Межрегиональный музейный проект Музей - территория ОБРАЗов и СМЫСЛов Вятские Поляны

Межрегиональный музейный проект Музей - территория ОБРАЗов и СМЫСЛов

Фото Межрегиональный музейный проект Музей - территория ОБРАЗов и СМЫСЛов Вятские Поляны
Фото Межрегиональный музейный проект Музей - территория ОБРАЗов и СМЫСЛов Вятские Поляны
« »

Сегодня мы предлагаем вниманию родителей школьников начальных классов новую абонементную программу на 2021/2022 учебный год. Для тех, кто хотел бы понять, в чем отличие наших музейных занятий от других образовательных мероприятий предлагаю к прочтению выдержки из моей статьи, написанной для конференции музейных работников. Думаю, родителям должно быть интересно, что лежит в основе занятий с их детьми.

….Сегодня идет процесс изменения роли музея в образовательном и воспитательном процессах. Поэтому сегодня музейный урок – настоящий урок, в котором важную роль отводят самостоятельной, творческой деятельности учащихся в особом музейном пространстве, где «понятия «исторические факты», «исторические реалии», «преемственность», «историческое наследие» приобретают ту фактурность и достоверность, которых практически невозможно достичь в традиционном педагогическом процессе». Тут главным является музейный предмет – основа, вокруг которой строится работа с учеником.

У музея есть дополнительная уникальная возможность обратиться к душе ребенка - в рамках музейного диалога использовать непривычные каналы коммуникации, которые чаще всего не используются в школе: интуицию, ассоциации, сопереживание и т.п. Ребенок не просто получает и запоминает новое, он пропускает знание через себя, получает эмоциональные впечатления и тогда «возникает эффект зеркала, когда каждое поколение смотрится в другое, рефлексируя собственные проблемы, обретая новый внутренний опыт».

Так должен работать музейный диалог между учеником и музейным предметом, который превращается в образ, вызывающий эмоции, переживания, которые формируют личное отношение к предметам, фактам, событиям. Поэтому именно музейные педагоги на своих занятиях, в отличии от школы, могут использовать «особый способ постижения реальности, основанный на со-переживании, во-влеченности, пере-открытии, со-участии, во-площении».

Такой диалог должен быть подготовлен музейным педагогом. Это возможно только в том случае, когда каждый музейный предмет рассматривается как уникальность, имеющую глубокий смысл, тесно взаимодействующую с другими уникальными предметами. Тогда музей станет не просто хранилищем типичных предметов, а откроет «пространство Пути, Путешествия, Перекрестка дорог, Встречи, постижение которого основано на самых различных способах освоения реальности, включая нерациональные: запах, цвет, вкус, звук, интуицию, воображение, ассоциации».

Если в основе музейно-педагогической деятельности будет не столько предмет, сколько тот образ и те смыслы, которые таит этот предмет, тогда музейное занятие позволит получить ученику личный опыт, личные переживания. В этом случае музей станет не созерцательным пространством, где ребенок выступает наблюдателем, а живым пространством, территорией образов и смыслов, которая обладает огромной силой эмоционального воздействия. Это позволит сделать для ученика посещение музея желанным, позволит через усилие души способствовать формированию особого внутреннего мира подрастающего человека, который станет основой его настоящей гражданской идентичности, ответственность за формирование которой возложена, в том числе и на музей.

5 Межрегиональный музейный проект Музей - территория ОБРАЗов и СМЫСЛов

Комментарии