Игры при пропусках букв на письме у детей младшего школьного возраста.
1. "Подсчет
звуков в слове"
Предлагаем ребенку слово и просим
сказать, сколько в нем звуков.
Чтобы разнообразить это скучное упражнение, играем в веселые развивающие игры. Как проводить анализ слов? Сначала для
выполнения этого упражнения предлагаем слова, содержащие гласные звуки: [а],
[о], [ы], [и], [у] и любые согласные .
Примерный набор слов:
Из 3-4 звуков:
Кит, дом, мама, рыба, лук, крот, рот, лыжи, мак, стул.
Из 4-5-6 звуков:
Карта, стул, корова, лист, машина, шкаф, книга, кактус, крыша, фартук.
Из 6-7-8 звуков:
Рубашка, дракон, тротуар, командир, галстук, художник, карандаш, карман,
свисток, провод.
Можно разнообразить упражнение,
«записывая» звуки с помощью кружочков: один звук – один кружочек.
2. «Назови порядковый номер звука».
Можно задавать два вида вопросов:
- Какой по счету звук [б] в слове рыба?
- Назови третий по счету звук в слове рыба.
Выполняя это упражнение, ребенок не
только пересчитывает звуки, но и устанавливает их последовательность.
Чтобы усложнить это упражнение можно задавать такие вопросы:
- Какой звук идет после звука [ы] в слове рыба?
- Какой звук идет перед звуком [а] в слове рыба?
- Какой звук идет между звуком [ы] и звуком [а] в слове рыба?
3. Выдели
слово.
Предложите
детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку
вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
4. Какой звук есть во всех словах?
Взрослый
произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же
звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой
звук есть во всех этих словах.
5. «Сравнение
правильного и неправильного слова»
Можно написать одно и то же слово два
раза: один раз – правильно без пропущенных букв, второй раз – неправильно,
пропустив букву.
Предлагаем ребенку сравнить два слова, предупредив, какое написание правильное.
Чтобы запомнилось только правильное написание, можно писать слова разным
цветом: правильное – зеленым, а неправильное – красным.
6. «Слово
наоборот».
Вы произносите слово, начиная с последнего звука, а ребенок говорит слово,
начиная с первого звука.
Например: анул – луна, трок – крот.
Чтобы произнести слово правильно, то есть перевернуть его, надо назвать
все звуки в нужной последовательности, не пропуская ни одного. Слова для
игры в перевертыши не должны содержать букв: е, ё, я, ю. В этом упражнении, как
и в любом другом, сложность надо увеличивать постепенно, но постоянно. Начинать
игру с трех или четырех букв в словах, а по мере становления навыка,
переворачиваем слова из семи, восьми и
более букв: лидокорк, акжонокорос, ровогзар и т.д. Чтобы перевернуть длинное слово, нужно
разбить его на слоги, а потом переворачивать каждый слог.
7. «Кузовок»
Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок
можно все слова, которые заканчиваются на -ок: грибок, глазок, зубок, подарок,
платок, крючок, клубок, замок, венок, утенок, флажок, кружок... Можно по
аналогии собирать корзину, коробку, ящик, пакет... Соответственно собирать
тогда будем слова на -ина, -ка, -ик и -ет. Эту игру мы обычно начинаем такими
фразами: «Собираемся в лесок, наполняем кузовок!»; «Вот перед нами корзина,
туда отправляется...» (картина, балерина, малина); «Вот коробка, смотрим, что
там?» (лодка, бородка, сковородка); «Вот ящик, скорей клади туда...» (мячик,
ларчик, мальчик); «Вот большой-большой пакет. Клади в него...» (табурет, билет,
балет).
Особенно заметны результаты, если ребенок во
время игры не записывает слова, а только произносит их. Задание направлено на
четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления
на слоги, типичных суффиксов и окончаний.
8. «Древнерусское письмо»
Взрослый диктует слова, которые ребенок записывает
только согласными, обозначая гласные черточкой. При такой записи предложение
«Отважный Миша бежит от мыши» будет выглядеть следующим образом:
_тв_жн_й М_ш_
б_ж_т _т м_ш_.
Сразу же
предлагаем записать это же предложение только гласными, ставя черточку на месте
согласных:
о_ _а_ _ый _и_а
_е_и_ о_ _ ы_и.
Делаем выводы,
какое предложение читается легче, улавливаем роль согласных в русском письме.
При выполнении этого упражнения отрабатывается механизм переключения,
избирательности при письме. Через некоторое время дети пишут только согласными
целые тексты, а показателем их мастерства считается время в секундах и
отсутствие помарок. Но начинать отрабатывать «древнерусское» письмо советуем с
отдельных коротких слов, постепенно усложняя материал.
9. «Волшебный
диктант»
В этом упражнении детей привлекает то, что
диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Перед началом работы
вводим свои символы, например, договариваемся, что слова с буквой «с» обозначаем
как «+», слова с гласной «е» – «!», а все остальные – «/».
Так, предложение
«Мы смотрим на птичьи стаи в небе» выглядит так:
/ + / / + / !
Примечание: слова
надо подбирать так, чтобы в них не было сразу двух букв, для слов с которыми
введены символы.
С помощью этого
упражнения развиваем внимание, фонематический слух, умение концентрироваться и
удерживать мысленные образы.
10.«Словесный мяч»
Упражнение
родилось из известной и популярной детской игры, когда один игрок говорит
слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву
прозвучавшего слова: автобус – слово – окно и т. д. Мы это предложение
модифицировали: во-первых, действительно используем мячик, кидая его вместе со
словом противнику, во-вторых, называем слова не только на последнюю, но и на
предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т. п. Упражнение
универсально: в него можно играть как вдвоем, так и целой группой, перекидывая
мяч либо по кругу, либо в беспорядке, кому как захочется. Такая игра в
увлекательной форме позволяет быстро выработать у детей умение представить
графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.
11. «Бухгалтер»
Взрослый называет
слова с одинаковым количеством букв. Ребенок мысленно представляет эти слова
записанными в столбик. Удерживая представление в голове, он должен назвать
определенную по счету букву во всех словах. Например, взрослый говорит: «Дым, луг – вторая буква».
Дети представляют
их написание в столбик и называют те буквы, которые идут в словах вторыми: «ы»,
«у». Если бы преподаватель попросил назвать третью букву, ребенок бы назвал
буквы «м» и «г». Количество слов может быть от 2 до 4, букв в словах – от 3 до
7. Такое задание формирует умение мысленно видеть и прописывать слова,
запоминать их образ, концентрировать внимание, удерживать буквенную структуру
слова в памяти.
12. «Матрешки»
Написать
(напечатать) на бумаге сложные слова, и пусть ребенок найдет все входящие в их
состав короткие слова и запишет их.
Источник: http://гимназия-вп.рф/