АКСИО-6: России нужен человек-творец, а не потребитель | Блог
Вятские Поляны
ЯИщу:

Как с вами связаться?

АКСИО-6: России нужен человек-творец, а не потребитель

Дети за партами разрушенной школы в Сталинграде (1943)


Всё больше нам, нашим детям и всему обществу в нашей стране (и не только в нашей) навязывают культ потребления. На протяжении долгих лет всем вбивают мысль о том, что всё материальное - первостепенно, что никакие идеалы, смыслы совсем не нужны, что всё это - лишнее обременение, от которого надо непременно избавиться.

Поскольку у многих людей уже отобраны смыслы, у них в душах появляются дыры, которые надо чем-то заткнуть. И это что-то - идея потребительства. Людей приучают бесконечными шопингами, покупками затыкать пустоту, которая не позволяет быть человеку по-настоящему счастливым. Но, к сожалению, потребителю это не понять. А если даже кто-то это и понимает, он не готов отказаться от своего благополучия ради каких-то непонятных ему идеалов.

Культ потребления стал внедряться в общество ещё с начала XX века. И некоторые сразу это почувствовали. Одним из тех, кто заметил негативные тенденции, был крупный немецкий социолог, философ и психоаналитик Эрих Фромм. В своих трудах он уделил большое внимание проблеме потребительства.Хотелось бы обратить внимание на книгу «Иметь или быть?», изданную в 1976 году.

Эрих Фромм (1900-1980)

В ней автор противопоставляет понятия «иметь» (модус обладания) и «быть» (модус бытия).

«Обладание представляется нормальной функцией нашей жизни: чтобы жить, нам нужно иметь какие-то вещи; чтобы ими пользоваться, надо сначала их приобрести. В обществе, где высшей целью является цель «иметь» - и «иметь» как можно больше, где о человек говорят, что он «стоит миллион», - какая же в таком обществе может быть полярность между «иметь» и «быть»? Напротив, создаётся впечатление, что сама суть и смысл бытия состоит в том, чтобы обладать чем-либо. То есть кто ничего не имеет, тот ничего собой не представляет (тот и не существует)».

Именно такое обладание навязывается людям сейчас.

«Важнейшей предпосылкой для возникновения у человека ориентации на «бытие» является свобода и независимость, а также наличие критического разума. (...) «Быть» означает давать выражение всем задаткам, талантам и дарованиям, которыми (в большей или меньшей степени) наделён каждый из нас. Это значит преодолевать узкие рамки своего собственного «я», развивать и обновлять себя и при этом проявлять интерес и любовь к другим, желание не брать, а давать».

Для того, чтобы человек мог «быть» необходимо наличие критического разума. А откуда он может появиться? Конечно, в процессе образования. Сейчас же образование направляют не на то, чтобы учить детей критически мыслить, рефлексировать. Вот, что пишет Фромм о студентах, которым ближе понятие «иметь»:

«Студенты, ориентированные на «обладание», слушают лекции, воспринимают слова, улавливают логические связи и общий смысл; они стараются сделать максимально подробные записи, чтобы затем зазубрить конспект и сдать экзамен. Но они не думают о содержании, о своём отношении к этому материалу, он не становится частью собственных мыслей студента. Содержание и студент остаются друг другу чужими. (...) Цель таких студентов - сохранить «выученное» в голове или на бумаге. Им не нужно создавать ничего нового. Сознание по типу «обладания» и впрямь не терпит новых идей по поводу конкретной темы, ибо всякое новое ставит под сомнение ту сумму информации, которой оно уже обладает. Мысли, которые не укладываются в систему привычных категорий, у таких людей вызывают страх, как и всё, что растёт и изменяется и тем самым уходит из-под контуров».

Сейчас же учеников школ, студентов как раз таки пытаются сделать именно такими. Здесь считаю необходимым привести известную цитату бывшего министра образования РФ Андрея Фурсенко:«Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других». В этой фразе многое сказано о нынешнем российском образовании. А как же мнение общества?

С 22 июня по 7 июля активистами «Родительского Всероссийского Сопротивления» и «Сути времени» был проведён всероссийский опрос АКСИО-6 по проблемам образования. В 75 регионах РФ были опрошены 24506 человек. Так вот, что думает общество касательно того, какие цели должны быть у образования:

Из графиков можно увидеть, что российское образование, по мнению народа, должно воспитывать человека-творца. С позицией Фурсенко согласно лишь меньшинство - задача выращивания потребителя расположилась на почётном последнем месте.

Вот, что пишет Эрих Фромм о студентах-творцах:

«Для студентов, мыслящих в модусе бытия, процесс учёбы проходит совсем иначе. Во-первых, они и сами не приходят на лекцию в состоянии «tabula rasa», они уже имеют представление о той теме, которая будет обсуждаться. У них уже есть определённый интерес к теме и некоторые вопросы и сомнения. Вместо пассивного проглатывания слов и идей они слушают, и не просто слушают, но и воспринимают и реагируют активно и творчески. То, что они слышат, стимулирует их собственные размышления, помогает сформулировать вопросы, прийти к новым идеям и увидеть новые перспективы. (...) Он приобретает не готовое знание, которое можно отнести домой и зазубрить. Он чувствует себя лично причастным, он после лекции стал немного иным, чем был до неё, он сам изменился в этом процессе. Такого рода учёба возможна лишь там, где лекция содержит актуальный и волнующий аудиторию материал. На пустую болтовню не стоит ожидать живой реакции».

Э.Фромм «Иметь или быть?» (1976)

Наше образование надо направлять на то, чтобы оно развивало человека. Без развития человека наш мир зайдёт в тупик, из которого будет невозможно выбраться. Человек должен восходить в процессе обучения. Именно это необходимо обеспечить системе образования. Этого хочет общество, что и показал проведённый опрос.

Подробнее с результатами АКСИО-6 можно ознакомиться на сайте газеты «Суть времени»: часть I,часть II.

Давайте вместе менять глобальную реальность. И улучшение качества образования - один из шагов к большой цели.

Источник