Я хочу поделиться с вами десятью заповедями, которые, собственно, и помогают мыслить «по-миллиардерски»:
1. НИКОГДА НЕ БЕРИТЕ ОТПУСК
Никогда не берите отпуск. Зачем он вам? Если работа не доставляет удовольствия, значит, вы работаете не там, где нужно. А я, даже играя в гольф, продолжаю делать бизнес. Я никогда не останавливаюсь и получаю от работы лишь положительные эмоции. Сейчас, когда мои дети подросли и начинают осваивать семейный бизнес, я ощущаю себя намного ближе к ним, чем когда-либо раньше, и все больше убеждаюсь: мне нравится относиться к ним так, как когда-то мой отец относился ко мне, — сквозь призму энтузиазма по поводу хорошо выполненной работы. Кстати, не я один предпочитаю трудиться без отпуска. Мой коллега в NBC Джей Лено работает не меньше меня, и этим, вероятно, объясняется его способность оставаться на вершине рейтингов вечерних телешоу, несмотря на жесточайшую конкуренцию.
2. УМЕЙТЕ КОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ НА ГЛАВНОМ
У большинства успешных людей развито воображение. Очень часто я ловлю себя на том, что, разговаривая с человеком, знаю наперед, что он скажет дальше. После первых трех слов я уже могу с уверенностью предсказать следующие пятьдесят, поэтому стараюсь перехватить инициативу и развить затронутую собеседником тему. Эта способность помогает проворачивать дела гораздо быстрее,
3. НЕ СПИТЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТРЕБУЕТСЯ ВАШЕМУ ОРГАНИЗМУ
Что касается лично меня, то я обычно отвожу на сон не больше четырех часов. Я ложусь в час ночи, а в пять утра уже просыпаюсь и приступаю к чтению свежих газет. Я не нуждаюсь в более длительном отдыхе, и это обеспечивает мне конкурентное преимущество среди других бизнесменов. Прекрасно зная, что некоторые из моих успешных друзей дрыхнут по десять часов в сутки, я всегда интересуюсь: «Как ты можешь конкурировать со мной, если я сплю всего четыре часа?» И действительно, подобную конкуренцию вряд ли можно назвать успешной: независимо от того, насколько ты одарен и талантлив, долгий сон отнимает драгоценное время. Вы можете спросить: «А зачем вообще нужно это конкурентное преимущество?» Отвечаю: если вы довольствуетесь судьбой заурядной личности, оно вам и не нужно. Ричард Коннифф в книге «Естественная история богатых» среди прочего отмечает, что магнаты, как правило, стремятся к доминированию. Даже простая «игра в гляделки» в ходе беседы может служить признаком стремления к доминированию. Коннифф даже приводит меня в качестве примера личности, которой удается завоевывать доминирующие позиции за счет своей внешности, а именно бровей, устрашающе действующих на деловых партнеров своей лохматостью. Очень рад, что в своих комментариях он не коснулся моей прически.
4. НЕ СТАВЬТЕ СЕБЯ В ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ТЕХНОЛОГИЙ
Многие технологические достижения не так уж необходимы и к тому же очень дорогостоящи. На моем рабочем столе нет компьютера. Я никогда не пользуюсь внутренней телефонной связью. Когда я зову кого-нибудь в свой кабинет, то просто ору. Срабатывает куда более эффективно, чем телефонный звонок, и вдобавок это гораздо быстрее. У меня даже нет пластиковой карточки, и мне никогда в жизни не доводилось пользоваться ею. Один из занятных моментов, сопутствующих богатству, — в ресторане тебе редко приходится платить за кушанья самому, обычно их подают за счет заведения. Печальная же сторона этого феномена очевидна: если бы я действительно нуждался в деньгах, они непременно заставили бы меня заплатить! Я могу понять, почему некоторые так ценят удобство АТМ-карточек, но многие продвинутые технические приспособления кажутся мне совершенно излишними при личных контактах. Если хочешь сказать что-то важное, просто посмотри в глаза собеседнику и произнеси это. А если не можешь попасть на встречу, сними трубку телефона и сделай так, чтобы собеседник услышал в твоем голосе искреннее сожаление. А всякие там электронные письма — для обывателей и зануд.
5. ПРЕДСТАВЛЯЙТЕ, ЧТО ВЫ — ЭТО ЦЕЛАЯ АРМИЯ, ПРАВДА, СОСТОЯЩАЯ ИЗ ОДНОГО БОЙЦА
В этой армии вы не только главнокомандующий, но и солдат. Вы сами составляете план военных действий, но вы же его и выполняете. Бизнес принято сравнивать с войной и спортом — и это логично, но вовсе не потому, что для бизнеса характерна жесткость. Это совсем не так. В бизнесе лучше быть дерзким, даже нахальным, чем жестким и несговорчивым. Я знаю нескольких очень плохих бизнесменов, отличающихся непримиримостью, но никак не сообразительностью или ловкостью. Они стремятся действовать методами знаменитого футбольного тренера Винса Ломбарди, но при этом не знают, как добиваться победы, Ломбарди обращался со своими игроками очень жестко, постоянно ругал их, чуть ли не плевал им в лицо. От его «воспитания» дюжие молодцы весом под 140 кг едва не плакали. Но он позволял себе это, потому что знал, как одержать победу; вы тоже можете позволить себе подобное обращение, если уверены в выигрыше.
Вообще, миллиардеры обожают побеждать и совершать экстравагантные поступки. В уже упоминавшейся мною книге «Естественная история богатых» содержится множество красноречивых примеров соперничества представителей плутократии: Ларри Эллисон, победивший в гонке на яхтах по маршруту Австралия — Тасмания; Стив Фоссетт, совершивший кругосветное путешествие на собственном воздушном шаре; Деннис Тито, выложивший 20 млн долларов за путешествие в космос на российском космическом корабле. «Каждый из них тем или иным способом пытался отличиться, — отмечает Коннифф. — В переводе на язык биологии каждый из этих людей явно демонстрировал привлекающее поведение, исполнял этакий брачный танец, чтобы привлечь к себе внимание публики. Такое поведение характерно для животных, и оно может быть двух видов: привлечение внимания за счет яркости оперения и за счет провоцирующего, экстравагантного, граничащего с серьезным риском поведения». На этот счет у меня есть собственная теория, правда не научная: мы поступаем так, потому что нам это интересно. Мой принцип — работай как вол, веселись до упаду и живи полной жизнью.
6. ПОРОЙ ВЫГОДНЕЕ, ЧТОБЫ ВАС НЕДООЦЕНИВАЛИ
Разумеется, вы не захотите, чтобы вас считали неудачником или недотепой, но и мнение о вас как о самом умном и дерзком из всех присутствующих— тоже не лучший вариант. Например, из-за того, что когда-то меня угораздило написать книгу «Искусство заключать сделки» (The Art of the Deal), теперь каждый, с кем мне приходится вести деловые переговоры, держится начеку. А, например, Рональд Рейган стал столь успешным кандидатом на переселение в Белый дом лишь потому, что его политические конкуренты недооценивали его: они полагали, что бывший актер не сможет составить им серьезную конкуренцию. На протяжении всего времени, проведенного на высоком посту, Рейган терпел оскорбительные нападки и обвинения в недостатке интеллекта и политического опыта, в ответ же он только улыбался, оставаясь дружелюбным, но в итоге неизменно превосходя ожидания своих критиков и противников. Сейчас я слишком известен, чтобы меня недооценивали (понимаю, это звучит несколько самодовольно, но это правда). И наверное, по этой причине я всегда восхищаюсь людьми, которые, будучи крайне успешными и влиятельными, умеют при этом держаться скромно.
Приведу пример: один из моих соседей по Trump Tower — Джоуэл Андерсон — несколько лет, встречаясь со мной в лифте, вежливо раскланивался, а я даже не знал, чем он занимается. И вот как-то раз он позвонил в мой офис и сказал: «Как вы думаете, можно ли пригласить мистера Трампа ко мне на вечеринку?» Джоуэл всегда казался мне славным парнем, да и жена у него была красавицей, так что я решил принять приглашение и заглянуть к нему на пару минут. Но, придя на вечеринку, я был просто поражен: столько там было влиятельнейших и знаменитых персон Нью-Йорка, включая Сэмюэля И. Ньюхауза и Анну Уинтур. Вскоре выяснилось, что обладатель хороших манер Джоуэл Андерсон является не кем иным, как председателем правления и президентом Anderson News, одного из крупнейших общенациональных дистрибьюторов газет и журналов. Иными словами, это был один из самых влиятельных и богатых людей из всех, кого я знаю. Годами мы ездили с ним в лифте, а я и представить себе не мог, что рядом со мной стоит один из могущественных магнатов страны. В своей книге «Как стать богатым» я уже упоминал, как важно ставить окружающих в известность о ваших достижениях. Это одно из главных моих убеждений, хотя, несомненно, лучше, если люди узнают о достигнутых вами успехах без вашего участия. Через несколько недель после памятной вечеринки у Джоуэла Андерсона я увидел в New York Times весьма большой позитивный материал о нем. Так что позвольте внести в мой совет некоторые коррективы: привлекать внимание к своим свершениям полезно, но еще полезнее, если кто-то сделает это за вас.
7. УСПЕХ ПОРОЖДАЕТ УСПЕХ
Достигнутые вами результаты— лучший способ произвести впечатление на окружающих. Сейчас, когда у меня за плечами внушительный список грандиозных достижений, мне гораздо проще заключать сделки. Для того чтобы впечатлить бизнес-сообщество, необходимо демонстрировать успех. Если вы молоды и пока не можете похвастаться необыкновенными победами, то должны хотя бы создавать видимость успеха. Неважно, большой он или маленький, — все равно вы должны начать с чего-то впечатляющего, что послужит фундаментом для достижения реального успеха.
8. ДРУЗЬЯ— ХОРОШО, А СЕМЬЯ— ЛУЧШЕ
Гораздо разумнее доверять членам своей семьи, чем друзьям. Когда я был молод, я спросил одного из владельцев большого бизнеса: «Вы встречаетесь со своими братьями и сестрами?» Он посмотрел на меня и, чуть помедлив, ответил: «Да, Дональд, я встречаюсь с ними в суде». Это произвело на меня такое впечатление, что с тех пор я стараюсь сохранять близость со своими братьями, сестрами, детьми и даже бывшими женами.
9. ОТНОСИТЕСЬ К ПРИНЯТИЮ КАЖДОГО РЕШЕНИЯ ТРЕПЕТНО, КАК ВЛЮБЛЕННЫЙ
Ваш успех — это следствие десятков решений, принимаемых в течение одного дня, тысяч — на протяжении месяца и сотен тысяч — за всю деловую карьеру. И все же каждое из них уникально. Иногда вы принимаете его быстро — это как любовь с первого взгляда, а порой на поиск верного варианта уходят дни, что сродни периоду между помолвкой и свадьбой. Иной раз вы обсуждаете альтернативные варианты совместно с коллегами — это то же самое, что спрашивать мнение друзей по поводу женитьбы.
Относитесь к принятию решений так, будто вы влюблены, — искренне, честно, уважительно, с должным вниманием, — и вы никогда не попадете впросак. В конце концов вы научитесь понимать, как лучше действовать в конкретной ситуации: следуя подсказке разума или велению сердца. Последнее — не такой уж плохой вариант: нередко под влиянием эмоций принимаются блестящие деловые решения. У многих вызывает удивление быстрота, с которой я принимаю важные решения, но я уже научился доверять своему деловому чутью и не топтаться подолгу на одном месте. И я неспроста сравнил процесс принятия решений с «основным инстинктом»: он так же воодушевляет и увлекает нас, дарует энергию. Всех нас притягивает прекрасное, будь то обаятельная личность или роскошное жилье. Каждый раз, когда передо мной стоит выбор, я стараюсь взглянуть на ситуацию со стороны и припомнить свое первое впечатление. Тот день, когда я впервые осознал преимущество такого подхода, до сих пор остается одним из самых значительных в моей жизни.
10. ПРОЯВЛЯЙТЕ ЛЮБОПЫТСТВО
Успешный человек всегда крайне любопытен. Не могу сказать почему, но это именно так. Вы должны живо интересоваться всеми, кто вас окружает, и стремиться понять все, что творится вокруг, иначе утратите способность к предвидению. Одним из огромных преимуществ моего участия в телешоу The Apprentice стала возможность посмотреть на механизм работы телекомпании изнутри. И совсем недавно я понял, почему эфирное время в четверг вечером ценится так высоко: именно в этот отрезок дня рекламируются фильмы, которые будут демонстрироваться в предстоящие выходные. Поэтому телезрители, движимые любопытством, предпочитают смотреть телешоу в четверг вечером, и чем обширнее аудитория, тем дороже рекламное время. А чем больше телекомпании возьмут денег с рекламодателей, тем больше смогут заплатить мне, чтобы я поддерживал интерес телезрителей к этим шоу. Вот вам и польза любопытства!
Автор: Дональд Трамп