В дневнике HatMaster отображается научно-экспедиционная работа и личные впечатления участников кругосветного путешествия. Материал дублируется с сайта www.hatmaster.org по разрешению руководителя проекта. |

Последнее жаркое утро в Лас-Вегасе, недолгие, ставшие уже привычными за два с лишним месяца путешествия сборы вещей,
и мы уже сидим в одном из ресторанов отеля «Луксор», завтракая по системе «шведский стол». Сегодня мне особенно повезло: были в наличии разнообразные фрукты, выбор которых почему то в предыдущие дни ограничивался лишь кусочками зеленой и желтой дыни. Сегодня прямо-таки изобилие, посему и уезжать не хочется. Это, конечно же, в качестве шутки, потому как выбор всего здесь огромен, но нужно же было найти какой-то недостаток, и он обнаружился именно в этом.
Выходим наружу: стоит жуткая жара, с утра температура уже 39°С и, судя по всему, продолжает расти медленно, но верно. Сегодня мы держим курс в самое пекло – в DeathValley– «Долину Смерти», расположенную в Калифорнии! Это смертельно опасное место славится наиболее высокими температурами воздуха и практически полным отсутствием влаги. А еще оно является самой низкой точкой Североамериканского континента, на 86 метров ниже уровня моря. Мы впервые столкнемся с настолько высоким температурами, и немного волнуемся по поводу того, как это будет на самом деле, выдержит ли наш автомобиль и фототехника столь серьезные нагрузки, не говоря уже о нас самих, изрядно измучавшихся от сильной жары, стоявшей все последние дни путешествия по пустынным районам США.

По мере продвижения вглубь пустыни температурный датчик в нашем боевом автомобиле демонстрирует медленное повышение температуры воздуха, +34°…+36°…+39°…+40°С и так далее. Навигатор ведет нас вначале по оживленной трассе, а затем уже по местным автодорогам, на которых редко встретить какой-либо автомобиль, лишь окружающая нас пустыня и угрожающими темпами нарастающая жара.

В момент, когда на обочине дороги мы встречаем аншлаг с надписью «Death Valley National Park» (Национальный парк «Долина Смерти»), термометр выдает + 42°С. Мы сворачиваем по одному из многочисленных указателей и мчимся в гордом одиночестве по выжженной солнцем пустыне, где кроме камней и песка встречаются лишь одиноко растущие кактусы. Останавливаемся возле Devil’s Hole («Дыра Дьявола») - это часть национального парка, где для посетителей доступен обзор двух отверстий в скальной породе.

Вроде бы, ничего особенного в здешних пещерах нет, мы за время путешествия посетили ряд крупных пещер как естественного, так и искусственного происхождения. Но здесь есть одна особенность: в «Дыре Дьявола» водится редкий вид пустынной рыбки Карпозу́бика (лат. Cyprinodon), размером всего то от 3 до 10 см. Особенностью этих рыбок является прекрасная адаптация к экстремальной среде обитания, они откладывают икру в водоеме, и когда он высыхает, умирают, икра же остаётся в засохшем иле до сезона дождей. В воде из икры вылупляется не крохотный малек, а уже взрослая особь. Рыбки эти обитают в тёплой воде, а oдин вид ципринодона (Cyprinodon macularius) обитает даже в горячих источниках Калифорнии с температурой воды 52°С!

Самих рыбок мы, разумеется, не увидели, так как вход в пещеру огорожен клеткой из стальной проволоки, видна лишь большая трещина в скалах, в которой установлена какая-то аппаратура, запитанная от солнечных батарей. И, разумеется, здесь же, на аншлаге, можно ознакомиться с особенностями пещеры, с внешним обликом необычной рыбки и основными ее адаптивными свойствами.
Здесь же мы встретили множество крупных кактусов, таких на нашем пути еще не было, иглы у них длинные, сантиметров 7-10, и настолько прочные, что попытки отделить хотя одну из них от растения не увенчались успехом. Очень бы не хотелось случайно наступить на такой обороноспособный кактус!

Пока идем до автомобиля, у которого не заглушен двигатель и работает внутри кондиционер для предотвращения перегрева салона (этому мы научились у американцев, путешествующих по пустыням), становится не просто жарко, а душно. День близится к апогею и, соответственно, жара усиливается. Мы видим на горизонте бирюзового цвета водную гладь и гадаем, не мираж ли это, не кажется ли нам такое от сильной жары.

Едем по грунтовой дороге в сторону «воды», и к своему удивлению посреди кажущейся безжизненной пустыни обнаруживаем вполне реальную речушку, разлившуюся обширным озером, вода в нем на самом деле бирюзового цвета, берега – илистые, ярко-белые, растрескавшиеся на миллионы мелких, глубоких трещин. Рядом с озером растут некоторые растения, большая часть из них безнадежно высохла, но в других жизнь еще теплится.

Установленный рядом информационный стенд сообщает обо всех видах птиц и млекопитающих, обитающих возле водоема, но нам удается увидеть лишь несколько отпечатков лапок какого-то мелкого зверька. Жара становится невыносимой, если забываешь надеть солнцезащитные очки, глазам больно, они слезятся, и видишь перед собой лишь белые пятна - иссохший на солнце ил отражает свет, смотреть на него просто невыносимо.

Когда возвращаемся в автомобиль, температурный датчик показывает уже +45°С. Мы едем дальше, счастливые возможности вновь оказаться в кондиционируемом салоне авто хотя все уже безнадежно взмокли. Проезжаем возле специального билетного автомата, в котором за 15 долларов приобретаем купон на посещение национального природного парка, после чего мчимся по шоссе вниз, в самое пекло. При въезде в «Долину смерти» прекрасно видно, как местность резко понижается, а в пространстве, ограниченном с двух сторон горными массивами, воздух становится непрозрачным, дымка заволакивает все перед нами, но это не туман и не дым, а взвешенные в воздухе мельчайшие частички пыли. Ветра здесь нет вообще, полный штиль. До того, на подъезде к долине, мы наблюдали многочисленные пылевые смерчи – торнадо, и так увлеклись процессом охоты на них, что пустились вдогонку за одним, самым крупным и долгоживущим пылевым смерчем.

Догнать нам его не удалось, зато прямо перед нами сформировалось еще торнадо, я выскочил из машины, сделав неплохую видеозапись того, как смерч набирает силу, несется прямо на нас с большой скоростью, проносится мимо буквально в нескольких метрах от машины, и уносится прочь, втягивая в себя песок и пыль. При его приближении слышится характерный свистящий и воющий звук.

Мы, довольные удачной охотой на торнадо, мчимся прочь, чтобы испытать на себе самый сильный жар Долины Смерти. Скалы, расположенные вдоль дороги, приобретают самые причудливые формы, и без того скудная растительность полностью исчезает, уступая место настоящей, голой, выжженной солнцем каменистой пустыне.

Геологические слои, смятые в тектонические складки, окрашены в самые разнообразные цвета, их суровая красота заставляет нас остановиться и отправиться на фотосъемку.

Но после пяти минут нахождения под палящими лучами солнца мы понимаем: температура здесь значительно выше, чем мы испытывали до сих пор. И действительно, на термометре уже +47°С. По трассе спускаемся все ниже и ниже, пока не видим на дне долины реку, поверхность воды отражает солнечные лучи.
- Неужели в этом адском пекле может быть какая-то река? – Задаемся мы вопросом.

Решив проверить, не мираж ли это, отправляемся к «воде» и, пройдя метров 300, упираемся в солончак. Вода здесь была, скорее всего, зимой или весной, но сейчас река пересохла, и повсюду под ногами хрустит соль, напоминая хруст снега на сильном морозе.

Я нахожу последнюю крохотную лужицу, заполненную концентрированным рассолом соли, а в ней плавают крохотные каракатицы! Интересно как они выживают при таких условиях в соляном растворе и при температуре в 50°С? До того, как это место получило природоохранный статус, здесь в основном занимались добычей золота, первые европейцы пришли на эту землю зимой 1849 года, полагая, что сэкономят время, сократив путь до золотых приисков Калифорнии. После нескольких недель путешествия один из них умер, и они решили назвать это место Долиной Смерти.

Привлеченные красотой разноцветных скальных массивов, мы оставляем автомобиль на стоянке и поднимаемся на смотровую площадку, с которой открывается прекрасный вид на суровый, безжизненный каньон, напоминающий скорее марсианские пейзажи, называется это место «Zabriskie Point». Очень знакомое название, где-то я уже с ним сталкивался ранее: тотчас же вспоминаю одну из композиций из раннего, сюрреалистического этапа творчества британской группы “PinkFloyd”, она имеет именно такое название. Так вот оказывается, откуда оно произошло! Странное, просто фантастическое место, где стоит ужасная жара, по возвращении к автомобилю мы обнаруживаем, что термометр остановился на отметке в 50°С. Но по ощущению жара значительно сильнее, это можно сказать точно, поскольку каждый из нас является поклонником бани и сауны и имеет некоторую адаптацию к высоким температурам.

Мы достигаем самой низкой точки, называемой «Бэдуотер», что на 86 м ниже уровня моря, она находится на дне долины, покрыта тонким слоем растрескавшейся соли. Судя по всему, наш бортовой термометр просто «зашкалило», он не запрограммирован на фиксацию более высоких температур и завис на отметке в 50 градусов тепла. Впоследствии мы воспользовались Интернет-ресурсами и выяснили, что в этом месте сегодня была зафиксирована средняя температура в 52°С, местами – больше, местами – меньше. Причиной столь сильной жары являются нисходящие воздушные потоки, которые быстро спускаются с окрестных гор, при этом сильно нагреваются и теряют влагу. В результате чего возникает сухой и горячий воздух, процесс этот климатологи называют «дождевой тенью». Потому Долина Смерти считается самой засушливой территорией Северной Америки, где в районе Бэдуотер в год в среднем выпадает всего 43 мм осадков, а в отдельные годы и того меньше.

Постепенно дно долины начинает подниматься и, следуя по пологому подъему, мы оказываемся неподалеку от настоящих песчаных дюн. Классический пустынный рельеф привлекает наше внимание, решаемся совершить поход в сторону дюн, что совсем непросто сделать на таком пекле. Рядом, на обочине дороги стоит пустая машина, судя по всему, кто-то уже ушел туда, но людей вдалеке не видно. Вооружившись питьевой водой и флагами компаний – спонсоров проекта “HatMaster”, мы отправляемся в дальний путь по песчаной пустыне, где свищет раскаленный ветер, поднимая пылевые смерчи, формирующие высокие барханы.

Повсюду – необычные растения-склерофиты, которые, имея вид низенького кустарника, укоренившись когда-то на пустынной поверхности, со временем разрастались ввысь, а ветры, раздувая поверхность песка, уносили его прочь. Так образовались высокие столбики песков, которые удерживают густые корневища устойчивых к засухе растений.

По пути нам встречается одуревший от сильной жары молодой человек, он даже слова сказать не может, лишь, шатаясь, идет к своему автомобилю.
- Ничего себе, как это его угораздило в одиночку идти на такое расстояние при жуткой жаре, - говорю я.
- Может, он и не один был, но остался в живых, а остальные остались навеки там? – Полушутя – полувсерьез отвечают мои спутники.

Мы добираемся до высоких, метров 5-7 песчаных дюн, взбираемся на одну из них и делаем ряд рекламных снимков,

после чего почти бегом, на сильном горячем ветру спускаемся вниз и прячемся в тени чахлых кустиков, приютившихся у края дюнного поля.




Ветер несет мелкий песок, который моментально попадает в нос, в глаза, в уши, забивает собой одежду. Единственное наше желание - поскорее забраться в кондиционируемый салон автомобиля. Обратный путь был значительно труднее, теперь мы прекрасно понимаем того молодого человека, что попался нам навстречу. Из последних сил добираемся до машины, понимая, что пройденное расстояние на самом деле было большим, нежели казалось визуально – дюны находятся от нас как минимум в километре.

Каково же было наше удивление, когда через несколько минут пути по трассе мы обнаружили хорошо оборудованный подъезд к самым дюнам, более того, снабженный информационными табличками и вполне цивильным туалетом! Что ж, русские простых путей не ищут, трудностей не боятся, а если их нет – то с энтузиазмом их себе создают. Зато это приключение запомнится нам надолго. Кстати, накануне, в одном из самых жарких мест Долины Смерти мы заезжали в уютный оазис, в котором располагается туристический центр с мотелем, ресторанчиком и сувенирными магазинами.



В ресторане прохладно, кондиционированный воздух быстро охлаждает вас после жуткого зноя, свирепствующего снаружи. За холодным коктейлем со льдом быстро забываешь о сильной жаре, поджидающей за порогом заведения. В продуктовом магазине мы покупаем йогурт с кусочками клубники и орешками, и уже в автомобиле, продвигаясь по одному из самых знойных и сухих мест на земле, подзаряжаемся вкусным и полезным десертом. Вот они, бесценные блага цивилизации!

Наконец мы покидаем пределы Долины Смерти, поднявшись на высокий горный перевал, температура воздуха падает до отметки в 40°С. По мере продвижения по пустыням Калифорнии, то поднимаясь на перевалы, то опускаясь вниз, наблюдаем, как быстро меняются температурные показатели. В долинах воздух прогревается значительно сильнее, чем в горах, разница между температурой наверху и внизу составляет до 10 и более градусов. Долгое передвижение по совершенно пустой трассе, где лишь изредка встречаются автомобили, кажется, уже никогда не закончится, возникает желание увидеть хотя бы одно дерево, какой-нибудь населенный пункт, где есть люди, тень и много воды. Но вокруг нас лишь безжизненная пустыня, вместо рек и озер – иссушенные жутким зноем солончаки, а дорога все чаще становится грунтовой.

- Интересно, куда же это нас навигатор завел? Может, он нас водит кругами по одному и тому же месту? – Возникает у нас резонный вопрос.
На закате солнца мы останавливаемся возле удивительного места: издалека кажется, будто среди пустыни какая-то древняя цивилизация установила дольмены и менгиры, скальные глыбы-останцы образуют здесь необычные ландшафты, как будто рукотворного происхождения. Поставленные вертикально великими силами природы, каменные изваяния молчаливо взирают на нас, освещенные последними лучами закатного солнца, а вокруг – звенящая тишина. Над скалами висит половинка луны, загадочно наблюдая за нами с высоты чистого, раскрашенного вечерней охрой неба. Жара постепенно спадает, и сейчас, при 35°С мы чувствуем себя более чем комфортно.
Вскоре мы прибываем в конечную точку нашего сегодняшнего маршрута – в городок Калифорния-Сити, устраиваемся в маленьком мотеле с еле-еле работающим кондиционером. На улице значительно прохладнее, чем в номере, мы открыли дверь, но вскоре пожалели об этом: в номер налетело такое количество мелких, кусачих пустынных мошек, что до глубокой ночи я пытался с ними бороться параллельно с написанием путевых заметок. Самый жаркий день нашего путешествия завершился, завтра мы окажемся на побережье Тихого океана и отправимся в путешествие вдоль береговой линии, в сторону Санта-Барбары и Сан-Франциско.
Комментарии