Императорский монетный двор
Довольно часто встречаю в сети статьи, посвященные Императорскому монетному двору. Они занимаются изготовлением и продажей коллекционных монет и медалей, то есть в первую очередь должны быть интересны нумизматам и фалеристам.
Фалеристами называют людей, которые коллекционируют медали, их часто по ошибке путают с нумизматами.
Но почему-то об Императорском монетном дворе, или, коротко, ИМД, говорят люди и за пределами этого узкого хобби. Ответ прост - реклама. Императорский монетный двор известен тем, что активно рекламирует свою продукцию по ТВ, предлагает заказать бесплатные медали, опускает в почтовые ящики листовки. В основном эти бесплатные медали посвящены теме Победы, реже - событиям в царской России. Чаще всего они приурочены к какому-то событию по дате выпуска.
Императорский монетный двор часто ругают. Тезисно весь негатив можно разделить на три части.
1) “Они наживаются на исторических событиях, на святых для русского человека темах Победы и Великой Отечественной войны. А медали, посвященные религиозной теме, еще и на верованиях”.
2) “Они мошенники и обманывают людей, заставляют даже за бесплатную медаль платить за доставку, а если откажешься - пригрозят коллекторами, хотя даже не имеют на это права”.
3) “У них очень агрессивный маркетинг, они путают людей, и те тратят больше, чем планировали изначально”.
Представляется такая компания-рэкетир, которая сначала насильно всунет в руки медаль, а потом потребует за нее платить. Но что-то в этой аргументации показалось мне странным. Ведь если все так - наверняка на них уже не раз подавали в суд. А если ИМД до сих пор работают, значит, никаких дел не было.
Проще всего проверить все на личном опыте. Я решила заказать бесплатную медаль и по тезисам проверить все пункты.
“Они наживаются на исторических событиях”. Шаг 1. Заказ
Этот аргумент выглядел эмоциональнее всего. И я понимаю, почему. Память о Победе для людей свята, они не допустят ее осквернения.
Но эмоции эмоциями, надо смотреть на то, что остается в сухом остатке.
Что значит "наживается"? Получает прибыль? Можно ли в таком случае говорить, что музеи наживаются на людях, ведь вход туда не бесплатный? Кстати, Императорский монетный двор - если судить по информации с официального сайта - сотрудничает с Музеем Победы. А этот музей - серьезная организация, что прибавляет доверия.
Или "наживается" означает, что ИМД топчет память, делает ее менее святой? Я думала, дело в этом. Но когда я зашла на страницу, предлагающую мне заказать бесплатную медаль в честь битвы за Сталинград, я не увидела никакой “пляски на костях”. Текст, который сопровождал предложение, был вежливым и уважительным, говорил про гордость и скорбь. Разные люди воспринимают одни и те же вещи по-разному - но я не увидела тут растоптанной памяти.
Кроме того, на том же официальном сайте Императорского монетного двора - сведения о том, что часть прибыли уходит на помощь ветеранам, фонду "Память поколений". Это известный фонд, если я не ошибаюсь - именно его коробки для пожертвований стояли в ряде супермаркетов. То есть, это не безызвестная организация, о которой никто ничего не знает.
Так где же негатив? В том, что Императорский монетный двор получает прибыль, нет ничего плохого - так работает любая компания. Уважение, забота о близких? Они есть.
Кажется, у меня есть объяснения, почему сложилось такое мнение. На странице с медалью несколько раз предлагают заказать и другие коллекции. Это может вызвать ощущение навязчивого маркетинга, как будто пытаются что-то "впарить".
Но мы с самого начала договорились: Императорский монетный двор - не государственный проект, хоть он и сотрудничает со множеством гос. музеев. А они между прочим тоже рекламируются…
Но время продолжать эксперимент. Я решила добавить еще дополнительно плакат-карту (это уже не бесплатно, а за отдельную денежку) и заказала медаль на свой адрес. При заказе указала, что хочу получать рассылку.
“Они мошенники и обманщики”. Шаг 2. Получение
Ну что ж. Явным доказательством мошенничества было бы, если бы я никогда не получила медаль, а с меня начали требовать деньги.
Кстати о деньгах. На сайте мне, как я уже говорила, предложили докупить платные медали, но я от этого отказалась. После этого цена оказалась 299 рублей. Как это возможно, если медаль бесплатная, возмутитесь вы.
Императорский монетный двор говорит, что это стоимость доставки и упаковки. А то уже логистика. Поэтому на нее "бесплатность" не распространяется.
Возможно, более честно было бы написать, что да, доставка платная. Но на сайте это и написано. Прямым текстом. Не маленьким шрифтом, не так, что это невозможно заметить. Все ясно и четко. И с разъяснениями, когда и как платить, между прочим.
Заплатить нужно уже после получения медали. Платежка находится в конверте.
Я бы написала про такой сценарий подробнее, но не хочу писать о том, с чем не сталкивалась. Может, с этим могут возникнуть сложности. Может, нет. Я лучше расскажу про получение самой медали - так как я ее получила.

Как я говорила раньше, вместе с медалью я дозаказала карту-плакат, которая по умолчанию в заказ бесплатной медали не входит. Итоговая стоимость вышла около 450 рублей, что видно на фото.
Медаль пришла спустя неделю в ближайшее отделение почты. Кстати, о каждом этапе сборки, отправки и поступления заказа на почту я получала смс.
Внутри обнаружилось все, что я заказывала. Вот перечень.

Да, там довольно много рекламы, в том числе плакат и карточка. Карточка предполагает возможность отправить ее и тем самым подписаться на коллекцию. Возможно, некоторые могут перепутать ее с платежкой, но как по мне - напутать сложно.

Сертификат и карта, которые я дозаказала, находятся тут же.

Сама медаль находится внутри такой вот папки и упакована, я так понимаю, чтобы не окислялась.
Она небольшая, меньше, чем я подумала (на это тоже ругаются, мол, слишком маленькая - что лично мне непонятно, как мне кажется, размер тут не главное). Но видно, что это настоящий предмет хобби фалеристика: все правила, о которых я читала ранее, соблюдены. Т. е. и тут нельзя назвать Императорский монетный двор какими-то мошенниками. Свою часть договоренности они выполняют.

Про саму медаль могу сказать вот что. Я не нумизмат и не фалерист, о том, как они должны оформляться, знаю только со статей в интернете. Но с моей дилетантской точки зрения - она достаточно хорошо сделана, чтобы стоить своих денег. Даже если допустить, что мы платим не за доставку, а за что-то еще (чему у меня нет никаких подтверждений).

Собственно, вот более близкий снимок. Она действительно похожа на монету, но монету хорошо отчеканенную. Аверс, реверс - вроде как все по правилам фалеристики.
Драгоценных металлов в ней нет. Но за бесплатную медаль их и не обещали. Иными словами, что я вижу? Я вижу, что обязательства выполнены. Я получила медаль, которую можно назвать сувенирной или коллекционной, и заплатила только за доставку и дополнительные услуги.
То есть, обязательство со стороны ИМД выполнено. Будь это мошенники - они обманывали бы всех без исключений. А пока я могу разве что предположить, что из-за выбранного способа доставки нередко случаются накладки. И люди воспринимают их как злонамеренность. Но так делать не стоит.
С пунктом про мошенничество и обман не могу согласиться - хотя оптимизировать доставку Императорскому монетному двору не помешало бы.
“Они агрессивно рекламируют себя”. Шаг 3. Что было дальше
Через какое-то время после оплаты медали мне действительно позвонили из Императорского монетного двора, как писали многие в сети. И предложили заказать еще. Я уже говорила, что в письме было большое количество рекламных материалов, буклетов, и что это - ожидаемое явление, учитывая, что монета акционная. Звонок от ИМД - тоже ожидаемое явление: напоминаю, что я указала о желании получать сведения о новых материалах.
От новых покупок я отказалась и стала ждать. Через какое-то время мне позвонили снова. И снова. В целом, это напомнило работу некоторых магазинов, где ты делаешь заказ один раз, получаешь подарок в обмен на персональные данные, а потом тебе регулярно приходят уведомления.
Тут можно отнестись двояко. С одной стороны - да, агрессивный маркетинг, да, злоупотребление персональными данными. С другой стороны - в случае с теми же магазинами люди охотно принимают участие в подобных акциях. И не один раз, и не два. Это значит, что в целом такой подход покупателей... устраивает?
И еще одно. Я некоторое время работала в маркетинге. Знаю одно: цель акции - привлечь людей, которых может заинтересовать определенная тематика. А потом этот человек, возможно, захочет купить платный продукт, если ему об этом напомнить - он ведь уже заявил, что интересуется.
Я вижу здесь именно этот подход. Он очень распространенный, им пользуется далеко не один Императорский монетный двор. Навскидку могу вспомнить несколько ювелирных, например - тоже серьезные компании, имеют дело с золотом, бриллиантами, прочими ценными товарами.
В общем, третий пункт - верный частично. Потому что понятие допустимости разных маркетинговых мер - у каждого свое. И еще раз: нет, это не “пляски на костях”, потому что Императорский монетный двор неоднократно подчеркивает уважительное отношение к событиям.
А медаль я, пожалуй, себе оставлю. Она все же хорошо сделана, хоть и куплена ради эксперимента, а не из искреннего интереса.
Комментарии 14