Копаемся в архивах: Межевая часть писцовой книги 1602-1603 гг | Блог
Вятские Поляны

Копаемся в архивах: Межевая часть писцовой книги 1602-1603 гг

Учинена межа селу Рождественскому, что на полянках с Успенским Вятским монастырем на Дюдюме овраге указали старой дуб с гранью[1] и на том дубу положена грань новая, а от дубу указали на березе старую грань и на той березе положена новая грань, а от той березы водороиною[2] вниз и в водороине поставлен столб с угольем[3], а от того столба попошед[4] немного поставлен столб же с угольем да от того столба попошед немного поставлен столб же с угольем у дороги, что дорога от новых полянок к селу Рождественскому, а от дороги и от столба поставлен столб с угольем, а от того столба попошед немного поставлен столб с угольем, а от того столба попошед немного поставлен столб с угольем же, а от столба против тальника и против сосны, что сосна за рекою за Воскоршмою[5] поставлен столб с угольем на берегу реки на праве земля и луги и лес Вятскова монастыря села Рождественскаго, а на леве земля и луги и лес Митрополичья села Полянок[6].
Учинена межа Митрополичью селу Полянкам с чувашскою деревнею Измою[7], от речки от Кушака от мосту попошед немного дорогою Арскою[8] на леве поставлен столб с угольем, а от того столба попошед немного тоюж дорогою Арскою поставлен столб же с угольем, а от того столба положена грань на сосне на праве тое же дороги в татарской земле, а от той сосны положена грань, на леве Арския дороги в Митрополичье земле, да тою дорогою попошед поставлен столб с угольем у дороги, а от того столба поставлен столб с угольем у старыя бортныя сосны[9], на которой сосне была старая грань, а сосна вызжена, а от того столба положена грань на сосне против березы, а от той сосны и от березы положена грань на сосне на бортной суховерхой, а от тое сосны положена грань на дву березех из одного корени, а от тех берез положена грань на сосне, а от той сосны положена грань в черном лесу на пихте да подле ее береза, на праве земля и луги и лес деревни Измы татарския, а на леве земля и покосы и лес Митрополичья села Полянок.

Выписка из:

  • Писцовая и межевая книга по Казанскому уезду поместных новокрещенов, служилых и ясачных татар и черемисов, письма и меры Ивана Болтина; 1602-1603 гг.; копия 1779-1793 гг. Межевая часть писцовой книги [Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 годов / под ред. И.П.Ермолаева, М.А.Усманова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1979. - 240 с.] - С.49 -http://www.klf.kpfu.ru/kazan/index.php

Примечания к документу

  1. Способ обозначения направлений на местности с помощью граней, вытесанных на столбиках, сохранился до сих пор в разметке лесных кварталов.
  2. Водороина - овраг.
  3. Столб с угольем - способ маркировки при межевании, когда точка обозначается не только столбом (который можно переставить), но рядом также выкапывается яма в рост человека, которая заполняется древесным углём.
  4. - отойдя
  5. - Оштормою
  6. "..Вятскова монастыря села Рождественскаго, а на леве земля и луги и лес Митрополичья села Полянок.." - т.е. межа обозначена между двумя сёлами:
    - Рождественское при вотчине Вятского Успенского монастыря
    - Полянки на землях Казанского митрополита.
  7. О какой деревне Изма идёт речь, пока не известно.
  8. Арская дорога (даруга) - считается, что в Казанском ханстве так называлась административная единица, территория на северо-востоке в направлении от Казани. В неё входило множество селений, раскиданных по обе стороны от старинного тракта, проходящего через Арск, и далее на Малмыж. В данном документе упоминается как раз эта дорога (в значении путь), в качестве ориентира для привязки.
  9. Деревья, обычно с обрубленными сучьями, на которых прикрепляются борти - пчелиные ульи.