Сосновские судостроители внесут вклад в к экологию

90-летие Сосновского судостроительного завода его коллектив встретил в приподнятом настроении: предприятие выиграло тендер на строительство трех судов для «Росморпорта».

«Без работы не сидим»

- Трудно выиграть тендер? – с этого вопроса началась наша беседа с исполнительным директором ОАО «Сосновский судостроительный завод» И.В. Глушаковым.

- Выискивать заказы нам, к сожалению, приходится самим. Хотя было бы неплохо, если бы руководство области помогало нам в этом. К примеру, подобное предприятие в городе Зеленодольске Республики Татарстан еще совсем недавно находилось в состоянии банкротства, жизнь на заводе поддерживали четыре сотни человек. Правительство республики обратило на это внимание и «пробило» для зеленодольцев очень серьезный заказ, и теперь наши соседи вплоть до 2025 года будут трудиться засучив рукава, чему можно только порадоваться, - пояснил Игорь Витальевич.

- Проблема с заказами, наверное, не единственная?

- Есть проблема, связанная с рекой Вяткой. Сейчас никто не занимается углублением речного русла. А для нас это очень важно. Если лето сухое, спустить судно на воду и испытать его мы можем только осенью, когда уровень воды в реке снова поднимется. По этой же причине мы не имеем возможности принимать суда в ремонт. Они могут застрять на пути к нам или от нас. Все это ограничивает возможности завода. Сосновка – не Санкт-Петербург и не Туапсе, где водное пространство тесно связано с выходом в океан, -ответил руководитель.

Тем не менее, с начала возрождения Сосновского судостроительного завода, с 2008 года, местные и приезжие специалисты по судостроению непрерывно строят и спускают на воду суда. «Первой ласточкой» послеперестроечного периода стала 110-метровая баржа NB-803, заказ голландцев. Это контейнеровоз, способный проходить по каналам, - такие ходят по всей Европе. Но «первый блин» оказался комом. Пока строили баржу, заказчик обанкротился. По словам заводчан, «посудина до сих пор болтается в татарстанском Звенигове».

Затем были два рабочих катера РМ-376 и буксир-толкач ST-376T, который работает на сибирской реке Лене. После них были спущены на воду четыре судна ДСВ и три быстроходных катера для Федеральной таможенной службы. В настоящее время коллектив завода завершает строительство двух судов экологического назначения. Заказчиком является ФКУ «Речводпуть». Первый, «Онежец», уйдет в Петрозаводск и будет бороздить Онежское озеро, порт приписки второго, «Эколога», – Красноярск.

По утверждению Игоря Витальевича, несмотря на трудности, работать на Вятской земле интересно. Команда специалистов сложилась сильная, надежная. Главными своими помощниками И.В. Глушаков считает заместителя директора по качеству Дениса Валерьевича Саламатова, главного инженера Александра Юрьевича Воскобойникова, строителя судов Юрия Сергеевича Ховришкина.

Судостроение – дело серьезное

В рабочем кабинете главного инженера завода А.Ю. Воскобойникова каждая вещь овеяна романтикой моря и неизменных атрибутов синей морской глади – белых кораблей. На настенном календаре – портрет адмирала Крузенштерна, руководителя первого русского кругосветного плавания. Рядом – фотопанно белого четырехмачтового судна. А по соседству с ним – фотоснимок коллектива завода на фоне своего детища – многострадального судна N 8–803.

-Что для Вас судостроение? – поинтересовалась у хозяина кабинета.

- Вся жизнь! – не задумываясь, парирует он.

Александр Юрьевич родился и вырос в приморском городе кораблестроителей Николаеве. Там, на одном из самых крупных в стране судостроительных заводов, состоялся он и как инженер по судостроению, и как руководитель. Вообще, в ходе беседы главный инженер Сосновского завода то и дело упоминал родную Украину. С любовью и грустью – как о малой родине, некогда процветавшей, с тревогой и болью – как о стране, неожиданно ставшей горячей точкой планеты.

- Во времена Советского Союза Украина была главным поставщиком морских транспортных средств. Только в Николаеве работали три судостроительных предприятия, а всего вблизи черноморского побережья насчитывалось шесть таких заводов: в Керчи, Херсоне, Севастополе, Феодосии. Подобные заводы имеются и в других уголках страны, например, в Санкт-Петербурге, Северодвинске, но, в отличие от них, на юге мягкий климат, поэтому там можно круглый год строить суда и круглый год спускать их на воду. И ведь строили! - с ностальгией восклицает Александр Юрьевич.

- Судостроение всегда было для нашей страны приоритетной отраслью, - продолжает собеседник. – Во времена Советского Союза мы не покупали за границей абсолютно ничего для этой отрасли, все делали «у себя дома», на разных заводах разных городов. Особенно если дело касалось судов военно-стратегического назначения. Все было свое: от корпуса до хрустальной рюмки…

- ?

- Не удивляйтесь. На большом корабле есть вся «таблица Менделеева»: металл корпуса и пластмасса отделки, лакокрасочные и изоляционные материалы, шторные и постельные ткани,посуда из разных материалов, в том числе из хрусталя. Советские корабли ходили по всему свету, и на их борту принимали высокопоставленных гостей, проводили важные встречи.Безупречно оформленный стол с красивой посудой – своего рода престиж страны.

- Какое судно из всех, построенных с Вашим участием, Вам наиболее дорого? – поинтересовалась у увлеченного своей профессией специалиста.

- Каждое оставляет шрам на сердце судостроителя: не подведет ли? верно ли будет служить людям и как долго? – продолжая рассказ, А.Ю. Воскобойников без труда отыскал на экране монитора снимок непривычного для обывателя очень длинного с плоской палубой судна. На картинке судно выглядит как безупречно сделанная игрушка. - Это корабль-авианосец. Его длина 290 метров, там только экипажа под четыре тысячи человек. С моим участием на Николаевском заводе таких кораблей было построено шесть. Пять успешно спустили на воду, а шестой не успели достроить – Советский Союз распался, и заводы-поставщики из разных республик не стали находить общего языка. В итоге это огромное, дорогостоящее, хотя и не полностью начиненное электроникой и прочим высокотехнологичным оборудованием плавательное средство целый год проболталось в Черном море, пока его не купили китайцы. Несостоявшийся авианосец в чужой стране превратился в «плавучий город» для отдыхающих.

Заслушавшись увлекательным рассказом влюбленного в свою профессию человека, с трудом вернула себя к мысли о скромных, по сравнению с авианосцами, судах-экологах.

- В чем их особенность?

- Проблема сохранения природы, водных пространств диктует необходимость строительства таких судов. В прежние времена судовой механик мог, не задумываясь, выплеснуть в реку ведро отработанного машинного масла. Теперь с этим стало строго. В случае непредвиденного загрязнения реки или иного водоема нефтепродуктами, отходами канализации или твердыми бытовыми отходами они должны быть собраны в специально предназначенные для этого цистерны на экологическом судне и переправлены к месту утилизации. На строящихся у нас «экологах» будет вмонтировано по три пары цистерн – для разных видов загрязнений. В идеале суда экологического назначения должны быть на каждой более-менее большой реке. Когда-нибудь так и будет. Ну а наши «Онежец» и «Эколог» будут стоять на страже чистоты Онежского озера и сибирской Лены, - пояснил А.Ю. Воскобойников.

Главный по качеству

Неблизкий путь от административного корпуса завода до сборочного цеха преодолеваю вместе с заместителем генерального директора по контролю качества продукции Денисом Саламатовым. Он оказался не только хорошим специалистом (так охарактеризовали его коллеги), но и отличным гидом.

На одной из производственных площадок, в том месте, где река Вятка открывается как на ладони, Денис Валерьевич замедляет шаг. В этот же миг замечаю в попутчике приятное внутреннее оживление. Невольно задумываюсь: что может быть примечательного здесь, на не слишком пологой и не слишком крутой травянистой береговой равнине, похожей, скорее, на пустырь, чем на заводскую площадку? Оказывается, именно это местечко на заводской территории ассоциируется у судостроителей с самыми приятными и волнующими моментами в их кропотливом труде. Отсюда происходит спуск на воду каждого нового детища заводчан.

- Это – трансбордерная тележка, - Денис указывает рукой на неприметное, из-за небольшой высоты, но очень протяженное сооружение. – С ее помощью готовое судно доставляется по рельсам к берегу параллельно его кромке. Затем оно перекатывается на другую тележку, косяковую, и с помощью ее спускается на воду. Незабываемое зрелище! Праздник для всего коллектива судостроителей!

В отличие от своих приезжих коллег-руководителей, Денис – местный, вятскополянский. Он выпускник Вятскополянского механического техникума и Казанского государственного технического университета имени Туполева. Профессия молодого специалиста связана со сварочным производством, и знание тонкостей сварочного дела очень помогают ему в его нынешней должности. На Сосновский судостроительный завод молодой специалист пришел в 2008 году и за шесть лет стал для заводчан своим человеком. Ну, а для него самого судостроение стало главным делом жизни.

«Технари» снова в цене

Сегодня такие промышленные предприятия, как ОАО «Сосновский судостроительный завод», остро нуждаются в кадрах, имеющих техническое образование или чисто мужские профессии.

- Ежегодно учебные заведения нашей страны выпускают большое количество дипломированных специалистов, порой без учета спроса на эти профессии на рынке труда, - вновь привожу размышления о современном положении российской промышленности главного инженера завода А.Ю. Воскобойникова. – С одной стороны, учиться чему-либо – лучше, чем вообще ничем не заниматься. А с другой - где они, нынешние инженеры, сварщики, токари? Туго сейчас с техническими кадрами! Причем, если азам рабочей профессии можно обучиться непосредственно на рабочем месте, то инженера, обладающего глубокими знаниями, умеющего работать с технической документацией, можно подготовить только в техническом вузе или техникуме.

И все-таки мастера золотые руки на предприятии есть. Например, сборщики судов Рамазан Шамсимухаметович Хусаинов и Владимир Гайнуллович Сайфуллин начинали трудовую биографию на заводе еще в 80-е годы. Пережив вместе с заводом нелегкое время, вновь в полную силу трудятся в родном судосборочном цехе. Слесарь-монтажник Михаил Петрович Попугаев по совместительству еще и капитан. Это он при спуске нового судна на воду становится за штурвал и выводит «корабль» в большое плавание - к месту назначения. Порой этот путь проходит через моря и океаны и бывает очень долог. Ответственная работа и убригады маляров, возглавляемой Софьей Петровной Рахимзяновой, поскольку каждый слой краски, каждый штрих выполняется строго по технологии. Как правило, надводная и подводная части судна окрашиваются в разные цвета. А между ними наносится ватерлиния. Она, а также надстройка судна окрашиваются в белый цвет. Те, чья работа связана с судостроением, считают, что дело это очень интересное!

Екатерина ОКУЛОВА.

Популярные материалы

О ситуации с пассажирскими перевозками

11.04.2019 глава Вятскополянского района А.Ю. Чернов присутствовал на заседании Ассоциации «Совет муниципальных образований Кировской области» в г. Киров. Андрей Юрьевич доложил присутствующим о ситуации, сложившейся в сфере пассажирских перевозок на территории Вятскополянского района. В качестве пр
18.04 20:01 1079

Жители Сосновки: судостроительный завод разбирают на металлолом

Работники Сосновского судостроительного завода Кировской области обвиняют директора предприятия в том, что он намерено уничтожает градообразующее предприятие. Сосновский судостроительный завод находится на грани банкротства: предприятие простаивает уже два года, а его работникам не выплачивают зарп
19.04 19:32 745

Чиновников планируют увольнять по оценкам граждан

Руководителей территориальных органов власти, региональных Пенсионных фондов, фондов социального и медицинского страхования, а также глав многофункциональных центров (МФЦ) будут премировать или увольнять в зависимости от качества предоставленных населению услуг. Соответствующий приказ Минэкономразви
23.04 21:05 706

Поздравили ветеранов МВД с праздником!

В День ветеранов органов внутренних дел виновников торжества пригласили в МО МВД России «Вятскополянский» на праздничное мероприятие. Начальник межмуниципального отдела Вадим Варанкин зачитал собравшимся поздравления министра внутренних дел России Владимира Колокольцева и начальника УМВД России по К
22.04 20:42 690
Показать ещё

Комментарии

Комментариев пока что нет, будете первым?

Сообщение об ошибке