Мало кто точно знает, какой температуры должна быть вода, что течёт из крана в наших квартирах, и коммунальщики стали этим активно пользоваться. Схема проста: вместо горячей воды подают тёплую, и вы в своих смесителях выворачиваете горячий кран до конца. В результате квартирный водосчётчик фиксирует больше кубометров из горячей трубы, и вы платите по счетам за услуги ЖКХ больше, ведь, согласно тарифам, горячая вода намного дороже холодной.
Москвич Максим заметил, что с середины 2019 года плата за пользование горячим водоснабжением выросла в среднем на тысячу рублей. Выяснилось, что его семья вдруг стала более активно потреблять горячую воду: аж на пять-шесть кубометров в месяц. И вот что странно: расход холодной воды за это же время уменьшился примерно на эту же величину.
Максим замерил температуру воды, что текла из горячего крана в его квартире, и обнаружил, что она не превышала 40 °С. Пришлось провести настоящее расследование и опросить соседей. Они сделали аналогичные замеры в своих квартирах и выяснили, что выше 52 ?C горячей воды не было ни у кого.
А ведь согласно правилам СанПиН (2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01") температура горячей воды должна быть не ниже 60 °С и не выше 75 °С. По правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённым постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, горячее водоснабжение должно быть организовано в домах бесперебойно и круглогодично.
Максим прикинул, во сколько ему обходится ежемесячная переплата, и вот что получилось:
Он обратился в свою управляющую компанию (ГБУ "Жилищник"), которая является оператором по предоставлению ему услуги горячего водоснабжения, с жалобой на недостаточную температуру воды. Сотрудники УК обращение приняли, но ситуация с температурой воды не нормализовалась. Последующие жалобы либо игнорировались, либо следовал ответ-отписка, что по вопросу качества горячего водоснабжения следует обращаться к непосредственному поставщику услуг — ПАО "МРСК Центр".
В результате москвичу пришлось обращаться в суд. И вот как только было назначено предварительное судебное слушание, управляющая компания изменила своё мнение и проблему признала, в течение недели горячая вода стала надлежащей температуры. Никакой замены труб или иного ремонта не потребовалось: коммунальщики намеренно снижали температуру воды.
— К сожалению, с прошлого года наблюдается устойчивая тенденция к увеличению количества обращений граждан в суды по поводу качества услуг ЖКХ, — отметил Дмитрий Шагин, адвокат Межрегиональной коллегии адвокатов города Москвы. — Они стали менее качественными, хотя объективных предпосылок для этого нет. Очень много клиентов жалуются именно на температуру горячей воды, поэтому возникает подозрение, что такая ситуация создаётся намеренно, чтобы заставить потребителей платить больше.
По мнению адвоката, в ситуации с Максимом понятно, почему управляющая компания "вдруг прозрела" и в итоге добровольно устранила нарушения. Ведь, согласно ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, УК несёт полную ответственность за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, даже если она является только оператором этих самых услуг. При этом в случае оказания услуг ненадлежащего качества компания нарушила ещё и статью 4 закона "О защите прав потребителей". То есть очевидно, что если бы суд вынес решение, то оно было бы не в пользу управляющей компании.
На самом деле в большинстве случаев дело до подачи в суд можно не доводить, а достаточно выполнить несколько шагов и правильно подать претензию в свою управляющую компанию.
Во-первых, если заметили, что из горячего крана регулярно течёт едва тёплая вода, следует подавать заявку в свою управляющую компанию и требовать составления акта по каждому случаю. Акт должен составляться в вашем присутствии с обязательным замером температуры из крана в вашей квартире.
Чаще всего после составления этого документа управляющая компания уже начнёт принимать необходимые меры для устранения проблемы. Узнать, какая управляющая компания занимается вашим домом, можно на сайте Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства. Отправить жалобу также можно онлайн при помощи личного кабинета на сайте госуслуг.
Во-вторых, одновременно с заявкой в управляющую компанию следует подать жалобу в местную Госжилинспекцию. Эта организация занимается региональным государственным жилищным надзором и в течение 30 дней обязана не только дать ответ на вашу жалобу, но и проверить все факты и в случае установления нарушений вынести предписание вашей управляющей компании о ликвидации нарушений.
Ну а если эти два шага не сработали — не стесняйтесь обращаться в суд, ведь правда на вашей стороне.
Комментарии 3