Без прочного тыла | Блог
Вятские Поляны

Без прочного тыла

Пока идет активная смена команды в правительстве, обратим свой взор на тех, кто «пережил» не одного губернатора и, наверное, имеет право высказать свое мнение, с чего нужно начинать управление регионом. Анатолий Чурин руководил образованием Кировской области 27 лет. Выйдя на пенсию, он ушел в законодательную власть. Чурин уверен: в Заксобрании важно не столько критиковать, сколько искать приемлемые решения.

Анатолий Михайлович, свою законотворческую деятельность вы начали очень активно. К вам прислушиваются?
– Особенность работы в Законодательном собрании такова, что без поддержки коллег вряд ли можно решить даже самый простой вопрос. И мне кажется, что при обсуждении проблем, связанных с семьей, с детьми, их здоровьем и образованием партийная принадлежность депутатов должна отходить на задний план, а преобладать должен здравый смысл. Нечто подобное и произошло на заседании комитета по социальным вопросам, когда обсуждалось предложение по отмене компенсаций на детей, посещающих детские сады, и тех доплат, которые были установлены для поощрения учителей. Предложенный законопроект не получил поддержки большинства депутатов социального комитета. И это правильно, поскольку в Кировской области данные компенсации получают 80% родителей, чьи дети посещают детсады. Но, к сожалению, на пленарном заседании ОЗС большая часть депутатов, проигнорировав решение нашего комитета, отказала детям и их родителям в поддержке. Вновь принятый закон заметно сократил число семей, имеющих право получать компенсацию. Были также частично отменены и ранее введенные меры поощрения лучших учителей.

В этом плане вам проще работать в законодательной власти, чем в исполнительной?
– Далеко не проще! Работая в правительстве, я был поставлен в определенные рамки. Отстаивал интересы отрасли и тех, кто работает в образовании. Часто бывало, что с чем-то не соглашался. Но если решение принималось, я не мог его не соблюдать. Однако, надо заметить, многое удавалось: были введены льготы для учителей, новые знаки внимания и поощрения для них. А сегодня будто бы все пошло в обратную сторону.
Став депутатом, вместе со своими товарищами по фракции я стремлюсь отстоять социальную справедливость, обеспечить поддержку всем кто в ней нуждается. И здесь важно не столько критиковать, сколько искать приемлемые решения.

Зачем вы пошли в депутаты, почему не дали себе возможность просто отдыхать?
– Я отдыхал целый год. Когда вышел на пенсию, появилась возможность гораздо больше читать, регулярно просматривать периодику, размышлять о вызовах, с которыми сталкивается Россия и путях ее развития. И очень обидно, что при активной внешней политике у нас нет прочного тыла. Мы находимся в опасном положении: внешние вызовы требуют быстрейшего подъема экономики, а страна уже не одно десятилетие топчется на месте. У государства не находится средств даже для лечения тяжело больных детей. И это позор!
Весной на меня вышли представители нескольких партий с просьбой принять участие в выборах. Я отдал предпочтение коммунистам, потому что КПРФ разработала целый набор программных документов, реализация которых позволила бы кардинальным образом изменить положение в экономике, образовании, сельском хозяйстве. Кроме того, я воспитывался в Советском Союзе на совершенно иных принципах. И тогда слова «братство народов», равенство, справедливость не были пустым звуком. Мне кажется, что идеалы, в которые верили наши отцы, живы и сегодня.

Как относитесь к первым шагам нового руководства региона?
– По опыту прошлых лет я знаю, что когда приходит новый глава региона от него многого ждут. К сожалению, прошло мало времени и непонятно, есть ли у новой команды представление о выправлении положения в экономике. Пока же, как мне кажется, избран давно опробованный подход, заключающийся в затягивании поясов, сокращении расходов, пресловутой оптимизации. Кроме того, идет избавление от прежних руководителей ведомств. При этом никто не объясняет, зачем это делается, и какие ошибки совершила старая команда. На мой взгляд, это большой просчет.

Как, по вашему мнению, можно решить проблему госдолга?
– Сегодня доходы бюджета снизились, а закредитованность выросла. Кроме того, около 800 кировских предприятий встали на налоговый учет в другие регионы. Что делать? Надо создавать условия для развития предприятий, работать с ними, общаться с руководителями – все они на самом деле патриоты своей малой родины и не хотели бы убегать от налогов. Но надо пойти им навстречу.



На образование в следующем году будет выделено 11,7 млрд рублей, больше, чем получат другие секторы в социальной сфере. Это достаточная сумма?
– Нет, этого явно будет недостаточно, как и в прошлые годы. Хочу заметить, что в Кировской области самые низкие в стране расходы на образование. И как следствие - низкие зарплаты, растущее число зданий образовательных учреждений, требующих комплексного ремонта, быстрое старение педагогического корпуса.

Но при этом мы имеем достаточно высокий уровень качества образования?
– Да, пока педагогическим коллективам удается его удерживать. Область по-прежнему в десятке лучших регионов. Но цифры, которые сегодня заложены в бюджете на сферу образования, меньше тех, что были два года назад. Это означает, что возможности наши сократились. И когда сегодня у учителей пытаются отнять льготы по оплате коммунальных услуг, которые они получают еще с 30-х годов, это печально. Надо понимать, что сегодня 40-45% педагогов – ветераны труда, которые уже на пенсии, но все еще работают. Если их лишат льгот, они уйдут. А молодых давно уже не прельщают условия, предлагаемые современной школой.

Что касается зарплаты, учителя жалуются: ради достойного заработка им приходится брать по две ставки, классное руководство, кружки... Они загружены работой.
– Нынешняя система оплаты труда учителей не является справедливой и эффективной. Ставка у учителя маленькая, и чтобы получить приличную заработную плату, он вынужден брать дополнительные часы. Работа на полторы-две учебные ставки изматывает учительство, не позволяет уделять достаточного внимания внеклассным мероприятиям, индивидуальным занятиям с детьми. Но и при этих запредельных нагрузках зарплата учителей в Кировской области не только перестала расти, но в последнее время заметно сократилась.


Многие говорят, что сегодня теряется смысл самого слова «учитель», его авторитет. Для многих детей и родителей он уже не «царь и бог», как было раньше...
– В СССР образование было социальным благом, государство направляло на его поддержку значительные средства, понимая, что оно является основным социальным лифтом для подрастающих поколений. Сейчас образование свели к некой услуге, за которую педагог и получает свою скудную зарплату. Новый министр образования Ольга Васильева в одном из первых интервью сказала, что это неправильно, что образование не должно считаться услугой, за которую родителям нужно платить. Теперь очередь за государством - поддержит ли оно заявление министра!

Васильева, кстати, уже успела сделать немало интересных заявлений. В частности, она сказала, что ЕГЭ ждут изменения.
– Да, ЕГЭ будет меняться, но во что в итоге превратится этот экзамен, пока не ясно. Последние два-три года под давлением общественности ЕГЭ заметно изменился: выросло качество экзаменационных материалов, поубавилось количество тестовых заданий и т.д. Однако полностью избавиться от негатива не удалось. Проблемой остается «натаскивание» на ЕГЭ в ущерб плановому образовательному процессу, избыточные и дорогостоящие меры безопасности. Нельзя превращать выпускные экзамены в полицейскую акцию.

За те 27 лет, что вы находились у руля системы образования региона, что удалось сделать?
– Главное, что в сложные 90-е годы нам удалось сохранить образовательную систему в полном объеме, высокую работоспособность педагогических коллективов. Система образования Кировской области не потеряла своего качества и возможностей.
Кроме того, мы создали совершенно новую систему управления отраслью, приблизив департамент образования как орган управления к муниципальным образовательным учреждениям: созданы образовательные округа в районах области. Это позволило резко повысить оперативность управления и контроль над происходящими процессами.
В результате наши кировские дети получают образование лучше столичного. Любой крупный российский вуз имеет землячество из кировских школьников, и нам часто говорят о том, что наши ребята отличаются от остальных: тем, что они умеют работать самостоятельно. Мне бы очень хотелось, чтобы наша кировская система образования сохранила то лучшее, что у нас есть. Если регион растеряет возможности образовательной системы, его ждет печальное будущее. В образование нужно вкладывать необходимые ресурсы и это многократно окупится.

Беседовала Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru


Досье
Анатолий Михайлович Чурин, депутат Законодательного собрания Кировской области, глава департамента образования Кировской
области в 1988-2015 годы.
Дата и место рождения: 26 мая 1951 года, г. Киров.
Образование: высшее, КГПИ им. В.И. Ленина, учитель истории и обществоведения.
Карьера:
1972-1973 гг. - Опаринская восьмилетняя школа, учитель истории;
1973-1974 гг. - служба в рядах Советской Армии;
1974-1978 гг. - учитель истории школы рабочей молодежи №8 г.Кирова;
1978-1980 гг. - директор средней школы №39 г.Кирова;
1980-1987 гг. - заведующий Первомайским районным отделом народного образования;
1987-1988 гг. - заместитель заведующего областного отдела народного образования;
1988-2015 гг. - возглавлял областной орган управления образованием (областной отдел народного образования, областное управление народного образования, департамент образования).
С сентября 2016 года – депутат Заксобрания.
Семейное положение: женат, двое детей.
Увлечения: фотография, собаки, огородничество.
Литература: историческая, «Овод» Э.Л. Войнич, «Как закалялась сталь» Н.А. Островского.
Музыка: советская, а также А. Малинин и Е. Ваенга.
Любимая кухня: все, что готовит супруга.
Девиз: Всегда оставаться самим собой!


От автора

Анатолий Михайлович пригласил нас к себе домой. Живет он за городом. Если бы мы готовили телевизионную программу в духе «Пока все дома», получился бы интересный видеоряд с экскурсией по жилищу, рассказом о его долгом строительстве, любимых собаках, четырех подобранных на улице кошках. И разговор с обязательными атрибутами в виде кофе и печенья.

Вопросы от читателей:

Анастасия Мергасова, юрист:
Новый министр образования заявила о том, что нужно вернуть в школы работы на приусадебных участках и уборку школьных помещений. Вы поддерживаете эту идею?

Отчасти я согласен: раньше мы действительно мыли доски и убирали кабинеты. Но кому из детей это нравилось? Все потому, что не было создано никаких условий: вот тебе ржавое ведро, швабра, грязная тряпка - мой пол. Да, сама идея справедливая: надо с детства воспитывать привычку убирать за собой, учиться организовывать свой труд. Но для этого должны создаваться необходимые условия: место для переодевания, наличие рабочей одежды, инвентарь и т.д. Однако, на мой взгляд, гораздо важнее вовлекать школьников в производительный труд, обеспечивая их подготовку к сознательному выбору будущей профессии.


Анна Корзунина, учитель английского языка МБОУ «Лицей» (г. Кирово-Чепецк):
Многое ли, на ваш взгляд, изменится в системе подготовки кадров для школ в связи с объединением вузов?

– Очень многое будет зависеть от способности вузов обеспечить высокий уровень педагогического образования. Я пока не в курсе того, как выстроена сегодня работа внутри нашего опорного вуза, и не могу судить о результатах. Мы с коллегами-депутатами договорились, что изучим вопрос подготовки кадров для сферы образования в новом университете и направим свои предложения в правительство. Я считаю, что надо заранее заказывать специалистов нашему вузу и оплачивать этот заказ из областного бюджета. Тогда мы сможем быть уверены в том, что учителей нам хватит.
Но в целом я считаю, что педагогическое образование в России нуждается в серьезном осмыслении применительно к современным особенностям, как в экономике, так и в общественной жизни. Однако однобокость подготовки специалистов с упором на конкретные области знаний, без учета методик преподавания, возрастной психологии и детской физиологии, не позволяет выпускникам вузов стать в достаточно короткие сроки профессионалами высокого уровня. Требуется кардинально поменять практику отбора молодежи на педагогические специальности, используя лучший зарубежный опыт.