Дневник экспедиции "Hat Master" на север России. День 5. Салехард Вятские Поляны
Вятские Поляны

Дневник экспедиции "Hat Master" на север России. День 5. Салехард

Фото Дневник экспедиции

21 февраля 2015 года

Сегодня нам предстоит знакомство с Салехардом, столицей Ямало-ненецкого автономного округа, одним из самых современных городов России, расположенным на 66 параллели, прямо на Полярном круге. В память о необычном географическом положении города при въезде в него установлена оригинальная стела, ее мы тоже посетим во время обзорной экскурсии по городу. Поскольку разница во времени с соседним регионом, республикой Коми, составляет +2 часа, утреннюю побудку решено немного отложить, чтобы успеть выспаться и быть готовыми к знакомству с чудо-городом Заполярья.

Вчера поздно вечером, добравшись до Салехарда благодаря помощи Ивана, встретившего нас в поселке Харп, мы расположились на ночлег в уютной частной гостинице, где и провели первую ночь в азиатской части нашего путешествия по русскому Северу. Сегодня при выходе из гостиницы нас уже встречает заранее заказанный микроавтобус, знакомимся с Натальей, профессиональным экскурсоводом, нашим персональным гидом по городу. Погода благоприятствует прогулкам по городу, температура воздуха сегодня -10 градусов, что для этого времени года – совершеннейшая жара. Идет легкий снег, а небо затянуто сплошным слоем облаков.

Первым пунктом посещения стал Обдорский острог, с которого берет начало населенный пункт, основанный в 1595 году русскими казаками, построившими на высоком берегу реки Оби укрепленное поселение, обнесенное по периметру деревянным частоколом. В 1635 году в этом месте появляются постоянные жители, а острог называется Обдорской заставой. Сами сооружения укрепленного поселения не сохранились по причине того, что изначально были построены исключительно из дерева. В 1933 году село Обдорск было преобразовано в районный поселок Салехард, с тех пор за населенным пунктом прочно закрепилось это официальное название, на ненецком языке означающее «город на мысу». В настоящий момент в городе постоянно проживает примерно 47000 человек.

Наталья проводит для нас экскурсию по совсем небольшой территории полностью восстановленного Обдорского острога, который воссоздан по имеющимся историческим и архивным данным. Кроме оборонительных сооружений, на которых можно увидеть даже литые пушки весьма оригинальной конструкции, в остроге стоит деревянный храм, собранный без применения гвоздей и любых иных металлических элементов, здесь также много других сооружений, среди которых есть одно, напоминающее трактир, в нем на фоне святых образов проводятся современные «тризны», для чего служат многочисленные столы да лавки, а также плетень с крынками и горшками. В остроге стоит и специальная изба для воеводы, она также выполнена в традиционном стиле, характерном для старинной деревянной архитектуры.

С высокого берега Оби, на котором воссоздан Обдорский острог, открывается живописный вид на широкую речную долину, полностью занесенную снегами, воды коварной в этом месте Оби – под толстым слоем льда. Гид рассказывает нам о необычном нраве реки, у которой, оказывается, не одно, а целых два дна! Именно по этой причине до сих пор не удалось построить мост, который бы соединил обе стороны реки и позволил Салехарду иметь прямое автомобильное и, возможно, железнодорожное сообщение с расположенным на противоположном берегу поселком Лабытнанги. Говорят, когда пытались построить мост, опоры его быстро размыли воды подземной реки, текущие в противоположном направлении, в противовес верхней, видимой с земной поверхности части Оби. Для строительства моста, которое намечено на нынешний год, в столь необычных геологических условиях архитекторы и инженеры намереваются применить самые современные технологии и материалы. Жители города связывают с этой стройкой много надежд, поскольку сейчас автомобильная дорога проходит только по зимнику, намораживается на обский лед каждую зиму, а в теплое время года транспорт перевозится на паромах, что занимает достаточно много времени. Прямого железнодорожного сообщения с Воркутой также пока нет. Сам город стоит еще на двух реках – реке Полуй, впадающей в Обь, и совсем небольшой, но коварной реке Шайтанке. Таким образом, рек здесь много, хотя русла их в последнее время стали не столь полноводными, как раньше. Наталья поведала нам:

- В прежние времена уровень воды был значительно выше, об этом можно судить по строениям порта, расположенного возле ведущей от острога деревянной лестнице из пяти пролетов. Когда-то река была очень чистой, в ней в изобилии водилась разнообразная рыба, особенно много было осетра. Но в течение последних десятилетий ХХ века Обь подверглась сильному загрязнению, чему во многом способствовало развитие производств и рост самого города. Из-за сильных морозов горожане с трудом утилизировали бытовые отходы, применяемые тогда системы канализации при таких холодах полностью выходили из строя, и все нечистоты поступали прямо в реку. Резко сократилось количество рыбы, а затем и уровень воды стал заметно снижаться. Сейчас эта проблема отчасти решена.

После острога мы направляемся в самую старую часть Салехарда, когда-то плотно застроенную домами-бараками, а также «БАМовскими» домами, деревянными двухэтажками с большим по площади квартирами. Город разрастался благодаря активной трудовой миграции из разных регионов бывшего Советского Союза, сюда ехали специалисты, готовые жить и работать в условиях крайнего севера. Многие специалисты, проработав год или чуть больше, не выдерживали местного климата и уезжали обратно, эта ситуация сохраняется и по сей день.

- В нашем городе имеется прекрасная инфраструктура, например, отличное медицинское оборудование, но ощущается хроническая нехватка специалистов, потому что очень немногие люди, приезжающие сюда жить и работать, остаются на новом месте жительства. Слишком холодный климат отпугивает многих, и здесь уже не спасают никакие зарплаты или социальные гарантии, - объясняет нам ситуацию Наталья, - сейчас мы проезжаем возле самого современного отделения «Скорой помощи», в котором имеется даже авиационная бригада, оказывающая помощь жителям удаленных районов крайнего севера. Правда, и тут не обходится без конфузов: когда ненцы прониклись этим нововведением, некоторые из них стали пользоваться столь уникальной возможностью, предварительно напившись до тяжелого состояния, вызывают «неотложку» в какое-нибудь отдаленное стойбище, «больного» доставляет в город бригада врачей, а наутро, уже в отделении пациент приходит в себя и требует, чтобы его вертолетом же доставили обратно. Таких случае бывает достаточно много, что, согласитесь, совсем невыгодно для государства, но что тут поделаешь?

Вдоволь насладившись на самом деле очень красивыми и современными видами прекрасного, уютного и современного города, мы заехали в превосходный белокаменный храм, который был спроектирован последовательно несколькими архитекторами, и в своей окончательной версии в полной мере соответствует правилу «золотого сечения», используемому при строительстве самых значимых христианских святынь. Последний проект предусматривал полную перестройку уже имевшегося на тот момент фундамента, в итоге храм является классическим примером архитектурного шедевра, все пропорции которого выверены с максимальной точностью. Мы заходим в одноглавый храм шатрового типа, вознесший золоченый купол высоко в небо, своды его образуют волшебную игру граней, по центру барабана свисает необычной формы металлическая люстра. Внутри много прихожан, многие приходят с детьми, все здесь неспешно, размеренно, чувствуется особая энергетика, покой и благодать. Перед входом в храм – необычные ледяные скульптуры на христианскую тематику.

Последовательно мы посещаем ряд наиболее значимых городских достопримечательностей, фотографируемся на фоне скульптуры, изображающей традиционную оленью упряжку, и направляемся по широкому шоссе в сторону знака «Полярный круг». Монументальное сооружение выполнено из серебристого металла и разноцветных прозрачных пластин, две вертикально поставленных «стрелки» символизируют движение высь, к небесному своду, и должны напоминать нам о чумах коренных народов Севера, их пересекает поставленная на горизонтальную плоскость «радуга», символизирующая собственно 66-ю параллель, по которой географически проходит Полярный круг, отделяющий арктическую зону от остальной части земной поверхности. Конечно, разделение это весьма условно, но география – наука точная. Дуга, кстати, выполнена из разноцветного стекла, в темное время суток памятник подсвечивается изнутри, при этом создается эффект северного сияния с разбивающими его вертикальными остроконечными формами. Наталья открыла маленькую тайну: местному населению в свое время монумент не понравился, многие окрестили его «памятником протухшей колбасе», почему – остается лишь догадываться. У нас такой ассоциации не возникло вовсе, наверное, ввиду недостаточного знакомства с Салехардом.

Проехав еще несколько километров, оказываемся у стелы с надписью «Салехард», здесь дорога сворачивает на аэропорт, о долгой и мучительной истории строительства взлетно-посадочной полосы которого в условиях заболоченных тундр и поведала нам Наталья. Оказывается, при отсыпке фундамента для ВПП потребовалось огромное количество песка, значительно превосходящее то, что было использовано японцами при создании самого большого искусственного острова. Разумеется, ресурсов у Советского Союзы было более чем достаточно, благодаря чему удалось создать весьма внушительный аэропорт в условиях совершенно непригодных для этой цели болотистых тундр. В настоящее время, в связи с большими планами по освоению Арктики, скорее всего, аэропорт получит статус международного, его ждут существенные перемены, собственно, как и сам город, который, по однозначному мнению жителей, меняется весьма стремительно, причем в лучшую сторону. Хотя со стороны кажется – куда же лучше?

Итак, у поворота на аэропорт расположен в открытом доступе музей авиации, среди экспонатов которого – разнообразные самолеты и вертолеты, начиная с МИ-8 и заканчивая самолетом-амфибией на базе АН-2, первым образцом летной техники, которой удалось приземлиться, а если быть точным, приводниться на реке Оби, когда здесь еще не существовало аэропорта.

Запечатлев на фото и видео превосходно сохранившиеся самолеты и вертолеты, мы направляемся к знаменитой скульптуре «Мамонт», являющейся одним из главных символов Салехарда. А все потому, что в условиях вечной мерзлоты многочисленные останки этих гигантов прошлого сохранились на русском севере во всей своей красе, в некоторых случаях в руки ученых попадают мумифицированные самой природой туши мамонтов, впервые за десятки тысяч лет оказавшиеся на земной поверхности по причине постепенного таяния слоев погребенной почвы, скованных ранее вечной мерзлотой. В 2005 году возле Салехарда скульптором Алексеем Тютневым был воздвигнут памятник мамонту в память о великом прошлом этих северных «мохнатых слонов» и их важной роли в становлении и развитии человечества. Стилизованный мохнатый гигант стоит на высоком постаменте, на вершине холма, с которого открывается вид на просторные дали Оби, на зимник, проходящий по реке, мамонт как бы приветствует всех гостей города, олицетворяя собой величие, основательность, надежность и недюжинную силу. Потискав гиганта за объемистые бивни, мы возвращаемся в автомобиль и направляемся обратно в город.

По материалам источника: http://www.hatmaster.org/
5 Дневник экспедиции "Hat Master" на север России. День 5. Салехард

Комментарии