+16
Подпишись: Будь в курсе жизни города!

ЛН-Видео: История края становится ближе: свидание со стариной

ЛН-Видео: История края становится ближе: свидание со стариной

ЛН-Видео: История края становится ближе: свидание со стариной

ЛН-Видео: История края становится ближе: свидание со стариной

ЛН-Видео: История края становится ближе: свидание со стариной

= Командой «ЛН-ВИДЕО» организована и осуществлена ещё одна историко-краеведческая поездка для школьников и студентов =

В предыдущей статье «ИСТОРИЯ СТАНОВИТСЯ БЛИЖЕ» автором обозначены основные принципы, объединяющие наши добровольческие устремления. Команда, и сообщество краеведов обретают формат достаточно уверенно, если учесть то, что в плане краеведения и изучения культур нами сделано как закладка фундамента. Думаю, что основной профиль нашей творческой команды и есть краеведение, изучение истории, природы и национальных культур нашего края. Без этого невозможно ощущение родины, без этого нельзя называть себя цивилизованным человеком…

***********************************************

А теперь – о деле. Только что состоялась ещё одна историко-краеведческая поездка в музей города Вятские Поляны, а так же посещение памятника деревянного зодчества начала 18-го века – Михаило-Архангельской Церкви, возрожденной по инициативе ныне покойного о. Алексия Сухих…

…Где бы мы ещё смогли вот так, своими глазами увидеть настоящую Дымковскую игрушку?! Каким образом мы могли бы прикоснуться к древним стенам Собора, если бы не осуществление задумки, если бы не желание именно это и воплотить в реальность, если бы сидеть сложа руки и ждать директивно-номенклатурного «пинка» сверху?! Возможно, так же и оставалось бы канючить о том, что молодёжи у нас заняться нечем…

А теперь, прежде чем разговор продолжить, я предоставлю слово участнице нашей команды Ане Ивановой:

- Мы побывали в г. Вятские Поляны, в краеведческом музее, где проходит выставка нашего исконного культурно-исторического художественного промысла – дымковской игрушки. Дымковская игрушка, или как ещё именуют её в народе «Дымка» – можно обозначить главным символом культурно-исторических ценностей нашего края. Об истории этого промысла нам рассказала в музее экскурсовод. Оказывается, что эта игрушка делится на подвиды. Технология изготовления игрушки так же очень интересна. Тем более, что всё немыслимое разнообразие представленных экспонатов, это результат творческой мысли мастериц-художниц, их любови к творчеству. Это результат абсолютно ручной работы. Орнамент, геометрические формы, в основном – это круги, всё это показывает, что история дымковской игрушки идёт от Солнца, от Света. Дымковская игрушка – это фольклорный прообраз, или – изначальный, основообразующий штрих к портрету нашего края. Потому наш край и добрый, уютный и народный. Считаю, что наша основная задача – пропаганда наших Вятских культурно-исторических ценностей. Рассказы о народных промыслах нужно продолжать и словом, и снимком, и кинодокументалистикой. О своей малой Родине мы должны говорить с гордостью и любовью. Продвигать своё, наше – родное, чтобы все знали о нашем крае.

В этом самом месте так и хочется задать вопрос тем, кто говорит: «У нас молодёжи заняться нечем…». Пока – воздержусь. Ибо, есть ещё о чём рассказать, и будет что показать в видео. А пока – немного полемики…

Лично я был удивлён необычным числом желающих отправиться в эту зимнюю поездку в музей. Казалось бы: ну что тут необычного? Музей – как музей. Да и совершенно рядом – в Вятских Полянах. В любой день можно съездить… Ну, разумеется, что такие летние вылазки как поездка в Матанский Кордон, к местам боёв с колчаковцами, где сохранились окопы. Поездка в каньону и водопаду. Всё это из тех экскурсий, куда проще добраться организованно, ибо, по одному просто не получится. Но, тогда вместе со студентами техникума (поездка в Кордон) нам хватило ПАЗика, даже оставались свободные места. Поездка к каньону так же уместила желающих в один ПАЗик, а ведь к нам примкнули и ершовцы. А тут, нам с Виталием Юшковым пришлось попереживать – хватит ли места в трёх микроавтобусах! Хватило, но, как говорят – «рассосались» по трём машинам – тютелька в тютельку. Ни одного свободного места! Вот это «отжиг» по-сосновски! Конечно, в пору бы ощущения организаторов описать знакомыми словами из известной басни примерно так: «от гордости в зобу дыхание спёрло!»)))) Но, чего было не в полной мере, то следует толковать так: начало есть, должно быть и продолжение. Потом уж, ладно – пусть «спирает»)))) А для того, чтобы не слогом единым, но и созерцательной составляющей поделиться в рассказе о «Дымке» – несколько стоп-кадров из будущего видео.

Вторая часть программы изначально была как посещение музея Шпагина, и заводского музея на «Молоте». Но, поскольку музей Шпагина в эти дни временно не работал, то, связавшись по телефону с нашим постоянным спонсором Рамилем Зариповым (ООО «Окна-мастер») мы решили немного переиграть затею. Рамиль предложил: в таком случае – нужно организовать для детей ещё одну, отдельную поездку на завод «Молот» и в музей Шпагина. Тогда, с педагогом руководителем группы Ириной Викторовной Гореловой мы решили посетить памятник деревянного зодчества михаило-Архангельский собор, расположенный неподалеку от историко-краеведческого музея. И, завершив экскурсию по музею – туда и отправились. Здесь тоже надо отметить незабываемые ощущения от прикосновения к 18-му столетию. Но, когда упоминается 18-й век, возникает вопрос: а так ли уж 18-й? Дело в том, что когда эту церковь разбирали в угасающем с. Суши для того, чтобы перевезти в Вятские Поляны и восстановить как действующую, то на венцовых, закладных брёвнах была обнаружена дата указывающая на 16-й век… Правда, чётко видны были две начальные цифры в дате 15….

Предположительно, – так нам объяснили в Храме – в 1733 году в селе Суши заново была отстроена эта церковь на старых закладных брёвнах, отсюда и дата рождения Храма: 1733 год. Причины постройки новой церкви могли быть самыми банальными, деревянные храмы часто горели…

Конечно, перевезенный из Сушей и восстановленный в Вятских Полянах Михаило-Архангельский Храм сегодня выглядит несколько отличительно от церкви в Сушах. Скорее – то Собор из двух Храмов с монастырским двором. При строительстве многое создано из кирпича. Но, вся деревянная часть, в том числе уникальные деревянные купола собраны – как и было – без единого гвоздя.

Вот и здесь, чтобы не удлинять текст, скажу лишь основное: у нас есть теперь мысль летом побывать в Сушах, ещё раз посетить Храм в Полянах и сделать отдельный, полноценный фильм. Этой мыслю я поделился с коллегой по «ЛН-ВИДЕО» историком-краеведом Владимиром Слесаревым. А пока, предлагаю пройти по вот этим ссылкам, посмотреть как выглядел этот храм в Сушах, и как он был заложен в Вятских Полянах, и как выглядит сейчас. Вот ссылки:

http://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fkraeved.vp4...

http://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fkraeved.vp4...

http://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fkraeved.vp4...

Александр Вотинцев, «ЛН-ВИДЕО»

Поделиться

Популярные материалы

Показать ещё

Сообщение об ошибке