Даже самый новый и качественный автобус быстро сломается, передвигаясь по таким дорогам, которые у нас существуют в районах – это просто ужас. Это просто напросто направления, а не дороги. 

- Когда слышу «Нет денег» - слышу «Не хотим работать!» – возмутился Анатолий Курбатов. – Сейчас запускается программа: ВЭБ-банк готов дать денег на развитие инфраструктуры. У меня вопрос: кому достанутся деньги? АТП, КПАТ...а в Вятские Поляны, Лебяжье? Они никогда не получат эти средства. Но если это будет единый оператор, то шансов получить федеральные средства – в разы больше. 

- Да, шансов у единого оператора в сто раз больше. Но вопрос в другом: у Кировской области есть шанс туда войти? – спросил Ситчихин. - Шанс будет тогда, когда появится единая стратегия развития общественного транспорта, а не просто вновь созданное ООО. 

- Мы в первую очередь должны говорить о доступности общественного транспорта для каждого жителя области, – взяла слово Наталья Шедько. – И если смотреть в этом разрезе, то это сфера не бизнеса, а социальная. Я много езжу по районам, и вижу, как люди мамы с детьми, пожилые люди не могут добраться до райцентра, в школы, больницы, потому что у них, за 10 километров, нет никакого иного транспорта кроме такси. А это не для их кармана. В этом разрезе – создание единого оператора – это правильный путь. 

- Почему в районах убыточные перевозки? Как раз-таки потому, что эту нишу занимают нелегальные перевозчики. В любом населенном пункте можно найти перевозчика, который в нужное время доставит тебя из пункта «А» до пункта «Б». – Они появились только потому что государство ушло с этой позиции, – подчеркнул Анатолий Курбатов. – Свято место пусто не бывает: вот, они и появились. Если автобус ходит один день в неделю, то люди будут уходить к нелегалам. 

- Это вопрос безопасности людей. «Нелегалы» не отвечают за жизнь пассажиров, их безопасность и здоровье. – отметил Константин Ситчихин. – Садясь в автобус у пассажира должны быть билет и страховка! 

По мнению Ситчихина рыночное регулирование транспортной сферы будет максимально эффективным, когда государство начнет бороться с нелегальными перевозчиками. Они должны не продавать в подворотне билеты, а действовать через автовокзал. 

- На сегодняшний день рынок в Кировской области пока формирует, не государство, а бизнес. И нелегальные перевозчики в том числе. Да они, может быть, не всегда ездят законно и платят не такие большие налоги, но они часть этой системы. И они обеспокоены: у них, мелких и средних предпринимателей собираются отобрать хлеб – ввести единого оператора. Первоначально речь шла о создании единой организации – союзе АТП и КПАТ. Сейчас говорят о едином управлении всеми перевозчиками – о некой единой диспетчерской службе, которая будет контролировать всех и заключать с перевозчиками договоры. 

- Предпринимателям дадут нормальные правила игры и какое-то субсидирование, – взял слово в эфире Анатолий Курбатов. – Им же будет лучше. Все останется на этапе заключения договоров с этими мелкими перевозчиками – никакой дядя не придет и не топнет ногой. Собеседники с ним не согласились...


Сообщение об ошибке