В дневнике HatMaster отображается научно-экспедиционная работа и личные впечатления участников кругосветного путешествия. Материал дублируется с сайта www.hatmaster.org по разрешению руководителя проекта. |

Теплая солнечная погода с раннего утра радует нас возможностью неспешно привести себя в порядок после спокойной ночи, проведенной в крохотном отеле, у шумной горной речки, пробивающей себе путь среди гранитных глыб, в окружении величественных горных вершин, поросших сплошным ковром вечнозеленых деревьев.

Мы сидим на улице, за столиком и завтракаем: апельсиновый сок и булочка, все легко и просто. Горное солнце уже не такое жаркое и злое, как в пустыне, дышится здесь легко, а в воздухе пахнет травами и цветами. Собравшись с мыслями и решив ряд неотложных дел, связанных с покупкой авиабилетов из Гонолулу (Гавайи) в Австралию, мы сдаем номер и отправляемся в самостоятельный тур по Национальному парку «Секвойя», куда так хотелось приехать, несмотря на его удаленность от основного маршрута нашей кругосветной экспедиции “HatMaster”.

Проезжаем через пропускной пункт, где платим мило улыбающейся нам сотруднице парка экологический сбор за посещение охраняемой государством природной территории. Она выдает нам временный пропуск, буклет с картой территории парка и свежий выпуск регулярно издающейся газеты, где содержится масса информации и текущей деятельности сотрудников, рекомендации для туристов и т.д.

Горный серпантин уводит нас все выше и выше, петляя вдоль узкого ущелья, по дну которого течет река Kaweah River. По пути открываются все более захватывающие виды окрестных горных вершин, одна из них производит на нас особо сильное впечатление: сверху над лесами нависает огромная цельная каменная громада округлой формы, создается ощущение, будто гора в любой момент может сдвинуться со своего места и упадет в ущелье, круша все на своем пути.

Размеры ее впечатляют особенно по мере приближения, когда гора уже нависает прямо над нами. Глушим мотор на ближайшей смотровой площадке и молча стоим, созерцая великолепие форм и красок, а затем читаем предупреждающие надписи на информационном стенде, гласящие: «Не оставляйте пищу без присмотра: медведи не дремлют!», «Будьте осторожны – на территории возможна встреча с гремучей змеей» и т.д.
- Ух ты, да на нас тут сейчас медведи со змеями нападут, надо срочно отсюда делать ноги, - шутит Олег.
- Точно, во уже и первые дикие звери нами заинтересовались, скоро придет медведь разбираться, - отвечаю ему я, наблюдая, как маленькие белочки при нашем появлении робко прячутся среди ветвей раскидистых деревьев.

Медленно едем наверх по серпантину, придерживаясь ограничений по скорости движения. На пути встречаются предупредительные знаки о ведущихся дорожных работах, затем нас останавливает сотрудница дорожной службы, одетая в яркий комбинезон, в руках у нее знак «STOP», подходит к автомобилю, приветствует нас и извиняется за то, что впереди дорога временно закрыта, нам придется подождать пару минут. Затем по встречной полосе подъезжает спец.автомобиль, сопровождающий пару авто, движущихся сверху вниз. Он разворачивается, дама со знаком переворачивает его, на оборотной стороне надпись “SLOW”, и мы медленно движемся за сопровождающим нас спереди служебным автомобилем с мигалками. И так – на всем протяжении участка дороги, где рабочие просто вырубают на обочинах кусты.
- Вот это сервис, вот эта да! – Удивляется Валерий, - Ничего подобного в жизни не видел, это ж где такое отношение встретишь еще?

- Они, похоже, из соображений безопасности всех так сопровождают, чтобы не возникло внештатной ситуации. Безопасность людей – превыше всего, - заключает Олег.
- Видимо, работодателю значительно выгоднее обеспечить безопасные условия для проведения дорожных работ, обезопасив водителей и пассажиров. Если что-то случится, а не были предприняты все меры – влетит именно работодателю, причем по всей строгости закона. - Предполагаю я.
Мы сходимся во мнении о том, что в этой стране очень многое делается для удобства и комфортной жизни людей, для обеспечения их безопасности. По крайней мере, за время месячного путешествия по многим штатам мы везде встречали превосходный сервис, радушие и гостеприимство, а система транспортных развязок вообще выше всяких похвал – она просто идеальна! Таким образом, рушатся многие стереотипы, неверные представления о жизни людей в далекой от нас стране, навеянные еще в советские времена. Мы постепенно подъезжаем к самому интересному месту национального парка, и уже видим вокруг небольшие секвойи, количество их по мере набора высоты возрастает, в какой-то момент на нашем пути встречаются настоящие гиганты.

- Это как такое возможно, неужели деревья могут быть такого размера? – В изумлении открыв рты, повторяем мы, высовывая головы из окон автомобиля и созерцая поистине невероятных размеров древесные стволы, несущие густые кроны, теряющиеся где-то далеко наверху, заслоняя собой солнечный свет. Автомобили, следующие по трассе, кажутся игрушечными в сравнении с нереально огромными деревьями, растущими в этом сказочном лесу, каждое из них имеет ширину не менее 4-5 метров, и это, судя по всему, лишь начало нашего путешествия в доисторический мир, который как будто сошел с экрана фильма об эпохе динозавров.

Подобные деревья появились на Земле около сотни миллионов лет назад, в меловом периоде и стали самыми крупными обитателями суши за всю историю нашей планеты. Где-то здесь, в доисторическом лесу растет самое большое дерево на Земле, его уважительно называют «Генерал Шерман». Вначале мы решили съехать с трассы и отправиться в пешеходную прогулку по лесу, что должно доставить немалое удовольствие после долгого подъема в горы в салоне автомобиля.

Останавливаемся возле упавшей старой секвойи, которая настолько велика, что наш автомобиль в сравнении с ней кажется совсем маленьким, декоративным. Огромные, разлапистые корни дерева способны разместить на себе целый рейсовый автобус, привыкнуть к таким исполинам быстро невозможно, потому мы еще долго ходим вокруг, задирая головы и рассматривая секвойи, растущие поблизости.

У них мощный ствол ярко-коричневого цвета, как кора сосны на сломе (в детстве мы любили делать из сосновой коры кораблики, обтачивая ее об асфальт или бетон), у основания дерево расширяется для большей устойчивости на субстрате, кора кажется мягкой и сухой как трут, но внутри, под ней – очень прочная древесина. Могучие ветви растут в верхней части ствола, каждая из них по толщине сопоставима с взрослой сосной, остается только догадываться о том, какие разрушения происходят в лесу, когда такая ветка падает вниз. Крона секвой широкая, немного сужается кверху, образуя обширную тень под собой.

Видимо, здесь недавно был лесной пожар, по пути мы видели обгоревшую растительность на лесной подстилке, нижняя часть стволов многих секвой опалена огнем, пара крупных пней все еще дымятся, видимо, их не так просто потушить. Но у этих деревьев есть одно важное преимущество: они настолько большие, что огонь не достигает кроны, почти на всех самых крупных секвойях видны следы былых пожаров, которые в этих лесах не редкость. А если учитывать возраст деревьев, исчисляемый тысячами лет, то они повидали очень многое, в том числе и многочисленные пожары. Мы бродим среди исполинских деревьев, возносящих свои кроны высоко в небо, в воздухе пахнет ароматной смолой и цветами, которые во множестве произрастают на лесной подстилке.

Прижимаюсь спиной к стволу секвойи, закрываю глаза и наслаждаюсь лесными запахами и звуками: шелестом ветвей на ветру, пением птиц в лесной чаще, стуком дятла, гулко разносящимся по древнему лесу. Пожалуй, это – одно из самых прекрасных мест на планете, где мне до сих пор удалось побывать, величественных деревьев, их могучей энергии будет не хватать впоследствии. Мы делаем несколько фотографий и отправляемся дальше, в место, которое называется «тоннель». Это визитная карточка национального парка «Секвойя»: мы едем по дороге, а затем на пути возникает упавшая в стародавние времена секвойя, в стволе которой пропилена большая арка, вполне достаточная для проезда не только легкового автомобиля, но и микроавтобуса. Все здесь продумано до мелочей, даже сделан объезд для автомобилей, тянущих на себе большие угловатые фургоны для кемпинга (очень модное увлечение в США – путешествовать со своим мини-домом, чаще всего взятым в аренду на время автомобильного путешествия).

По пути вновь останавливаемся у целой группы гигантских секвой, три из них растут из одной точки, затем срастаются и вновь разделяются на стволы уже высоко над землей. Когда заходишь внутрь, в самый центр такого дерева и смотришь вверх, кажется, будто находишься в глубокой скальной расщелине с одной лишь разницей – вокруг не камень, а древесина.

Мы возвращаемся на основную трассу и медленно продвигаемся сквозь стволы – гиганты в направлении еще одной обзорной точки, о которой прочитали в путеводителе. Находится она на высоком скальном выступе, путь наверх, по выдолбленным в скале ступеням, с каменными ограждениями, занимает достаточно много времени, но люди с удовольствием идут все выше и выше, несмотря на расстояние.


Справа и слева от нас – нагромождения каменных глыб, а затем скалы обрываются вертикальными стенками высотой в несколько сотен метров. Все выше и выше, поворот за поворотом мы поднимаемся к вершине, которой снизу не видно из-за нагромождения скальных глыб. Сверху навстречу нам спускаются туристы, среди них много гостей из Юго-восточной Азии. Все здороваются друг с другом, спрашивают как дела и, несмотря на очень узкие проходы, уступают друг другу дорогу, никто никуда не спешит.

Наконец мы попадаем на верхнюю точку скалы, с которой открывается величественный вид на окрестные горные вершины, выступающие далеко за линию лесов, на некоторых из них еще лежит снег. Ниже, там, где голые скалы переходят в вечнозеленые леса, выше всех других деревьев вознося свои кроны секвойи, растущие на этих горных склонах в течение последних 5000 лет. Удивительный, очень одухотворенный пейзаж, который можно созерцать сколь угодно долго. Наверное, здесь было бы неплохо заняться медитацией, встретить восходящее солнце или проводить закат, но нам нужно двигаться дальше, чтобы успеть реализовать всю намеченную на день программу.

При спуске видим забавную белку, которая добыла кусок еды и, подпрыгивая на раскаленных камнях, спешит спрятать свою добычу в укромном месте. А мы наслаждаемся панорамой горных вершин, некоторые из которых достигают большой высоты (гора Уитни, расположенная на территории парка, имеет высоту 4421 м и является одной из самых высоких на территории США).


Проехав по девственному лесу еще несколько миль, мы сворачиваем в зону для кемпинга и оставляем автомобиль на стоянке. Дальше нас ждет пешеходный переход к самому большому дереву на Земле – «Генералу Шерману», подсчитанный математическими методами суммарный объем его древесины равен 1500 кубическим метрам! Возраст этой гигантской секвойи превышает 5000 лет, а высота – около 100 метров. Если бы оно упало на землю, то не поместилось бы на футбольное поле, а если бы росло на автомагистрали, заняло бы 3 полосы движения. Медленный спуск по асфальтированной дорожке со ступеньками, с ограждениями по обеим сторонам для сохранения первозданного ландшафта дикой природы, и мы на месте. Его видно издалека, и большая часть туристов любуется «Генералом Шерманом» на расстоянии, поскольку вблизи его даже затруднительно сфотографировать (дерево настолько огромно, что не входит в поле зрения обычного фотообъектива).

Поблизости растет еще несколько секвой, сопоставимых по возрасту и размерам с этим гигантом. Люди, гуляющие под ними, выглядят муравьями в сравнении с древним лесом, привычные нам пропорции здесь изменяются, и лично у меня постоянно возникало ощущение как у Алисы в Стране чудес – все вокруг огромное, а я совсем крохотный.

Подходим к представленному поблизости спилу древней секвойи, при желании, вооружившись терпением, можно попробовать сосчитать по годичным кольцам, сколько этому дереву лет. На первых сотнях мы окончательно сбились, но убедились в правоте представленной в путеводителях информации: эти деревья видели многое, пережили самые разные стихийные бедствия, пожары и ураганы, но выстояли несмотря ни на что, являясь в настоящий момент живыми свидетелями последней межледниковой эпохи.

Когда мы прогуливались по дорожкам, заметили на камне симпатичного бурундука, он продемонстрировал невиданную скорость реакции, исчезнув между двумя последовательными спусками затвора фотокамеры, а это – доли секунды! Некоторые туристы возвращаются к своим автомобилям с большими шишками секвойи, которые валяются на лесной подстилке вдоль дорожек. По размеру шишка этого дерева раза в 2-3 превышает кедровую, имеет продолговатую форму. Наверное, при сильном ветре падение такой шишки на голову с высоты 100 метров могло бы стать для любого человека фатальным.

Мы возвращаемся к автомобилю, занимаем один из столиков, установленных под навесами, и обедаем фруктами, купленными вчера у дороги. Рядом с любопытством интересуется нашей трапезой симпатичная птичка иссиня-черного цвета, с крупным хохолком на голове. Мы оставили для нее немного орешков, Валерий кинул ей чипсов, птица подлетела совсем близко, попробовала угощение, схватила его в клюв и с криком улетела прочь.
- Наверное, прятать понесла или птенцов кормить, - заключил Валерий.
Мы медленно спускаемся по серпантину, покидая пределы Национального парка «Секвойя», полные впечатлений от прекрасного, содержательного дня, в течение всего нескольких часов получив мощный заряд энергии. Красота этих мест не имеет себе равных, здесь нужно обязательно побывать во время поездки в США, чтобы прочувствовать глубину и древность девственного леса, усилиями природоохранных служб сохраняемого на протяжении более ста лет (парк основан в 1890 году).

Солнце медленно клонится к закату, а наш мощный “Dodge” мчится по горной дороге, вдалеке сквозь кроны величественных деревьев открывается вид на горную долину, залитую солнечным светом, по ней скользят длинные тени, а вершины гор тают в голубой дымке.
- Удивительные места, хорошо бы как-нибудь сюда вернуться! – Заключаем мы единогласно.
Впереди – дорога к океану, примерно 150 миль, вечером мы должны расположиться на ночлег в каком-нибудь мотеле поблизости от побережья. А пока – вновь дороги, быстрое, почти незаметное скольжение по скоростной магистрали с постоянно скоростью 120-130 км/час. В какой-то момент Олег решил съехать на обочину, чтобы разобраться со вновь заплутавшим навигатором, стоило нам это сделать, как тотчас же к нам подходит молодой человек, вышедший из автомобиля, следующего за нами следом. Мои спутники не поняли его американского диалекта и с вопросительными взглядами смотрят на меня. Оказывается, он является менеджером компании “Interprice”, в которой мы арендовали автомобиль, подошел узнать, все ли у нас хорошо, не требуется ли какая-либо помощь. Дело в том, что в США съезд на обочину, за белую сплошную линию – это серьезное нарушение правил дорожного движения, допускается только в случае экстренной аварийной остановки автомобиля. Причем, если у вас закончилось топливо, и вы оказались на обочине, то полицейские вызовут эвакуатор, а с вас будет взыскан существенный штраф. Так что, молодой человек вызвался оказать нам помощь, полагая, будто у нас возникли технические проблемы с автомобилем. Такая странная ситуация, непривычная для русского менталитета, когда не успели у вас возникнуть проблемы, а вам же готовы прийти на помощь. Причем, не в городе, а в прериях Калифорнии! Думаю, этот случай очень показателен и говорит о многом, об отношении людей друг к другу, о взаимопомощи, да об элементарной воспитанности рядовых американцев.

Миль за 40 до мотеля под названием “Motel 6” навигатор направляет нас на очень странную проселочную дорогу. Всем она хороша: и покрытие отличное, и разметка из светоотражающих материалов, но очень уж она извилистая, более того, по ней практически никто не ездит. За все время пути мы встретили от силы два встречных автомобиля, чему были очень удивлены. Мы мчимся по бесконечному серпантину, на небе – полная луна, загадочно наблюдающая за нашими передвижениями, через пару часов наступит пятница, 13… Со скуки начинаем шутить по поводу навигатора, а не завел ли он нас умышленно в какую-нибудь аномальную зону, где в любой момент есть шанс переместиться во времени и пространстве, попав, предположим, на необитаемый остров. Или из-за поворота покажется вовсе не встречный автомобиль, а корабль пришельцев. Так, коротая время шутками и страшными историями в стиле «пятница, 13» мы доехали до мотеля поздним вечером, на побережье оказалось значительно прохладнее, чем на континенте, за горами.
Завершился еще один содержательный день кругосветной экспедиции, завтра мы планируем выехать в Лос-Анджелес, по пути повторно посетив Санта-Барбару. Может быть, там удастся найти там интересные головные уборы? А еще Олег предложил идею съездить на ранчо короля поп-музыки Майкла Джексона.
Комментарии