+16
Подпишись: Будь в курсе жизни города!

Hat Master в Нюксенице: путешественникам удалось заполучить две борушки

6 апреля 2014 год. Вчера около полуночи прибыли в пос. Нюксеница, остановившись в гостинице «Нюксенбург». Примерно до часа ночи разбирался с возможностями отправки фотоматериалов и статей в координационный центр «КП - Киров». Россия – один из наиболее проблемных участков путешествия, где возможности обмена корреспонденцией местами могут отсутствовать. Но все обошлось благополучно, отчет по первому дню экспедиции добрался до адресата.

В гостинице было вполне уютно, хотя ценник здесь несколько завышен, что, скорее всего, связано с нахождением рядом трассы из Москвы на Великий Устюг – основной транспортной магистрали, соединяющей главный российский мегаполис с крупным туристическим центром русского севера. Кстати, вчера на ресепшене нам вначале сообщили цену в 2000 руб. с человека, и в ответ на реплику Олега о том, что за номер это еще более-менее приемлемо, администратор ответила что это-цена одного места.

- Это для нас слишком дорого, - ответил Олег.

- Тогда можем предложить по 1300 с человека, - оживилась дама.

- А есть что-то еще более приемлемое? – продолжал торговаться Олег.

- Могу предложить по 800 руб. за место, но в трехместном номере с удобствами на этаже, - сдалась администратор.

- ОК, этот вариант нас вполне устроит.

Первый ночлег.
Первый ночлег.
Фото: Альберт Хлюпин

В-общем, как показала практика, здесь нужно торговаться и не принимать первый предложенный вариант. Вполне восточный подход к ведению дел.

Ткацкая мастерская

После спешных утренних сборов мы направились в Нюксеницкий районный дом традиционного народного творчества, являющийся муниципальным бюджетным учреждением культуры. По стечению обстоятельств, созданный с большим трудом Центр сгорел в 2007 году, после чего был заново отстроен, и сейчас расположен в живописном месте – на окраине поселка, напротив – новенькая деревянная церковь, которая явно не пустует. У входа в учреждение, внешний облик которого имеет сходство со старинным теремом, выполненном в стиле северного русского деревянного зодчества, нас встречает гостеприимная женщина Александра Николаевна Семенова, являющая собой само воплощение вологодской стати и неподражаемого местного шарма. Она специально для нас открывает двери Центра, и на наши извинения в воскресном вторжении в, как кажется, спокойный, неспешный ритм малого российского поселка, со свойственной ей скромностью отвечает:

- Ой, что вы, у нас только рабочий день начинается, и ничего что воскресенье, завтра вот вообще Радуница, а у нас сегодня еще столько занятий по вологодским народным танцам, да еще готовимся к такому большому празднику – тут уж не до отдыха!

Александра знакомит нас с многочисленными направлениями деятельности центра, и мы вслед за ней проникаем за все новые и новые двери, а за ними – настоящая сказка! Поражает чистота, порядок и особый уют, царящие повсюду: запах свежего дерева напоминает о том, что здание еще относительно недавно построено, сквозь окна льется ласковый свет скромного весеннего солнышка, то и дело пробивающегося сквозь плотные снеговые тучки. На подоконниках – веточки вербы, в углах – иконки и расшитые русские полотенца. Вот ткацкая мастерская, и в ней – несколько рабочих мест, самых что ни на есть настоящих, действующих деревянных ткацких станков, за которыми мастерицы, любители русской старины и даже детишки – постоянные завсегдатаи Центра, ткут домашнюю утварь: ткани, половики, пояса, полотенца. Все орнаменты аутентичны, тщательно выверены и с математической точностью выполнены по старинным русским традициям. В подтверждение своих слов Александра демонстрирует нам один из многочисленных рабочих альбомов, где тщательно зарисованы схемы создания узоров на тканях. Внешне очень похоже на чертежи сложных микросхем.

- Мы тщательно документируем схему создания любого узора для того, чтобы мастерицам и любителям традиционной народной вышивки было проще воспроизводить орнаменты, чтобы ни одна деталь не была утеряна, что очень важно при изготовлении национальной одежды и предметов быта. Наши далекие предки верили в глубокий сакральный смысл символов и смогли донести до нас самые точные знания о природе, о Космосе, о нашей внутренней Вселенной…

- Эти знаки на тканом поясе очень похожи на немецкую свастику, - замечает Валерий.

- В этом нет ничего удивительного, - отвечает мастерица – люди с древнейших времен используют солярные знаки и свастики в оформлении своей одежды, каждый знак имеет глубокий смысл, обладает особым действием на человека. То, на что вы обратили внимание, является древним индо-арийским символом вечного движения, именно так наши предки изображали цикл движения солнца, Луны, всего Космоса. Вращение по часовой стрелке и против нее также имеет не только разную направленность, но и по разному влияет на энергетику человека.

- В Тибете при входе в каждый дом, на калитке имеется именно такое начертание свастики. Это гарантирует защиту жильцам от темных сил, а на занавеске, защищающей входную дверь от холодных ветров, там всегда изображается «Узел Калачакра» - еще один индо-арийский сакральный символ, - поддерживаю я завязавшийся разговор.

Настоящий деревянный ткацкий станок.
Настоящий деревянный ткацкий станок.
Фото: Альберт Хлюпин

Мастерская кукол и бересты

В следующей мастерской мы видим многочисленные изделия из ткани, здесь создаются вышивки и разнообразные тряпичные куклы. Мне больше всего приглянулся забавный заяц, внешне уж очень похожий на одного моего знакомого: темно-синего цвета, зверек уставился на меня своими глазами-бусинками, и я пришел в какой-то совсем детский восторг при виде такого занятного существа. Между тем, Александра рассказывала моим спутникам об особенностях национального вологодского костюма, демонстрируя развешенные на стенах произведения искусства – точные реконструкции одежды наших далеких предков. Увлеченные рассказом, мы оказались также в керамической мастерской, где детишки под присмотром мастера лепят из глины котиков, собачек, поросят, а также танки, и, как мне показалось, даже что-то, напоминающее компьютер. На стеллаже – разнообразные крынки, горшки, кувшины и другая домашняя утварь, созданная гончарами в давние времена. Здесь же, в уголке, представлен самый простой деревянный гончарный круг, приводимый в движение руками: никаких двигателей, все так, как было раньше.

- Все эти изделия, стоящие на стеллаже – это то немногое, что удалось собрать после пожара, при котором погиб первый центр народной культуры, - уточняет Александра. Погибло очень много ценных предметов старины, но мы не унывали и по крупицам вновь собрали коллекцию, которую сегодня можно здесь видеть.

А еще были мастерские по плетению из бересты, росписи изделий из дерева и т.д. Постепенно у нас формируется полная картина того, какую бесценную миссию выполняют сотрудницы центра в условиях непростой российской действительности. Хотя и с трудом, но нам удалось узнать от нашего прекрасного экскурсовода о том, что, несмотря на поддержку муниципальной власти, учреждение испытывает большие финансовые сложности, все время сокращается штат специалистов – мастеров своего дела, а чиновники год за годом ратуют за дальнейшее сокращение, секвестирование, оптимизацию и т.д. – суть, за уничтожение очагов самобытной национальной культуры. Возможности в зарабатывании собственных средств у таких учреждений культуры хотя и есть, но они крайне ограничены, и без защиты и поддержки государства им не обойтись. А людям, подавляющее большинство из которых стали «Иванами, не помнящими родства», не ведающими о традициях, быте и укладе жизни своих предков, отказали в собственной истории, подменив ее сусальными образами пародий на западную масс-культуру, а-ля «два притопа-два прихлопа». Ко счастью, невежество поглотило не всех, и пока есть на Руси такие подвижники как Александра и те замечательные мастера и мастерицы, что по крупицам восстанавливают для нас память о предках, о тех связующих поколения тонких нитях духовности и чувства гармонии с миром, что свято чтились еще нашими пра-бабушкамии пра-дедушками, не все еще потеряно.

Борушки Протасовой

Напоследок, как и договаривались ранее, во время подготовки к путешествию, мы приобрели для Музея головных уборов две БОРУШКИ – традиционных женских головных убора, бытовавших в Нюксенском районе Вологодской области. Автором исторически достоверных реконструкций является Татьяна Николаевна Протасова, заслуженный народный мастер. Борушка – это традиционный головной убор замужней женщины, поверх которого одевалась шаль или платок - «аглицкая ширинка» (красного цвета, с цветами). Состоит борушка из трех частей: налобника (очелья), верхней части (затыльника) и задней части (задергвицы). На налобник, поверх нашивалась лента золотого шитья.

Борушка – традиционный головной убор замужней женщины.
Борушка – традиционный головной убор замужней женщины.
Фото: Альберт Хлюпин

В Санкт-Петербург!

У нас в машине имеется экземпляр только что вышедшего в свет красочного иллюстрированного альбома о Кировской области, который совершит с нами кругосветное путешествие и, заполненный напутствиями людей, встретившихся нам на пути, вернется в Россию, став экспонатом создающегося музея. Александра Николаевна внесла первую запись в данный альбом. Получив благие напутствия, мы двинулись в путь, в сторону Санкт-Петербурга.

До выхода на федеральную трассу, соединяющую Вологду и Питер, дорога по прежнему оставляла желать лучшего: то кочка, то ухаба… Но ужасное качество дорожного полотна компенсируется совершенством нашего боевого автомобиля, терпеливо смягчающего тряску дающего ощущения максимального комфорта при передвижении по практически пересеченной местности. Тем временем начавшийся было с утра снегопад сменил мелкий затяжной дождь, снег здесь уже почти весь стаял, реки освободились ото льда. Чем дальше мы продвигаемся на запад – тем меньше признаков отступающей зимы. Интересно, где, в какой части маршрута мы встретим первую весеннюю траву и первые цветы?

Спасатель из Череповца

Следующим пунктом посещения явился крупный индустриальный центр – город Череповец. По стечению обстоятельств как раз здесь живет и работает близкий друг Валерия, который и встретил нас при въезде в город. Серое марево смога почти постоянно висит над мегаполисом, где расположено множество опасных производств, на обеспечении которых занята большая часть населения, хотя, по наблюдениям жителей, количество безработных также очень велико, что, вкупе с явно неблагоприятной экологической обстановкой, становится причиной оттока населения и, что уж тут скрывать, высокой и ранней его смертности. Но люди – они везде люди, готовы работать где угодно, лишь бы была хоть какая-то работа и возможность содержать себя и прокормить семью.

Череповецкий пейзаж.
Череповецкий пейзаж.
Фото: Альберт Хлюпин

Дмитрий Плетнев (так зовут давнего друга Валерия) в молодости лишился одной почки, но, несмотря на это, приехав жить в Череповец, стал чемпионом гиревого спорта. Он жизнерадостен, подтянут, в прекрасной физической форме, и первым делом пригласил нас перекусить в известный местный трактир «д. Пеньково», который народ окрестил по своему «Пень-пнем». На мою просьбу назвать три самые главные достопримечательности Череповца Дмитрий без колебаний ответил:

Путешественники с Дмитрием Плетневым.
Путешественники с Дмитрием Плетневым.
Фото: Альберт Хлюпин

- Октябрьский мост (могу свозить – показать), конечно же, это – наши заводы и… пожалуй, церкви! За неимением времени на знакомство со всеми перечисленными брендами, мы без труда рассмотрели вид вантового Октябрьского моста на айфоне Олега, в красоту местных церквей и соборов поверили на слово, а вот гигантские предприятия лицезрели во всей их угрожающей «красе». Дмитрий работает спасателем в газоспасательном отряде МЧС, который специализируется на ликвидации внештатных ситуаций, время от времени возникающих на заводах.

Мы вместе поехали к нему на работу чтобы познакомиться с командой газоспасателей и пообщаться с этими отважными парнями, рискующими жизнью ради спасения людей и предотвращения крупных техногенных катастроф. Опять же, по счастливому стечению обстоятельств, тема головных уборов в данном случае имела самое прямое отношение к профессиональной деятельности Дмитрия. База спасателей находится непосредственно в пром.зоне, поблизости от главных источников опасности – двух крупнейших химических гигантов. В помещениях штаба сделан неплохой евроремонт, вокруг – рации, системы связи и навигации, на стеллажах аккуратно расставлены папки с документами. Молодые сотрудники с интересом узнали о нашей кругосветной экспедиции, а Дмитрий продемонстрировал специальное оборудование, используемое для ликвидации ЧС на производстве. Особой конструкции противогаз-респиратор, внешне похожий на оборудование для экстремального глубоководного дайвинга (подводного плавания с аквалангом) полностью защищает лицо спасателя и органы дыхания, поверх него надевается сверхпрочная каска особой конструкции. Нам также продемонстрировали полностью оборудованный автобус спасателей, укомплектованный современными костюмами химической защиты, дыхательными аппаратами и другой, почти космической техникой. Дмитрий рассказал, что иногда приходится работать в жидком аммиаке, под потоками льющегося из емкостей и труб газа. В-общем, мужество этих людей вызывает истинное восхищение! По сути, профессиональные головные уборы, являющиеся частью систем защиты спасателей, работающих в разных подразделениях МЧС, также происходят от достаточно древней и простой по форме каски, изначально изготавливавшиеся из подручных природных материалов - коры дерева, плотных листьев и т.д. Сейчас – это сложные устройства, состоящие из композитных материалов, призванные защитить человека, принимающего участие в спасательной операции, от самых опасных воздействий техногенной среды.

Примеряли защиту.
Примеряли защиту.
Фото: Альберт Хлюпин

Разумеется, мы примерили каски и маски спасателей, сделали снимки на память, и тронулись в путь, в сторону Тихвина и Санкт-Петербурга. Трасса стала более оживленной, идет холодный дождь, к вечеру переходящий в мокрый снег, а дорога все уходит вдаль, за горизонт, окаймленная стройными рядами сосен. «Тойота» послушно несет нас на хорошей скорости по ставшей уже вполне ровной и гладкой дороге на запад.

Альберт Хлюпин, 7.04.2014, 00:10

Комментарии

Сообщение об ошибке