В соответствии со ст.9 Федерального закона Российской Федерации от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ г. Москва "О национальной платежной системе" с 1 января у банков появилась обязанность - сообщать своим клиентам обо всех операциях, которые проводятся с их банковскими картами, - будь то покупки, снятие наличных или поступление денег на счет.
Направления банком соответствующего уведомления касается совершения каждой операции с картой, в порядке установленном ДОГОВОРОМ с держателем пластика (п.4). В случае, если банк не исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции, то будет обязан возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без согласия клиента (п. 13).
Доказательства о надлежащем информировании о проведенном списании лежит на банке и банк обязан фиксировать направленные и полученные от держателя карты уведомления, а также хранить соответствующую информацию не менее трех лет (п.6).
Также банк обязан предоставлять документы и информацию, которые связаны с использованием пластиковой карты, в порядке, установленном договором (п.7).
При возникновении споров, связанных с использованием карточки, банк обязан рассматривать заявления и предоставлять ответ в письменной форме в срок не более 30 дней со дня получения такого обращения, а также не более 60 дней со дня получения заявлений в случае использования электронного средства платежа для осуществления расчетов за пределами РФ (п.8).
В случае утраты карточки или ее использования без согласия клиента, клиент обязан направить соответствующее уведомление банку в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты карточки (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от банка уведомления о совершенной операции (п.11). После получения такого уведомления банк обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия держателя карты. Исключением может быть ситуация, когда банку удалось доказать, что держатель карты нарушил порядок ее использования. То есть, сам виноват, что у него украли деньги (п.12 и п.15).
Если банк исполнил обязанность по информированию о совершенной операции и держатель карты не направил банку уведомление в течении суток, то банк не обязан возмещать сумму операции, совершенной без согласия держателя карты (п.14).
Многие высказывают опасения (подогреваемые сотрудниками банков), что при отсутствии у банков актуальной контактной информации может последовать блокировка пластиковых карт. Однако Центробанк РФ успокоил владельцев пластиковых карт, распространив официальное заявление, что банковская карта может быть блокирована по инициативе кредитной организации только при нарушении клиентом определенного договором порядка использования "пластика". Отсутствие у банка информации для связи с клиентом, в том числе по уже заключенным ранее договорам, не учитывающим требования девятой статьи закона о национальной платежной системе, причиной блокировки быть не может.
Таким образом, необходимо внимательно прочитать договор с банком, там может быть прописан порядок уведомления, а заодно проверить актуальность вашей контактной информации. Навязывание услуги «мобильный банк», за которую взимается абонентская плата, является незаконной, так как уведомление о проведении операций по карте возложена на банк и он за это не должен брать дополнительную плату.
Источники:
http://rg.ru/2013/12/25/blokirovka-site.html