ДОРОГИ В ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ В МАЛМЫЖСКОМ УЕЗДЕ
В царское время в Малмыжском уезде Вятской губернии строительство и обустройство дорог было связано с развитием Сибирского тракта — главного пути, соединявшего европейскую часть России с Сибирью, Уралом и Дальним Востоком. Южная, Московско-Казанская ветка тракта проходила через Малмыжский уезд. История создания Сибирского тракта
Официально Сибирский тракт появился в 1781 году по указу Екатерины II. Однако дорога из Москвы в Сибирь существовала и ранее. В 1754 году по указу императрицы Елизаветы Петровны была учреждена новая трасса в Сибирь, которая шла из Москвы через Нижний Новгород, Казань, а затем через Малмыж «по внутренности Вятской Провинции через Вотские жилища» к прикамскому селу Оханск. Первоначально тракт имел почтовое назначение, а после упразднения внутренних пошлин в 1763 году стал доступен для всех. В конце XVIII — начале XIX века при Екатерине II и Александре I были утверждены правила обустройства трактов: через каждые 15–25 вёрст размещались почтовые станции, вдоль дороги высаживались берёзы для защиты от снежных заносов, устанавливались верстовые столбы, строились мосты через реки и канавы для осушения полотна.
Особенности строительства и обустройства
По воспоминаниям крестьян, в Малмыжском районе дорога выкладывалась булыжником небольшими участками — по несколько метров каждым хозяйством. Камень для этого привозили с Вятки.
Крестьянским хозяйствам обмерялись участки дороги, каждая семья была обязана на них высаживать деревья. Против посадок крестьяне делали полевые изгороди, чтобы защитить берёзы от скота.
Ширина тракта составляла 30 саженей (около 60 м), из них 8–10 саженей (примерно 16–20 м) отводилось под проезжую часть. По 5 саженей (около 10 м) с каждой стороны отводили под канавы и придорожные берёзовые аллеи, остальную часть полосы, ограждённой канавами, — под прогон скота.
Значение тракта
Сибирский тракт играл ключевую роль в экономической и социальной жизни региона. По нему перевозили торговые грузы (пушнину, серебро, рыбу, кедровые орехи, гусиное мясо из Сибири; ткани, оружие, боеприпасы — в Сибирь), доставляли почту, передвигались чиновники, войска, а также ссыльные.
Малмыж был пересечением торговых путей, так как здесь сходились водные пути по Вятке на Каму и Волгу, а также Сибирский тракт.
Проблемы и трудности
Дороги в Вятской губернии, включая Малмыжский уезд, часто находились в плохом состоянии. Служащий губернской управы В. Я. Заволжский в книге 1871 года писал, что в северной части губернии «дороги в большинстве находятся в первобытном состоянии».
Из-за болотистых почв, снежных зим и весенних разливов рек проезд был затруднён. В распутицу на дорогах вязли лошади.
Таким образом, строительство и обустройство дорог в Малмыжском уезде в царское время было частью масштабного государственного проекта по развитию Сибирского тракта, который имел огромное значение для связи центра России с восточными регионами.
Вот такая дорога проходила из наших деревень Сосмак, (раньше называлось верхние-Шуни) Средние-Шуни и Нижние -Шуни. В деревне Нижние-Шуни где находился рыночная площадь, почтовая станция, мечеть находился каменное здание где содержали арестантов. В старину было такое выражение «кандальная тема» . Кандальная тема
• В народе тракт называли «великим кандальным путём» или «дорогой слёз и горя». Это связано с тем, что по нему прошли и проехали тысячи арестантов: политзаключённых, декабристов, беглых крепостных, переселенцев.
• Каторжан заковывали в кандалы и цепи, прикрепляли по несколько человек к железному пруту (отправка «по канату»).
• Дорога делилась на несколько этапов, для каждого из которых определялась этапная команда из одного офицера, двух унтер-офицеров и рядовых солдат.
• В начале XIX века Сибирский тракт через каждые 60 вёрст был обустроен этапными острогами и полу этапами для отдыха.
Важно: «кандальная» тема на Сибирском тракте не была преувеличена — по расчётам Л. И. Рыженко, за весь период до 1910 года ссыльные составляли не более 6% общего потока проезжавших и шедших по тракту. Остальная масса — это купцы, перевозчики, переселенцы, чиновники.
По рассказам односельчан, тоже услышавший эти рассказы от своих бабушек и дедушек, в этом зданий который я писал были топчаны и они были списаны ножами .Кто-то писал свою фамилию, кто то имя. Потом когда пришла советская власть, эти доски (топчаны)изъяли якобы там было исцарапано ножом В.У.(Владимир Ульянов) Настолько правда или нет судить вам. И еще один факт почему через наши деревни проходила почта и дорога в Сибирь? Была переправа через Вятку. Даже в исторических документах она есть. . Шунский перевоз упоминается в древних актах с начала 17 века.
7145 (1637 г.)
- грамота от 29 марта «оброчная Митрополичья крестьянину Павлунке Петрову на рыбные ловли в Казанском уезде на озеро Лубяное и около Шунского перевозу и о владении озером Бызовкином».
7162 (1654 г.)
- грамота от 28 июня «о владении монастырем из оброку рыбных ловел Лубянского озера и около Шунского перевозу и озером Бызовским и о ловле рыбы всякими снастями по межам».
— Труды Вятской учёной архивной комиссии. 1912. Т.2. С.78, С.79 .
Казённая переправа у деревни Нижние Шуни обеспечивала транспортные потоки по Вятско-Уфимскому тракту (Елабужской дороге). Для этого здесь постоянно держали 3 парома и 3 лодки, имелся штат паромщиков и лодочников.
Во время Крестьянской войны под предводительством Пугачёва переправа у Нижних-Шуней использовалась для перемещений правительственных войск.
В январе 1774 года со стороны Кукморского завода через Вятку проследовала карательная команда из 50 гренадер и роты гусар при одной пушке. Команда направлялась к блокированной повстанцами Елабуге.
См. Рапорт о движении карательной команды по Арской дороге январь 1774
10 июля 1774 года через Нижне-шунскую переправу преодолели реку Вятку каратели двухтысячного полка подполковника Михельсона, стремительно двигавшиеся со стороны Грахово и преследовавшие войска Емельяна Пугачёва. Об этом упоминается в нескольких источниках:
Подполковник Михельсон, гнавшийся за Пугачевым по пятам, в Трехсвятском не был. Он, вероятно, зная, что, после такой саранчи, нельзя было для войска най¬ти никакого удобства и продовольствия, по дороге, называемой Арскою, прошёл от Елабуги к северу в 30 и переправился чрез Вятку в 64 верстах. Именно там, где перевоз ныне называется Шунским, близ татарской деревни Шуни.
— Кулыгинский П.Н. Пугачевцы и Пугачев в Тресвятском-Елабуге в 1773–1774 гг. (Очерк составленный в 1845 г. священ. П.Н. Кулыгинским. // Русская старина. Ежемесячное историческое издание. Февраль 1882 год. СПб., типография В.С. Балашева, 1882 стр.291-312)
Ежегодно с 1801 года через Нижне-шунскую переправу пролегал крестный ход с иконой Спасителя из города Елабуги до Малмыжа. Икону размером 1 на 2 аршин, украшенную золотом и драгоценными камнями, везли в особо устроенной для неё карете. .
В 1889-1892 годы Нижне-Шунским перевозом заведовал крестьянин Усадкой волости Илья Константинович Соловьёв, которому вятское земство выделяло деньги на содержание в сумме около 500 рублей в год.[1]
Вятско-Уфимский тракт, на котором находилась Нижне-Шунская переправа, с давнего времени имел важное значение в качестве транзитного грунтового пути при торгово-промышленных связях центральной полосы Вятской губернии с городами Мензелинском и Уфой и некоторыми другими местностями Уфимской губернии, а через неё с Оренбургской губернией и даже с Уральской областью.
Среди транзитных грузопотоков, следовавших через Нижне-Шунскую переправу, существенное значение имели товары купцов, участвовавших в известной Мензелинской ярмарке, начинавшейся во второй половине декабря и оканчивавшейся 11 января.
Из местных грузов по тракту с левобережья и Елабужского уезда переправлялись:
• пенька, которая сбывалась на Вятско-Полянских торжках для канатных заводов Герасимова (в селе Суши) и Решетникова (в селе Сосновка), для кустарей Нижней Тоймы, занимавшихся плетением верёвок или "варовины", а также отчасти экспортировалась с Вятско-Полянской пристани пароходом за пределы Вятской губернии;
• шерсть, предназначенная для Кукморской валяльной фабрики (откуда обратно везли готовую валяную обувь и войлок);
• овчина, которая дальше доставлялась в Шемордан.
В зимнее время наводилась ледовая переправа, по которой везли сено с заливных лугов левобережья, дрова и лесоматериалы из казённых дач и из частно-владельческой дачи Е.А. Лебедева (владельца Бемыжского завода).[2]
10 рабочих, обслуживавших Нижне-шунскую переправу, жили в специально выстроенной избе.
По Вятско-Уфимскому тракту ежедневно перевозилась также государственная и земская почта. В начале ХХ века вдоль тракта для отправки правительственных депеш была протянута телеграфная линия. Телеграфный кабель через реку Вятку проложили рядом с местом переправы, для присмотра за ним на берегу имелась небольшая "кабельная" сторожка.[3]
В 1918 году на левобережье недалеко от места переправы возник лесопильный завод.
Во время Гражданской войны весной 1919 года переправа у Нижних Шуней обеспечивалась пароходами 5 дивизиона Волжской военной флотилии, в ночь с 24 на 25 мая 1919 накануне контрнаступления красных здесь были переброшены воинские части 7 стрелковой дивизии РККА. Об этом событии напоминает братская могила красноармейцев у Нижних Шуней.
А.Нургалиев
ДОРОГИ В ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ В МАЛМЫЖСКОМ УЕЗДЕ
По материалам источника: https://vk.com/wall-17771956_441993
Комментарии