Не воспринимайте мои записки как антирекламу предстоящей развлекательной вечеринки в молодёжном центре. С глубоким уважением отношусь ко всем, кто организует молодёжный досуг, т.к. по себе знаю, чего это стоит. С другой стороны, если это антиреклама, то лучшей рекламы не бывает :)
Не хотелось бы также выглядеть эдаким моралфагом, ханжой, назидательно поучающим неразумного читателя.
Давайте просто подумаем вместе, что же это за праздник такой - Хэллоуин.
Контркультура?
Предстоятели всех четырёх традиционных религиозных конфессий в России (православия, ислама, буддизма, иудаизма) считают этот праздник чуждым для нас. При этом лишь иудеи занимают нейтральную позицию, считая, что сегодня Хэллоуин - всего лишь часть массовой культуры, и, превратившись в популярный праздник детей и молодёжи, он начисто лишён какого-либо сакрального смысла.
Католическая церковь нашла компромисс с этим традиционным праздником кельтского происхождения, связав в VIII веке языческие фестивали с христианскими: Днём всех святых (официально отмечается 1 ноября) и Духовым днём (2 ноября).
Отрицательная оценка Хэллоуина в России со стороны религиозных иерархов на официальном уровне придала ему контркультурные черты, что дополнительно привлекает молодёжь.
"Перпетуум мобиле" праздника
Споры о причинах проникновения этого кельтского праздника на российскую почву ведутся давно. Есть мнение, что культурологическое заимствование тыквенного Хэллоуина - это рекламный ход тех, кто сегодня в торговле продвигает хэллоуинскую атрибутику (костюмы, маски, конфеты, украшения и многое другое). То есть первопричина может быть в интересах бизнеса, и "вечный двигатель" работает на деньгах..
Аналоги Хэллоуина в традиционной культуре народов России
Не претендую на полный охват. Просто приведу несколько примеров.
У славян есть своё, нечто подобное, но разительно отличающееся от "пиндосовского", - ночь на Ивана Купала, ночь на Ерофея (день Лешего, 17 октября), ночь на именины Андрея (с 12 на 13 декабря), Коляда (6 января) после вечери, ну и, собственно, прямой аналог - Святки...
На Украине есть соответствующий славянский праздник богини Макоши, которой в православии соотносят св. мученицу Параскеву Пятницу (26 октября), а также Щедрование (18 января) после вечери.
У моего удмуртского народа, во многом сохранившего свою традиционную архаичную культуру, осеннее ряжение и связанное с ним общение с потусторонним миром приходится на Покров (14 октября), о чём уже писал здесь.
Психологический аспект
Первоначально кельтский Хэллоуин и его аналоги у народов России представляли собой магический обряд, призванный сохранить равновесие между реальным и потусторонним миром. Если отбросить сакральный смысл, который вкладывался в обрядовые действия, то сегодня мы в лучшем случае имеем ритуал в форме ролевой игры. Все участники таких праздников играют роль представителей потустороннего мира, нечистой силы.
Игровой сюжет Хэллоуина представляет собой шабаш нечистой силы, глумление над смертью и страданиями человека, допускающее использование в игровой форме человеческих экскрементов и крови жертв в качестве лакомства. Шикарные Ведьмы, Мёртвые Принцессы, Очаровательные Мумии, жуткие Монстры и Вампиры... Веселье до упаду, безумные вечеринки, метание сырых яиц, яркие костры, тыквенные фонарики, чёрные пауки, тараканы, летучие мыши, торт в форме гроба, украшенный черепом из сахара... Изначальный смысл действа: маскируясь таким образом, надеялись, что нечисть, посещающая в эту ночь мир живых, примет за своего и, соответственно, не тронет. Фактически, участвуя в Хэллоуине, нужно принять на себя образ смерти.
Сюжеты аналогичных традиционных праздников у российских народов несколько иные. Здесь тоже изначально присутствует культ мёртвых. Но он связан с ушедшими на «тот свет» Предками, а не со всем потусторонним миром. Изначальный смысл: констатировать связь поколений даже после смерти старших. Улавливаете разницу?
Психологи считают игру одним из самых эффективных средств освоения мира. Степень освоения зависит от того, насколько глубоко мы погружаемся в действо, примерив на себе в игровой ситуации чью-то роль. Поэтому даже безобидная игра, в зависимости от индивидуальной восприимчивости, может иметь непредсказуемые последствия на подсознательном уровне.
Все дети в определённом возрасте любят страшилки, рассказываемые в компании. Говорят, в лагере "Солнечный", после того, как однажды я написал об археологических раскопках на расположенном поблизости древнем могильнике, тоже по ночам в палатах рассказывают о выходящих оттуда мертвецах. "В тёмную-чёрную ночь, когда из окон струится тёмно-синий свет, из могильника выходит жёлтая фигура..." Все лежат под простынями, дрожат, вглядываясь в темноту широко раскрытыми глазами,.. и в этом групповом сопереживании страха проходят психотерапию, готовящую к встрече с реальными опасностями, которые обязательно преподнесёт жизнь..
Вот только какую роль ты примеряешь в таких играх: того, кто побеждает чувство страха, ощущая локоть товарища, или того, кто является источником страха?
Эффект подмены
Сознаюсь, для меня было откровением, что, оказывается, проводя Хэллоуин в ночь с 1 на 2 ноября, мы подменяем и предаём забвению традиционный день славянского календаря, девический праздник - Кузьминки осенние (Курьи именины, день Кузьмы и Демьяна), - который наполнен совсем иным содержанием. Недавно ездил в Малмыж на Худяковские краеведческие чтения, и там молодые участники театрального кружка при музее нам показали историческую реконструкцию этого народного праздника. Традиция очень красивая и органично вплетающаяся в русскую культуру.
На чём в результате мы остановим свой выбор? - Зависит только от нас.
Подростков и молодёжь можно понять, т.к. появился дополнительный повод оторваться по полной, снести себе башню без всякого самоконтроля: побухать, поторчать, похулиганить, подурачиться, побеситься, покуражиться, поприкалываться. И девицы наконец-то опорожнят свои пухлые косметички с фишками всевозможных расцветок, извлекут из комода завалявшийся прикид...
Вот только почему в России выбирают для этого Хэллоуин?
Скажите, почему бы нам не отмечать монгольский "Цагаан сар" или ещё более крутой "Эрийн гурван наадам"? Мы не заморачиваемся по поводу встречи еврейского Йом Кипура, не делаем праздничных заготовок к таджикскому "Eid-i-zaboni davlatii Jumhurii Tojikiston", не водим грустных хороводов по поводу филлипинского "Araw ng Kabayanihan ni Ninoy Aquino"... Скажете, что Хэллоуин "позитивный" и весёлый? Но ведь и эфиопский Энкуташ - не менее весёлый - с кострами, пивом и тушёным мясом, а мадагаскарские "Фисемана" и "Фамадихана" - так вообще, просто отпад!
Хэллоуин уже некоторые стали проводить даже в детских садиках. Представил, как моего внука станут зомбировать в садике таким образом?:
Хеллоуин - не страшный праздник,
А весёлый и смешной!
На меня взгляните - разве
Может ведьма быть такой?
Фиолетовые ногти,
Тараканы в волосах,
Но совсем не видно злости
В озорных моих глазах.
Я колдуньей нарядилась,
А братишка мой - скелет,
Чтоб соседи веселились,
Чтоб соседи не скупились,
Чтоб в корзинках поместилось
Больше праздничных конфет!
(стишок взят из сценария для детских садов, предлагаемого на сайте "Солнышко").
Очень хотел бы узнать аргументы "за" - от организаторов таких праздников.