Правда о Беламорканале | Блог
Вятские Поляны

Правда о Беламорканале

От редакции РП: Одним из ключевых мифов, широко распространяемых холуями рвавшейся к власти в Перестройку буржуазии, были мифы о так называемых «сталинских репрессиях».

До сих пор «Рабочий Путь» о «сталинских репрессиях» практически ничего не писал, полагая, что фактов и опровержений подавляющего большинства измышлений, навязываемых буржуазными историками и журналистами – штатными пропагандистами мирового капитала, которые были даны исследователями левого направления или просто не потерявшими совесть представителями буржуазной науки, вполне достаточно, чтобы закрыть этот вопрос раз и навсегда.

Однако, несмотря на обилие разоблачающих материалов, ни в одном из них классовая позиция рабочего класса в достаточной мере отражена не была. Понимания существа сталинской эпохи и в первую очередь пресловутых «сталинских репрессий» нет даже у подавляющего большинства левых и коммунистов, от которых нередко можно услышать извинения за «ошибки сталинского времени».

Перечислить всю ту уйму лживых материалов, которые публиковались по этой теме в нашей стране, начиная с конца 80-х гг., невозможно, как невозможно в полной мере передать и тот эмоционально-истерический тон, которым неизменно сопровождалось любое обсуждение данной темы в этот период времени в средствах массовой информации – любые наши эпитеты будут лишь бледным отражением той потрясающей картины группового сумашествия (иначе и не скажешь!), которую тогда пришлось наблюдать нашим гражданам на телевизионных экранах нашей страны, читать в печати и слушать по радио.

Кому и зачем это было надо, теперь вполне понятно. Но тогда думающую часть сначала советского, а позже – российского, общества удивлял один главный вопрос – к чему обсуждать сейчас, в конце 80-х-в-начале 90-х гг., да еще так эмоционально то, что происходило как минимум полвека назад и что ныне живущих лично не затрагивает никак?

Позже, в других материалах, мы ответим на этот вопрос. Сейчас важно отметить тот факт, что закономерным и вполне предсказуемым результатом этой мощной пропагандистской компании стало то, что подавляющее большинство наших граждан как молодого поколения, выросшего уже при капитализме, так и бывших советских граждан, сегодня практически не знают, что же, собственно, тогда в 20-30 гг. происходило. Если задать им этот вопрос, они ответят одним словом – «репрессии», однако попытка уточнить кого, как, за что и почему введет их в глубокий стопор – этого они просто не знают!

Последнее и заставляет нас обратиться к данной теме, предоставив нашим читателям очень интересный исторический материал, на основе которого каждый наш читатель сможет сделать собственные, лично осмысленные, а не навязанные современной одиозной буржуазной пропагандой выводы. В необходимых случаях редакция РП будет сопровождать его своими разъяснениями или обобщениями.

Сегодня мы публикуем первый материал такого рода – о самой первой стройке ГУЛАГА «Беломорканале».

Источник: Журнал «Большевик», 1933 г., № 20, стр.68-85.

Автор статьи: Семен Фирин, один из руководителей строительства.

В статье сделаны орфографические правки (некоторые слова сейчас пишутся не так, как раньше, например, «эксплуатация» ранее писали как «эксплоатация», «идти» как «итти» и т.п.), даны разъяснения, комментарии и ссылки на дополнительные материалы по теме.

О великой победе (Белморстрой)

Соединение Белого и Балтийского морей путем создания Беломорско-Балтийского канала осуществило новую чрезвычайно смелую мысль т. Ста­лина.

Смелость идеи т. Сталина в вопросе построения Беломорско-Балтийского канала заключалась не столько в самом факте создания этого гиганта гидро­техники, сооружение которого было мечтой веков, но стало действитель­ностью только при советской власти. Не только в этом заключалась мысль т. Сталина.

Не ново, что большевистские настойчивость и упорство пере­крывают все то, на что была способна инициатива дореволюционной помещичье-капиталистической России. Белморстрой—не первая и не последняя крепость, взятая большевиками.

Новым в этом деле, особой примечательной чертой в нашей стройке является то, что эта работа была выполнена не обычной рабочей силой. Беломорско-Балтийский канал был построен руками заключенных лагерей ОГПУ, нарушителей законов Советской страны, где немало было активных врагов, сосредоточенных в непосредственной бли­зости от границы, за которой притаился классовый враг, сосредоточенных в почти безлюдной стране, насчитывающей на всей своей территории едва 370 тыс. чел.

К этому надо еще прибавить, что вся эта масса правона­рушителей содержалась почти без всякой охраны, так как наша исправи­тельно-трудовая политика предполагает ничтожный процент охраны по отно­шению ко всему аппарату исправительно-трудовых лагерей.

На примере Беломорско-Балтийского лагеря мы видим, что правильно проводимая испра­вительно-трудовая политика советской власти привела к тому, что, несмотря на близость границы, мы не имели ни одного сколько-нибудь серьезного экс­цесса со стороны заключенных, а наоборот — исключительная черта нашей стройки в том, что в интересах рабочего класса использован полезный труд людей, ранее активно выступавших против устоев и принципов советской власти, на Белморстрое давших образцы героизма и массового энтузиазма.

Нужна была поистине сталинская смелость для того, чтобы пойти на это дело. Сейчас, когда мы подводим итоги Беломорского строительства, можно с уверенностью сказать, что Белморстрой продемонстрировал перед всем миром всю глубину и мощь советской исправительно-трудовой политики: за­ключенные лагерей ОГПУ, занятые на этой стройке, сдав стране готовый Беломорско-Балтийский канал, не только внесли ценный вклад в фонд пяти­летки, но вместе с тем они сами переплавились в огне творческого труда и в основной своей массе получили право включиться в ряды рабочего класса, победно строящего социализм.

В этом — двоякая победа Белморстроя.

Вопрос о необходимости устройства сплошного искусственного водного пути между Онежским озером и Белым морем резко встал в самом конце XVIII в. Собственно мысль о нем возникла еще у Петра I, который в 1702 г. неожиданно для своего противника протащил по специально про­битой лесной просеке два небольших фрегата от устья реки Нюхги на Бело­морском побережье до Повенца; в Онежском озере эти фрегаты ударили в тыл шведской армии (на остатки этой просеки мы наткнулись во время изысканий по трассе канала).

Только на рубеже XVIII — XIX вв., когда в связи с широким развитием коммерческого и военного флота все острее и острее становился вопрос об эксплуатации драгоценного северного леса и не­обходимости установления коммуникационного пути между Белым и Балтий­ским морями, мысль об искусственном водном пути начала принимать практические очертания. Для эксплуатации карельских лесов поставщики петер­бургского и архангельского адмиралтейств организовали специальные иссле­дования возможных путей этого будущего канала. Исследования были пору­чены строителю Мариинской системы генералу Де-Волан, однако ничего реального из этого не получилось.

С начала девятисотых годов этот вопрос перешел в стадию чисто акаде­мического обсуждения. Ставились доклады профессора Тимонова, происхо­дили дебаты в Русском техническом обществе — словом, вопрос о создании канала стал достоянием всяких теоретических споров. И только в 1915 г., когда царский флот в Кронштадте оказался запертым, как в мышеловке, и интересы войны подсказали необходимость создания водного пути для обес­печения Северо-западного фронта и для связи с союзниками, опять воскрес вопрос о создании канала, соединяющего Балтийское и Белое моря. Но и на сей раз дело ограничилось только разговорами и пустыми проектами, цар­ское правительство отступило перед этой сложной задачей и ограничилось паллиативом — постройкой Мурманской ж. д.

Таким образом здоровая и жизненная идея, имевшая все экономические предпосылки, не была осуществлена на протяжении более чем столетия. Крах всех проектов и предложений о создании Беломорско-Балтийского ка­нала в дореволюционные времена объяснялся главным образом тем, что в условиях капиталистического хозяйствования немыслимо сооружать такие грандиозные предприятия. Неисследованный край, неустойчивый, капризный климат, огромные леса и колоссальные пространства, резко пересеченные болотами, торфяниками, скалой, глинами и плывунами, — все это отпугивало тех, кто вплотную подходил к вопросу о создании этого водного пути. Лишь социалистическая система хозяйства позволяет реализовать самые смелые технические проекты и сооружения.

Только советская власть справилась с этой большой задачей. В 1930 г. по инициативе и настоянию т. Сталина строительство Беломорско-Балтий­ского водного пути было поставлено на реальные рельсы: был организован Белморстрой и создание канала было поручено чекистам во главе с т. Ягода. В апреле 1931 г. в Москве приступили к составлению эскизного проекта с одновременным производством ряда специальных исследований и изысканий. Эскизная проектировка была закончена к 1 июня, а с 1 августа, по оконча­нии предварительной работы по разработке технических условий, норм, ме­тодики расчетов и прочих вопросов, было начато составление технического проекта. Примерно с этого же времени на линии начались интенсивные под­готовительные работы, а с ноября 1931 г. приступили к развертыванию строительства. 20 июня 1933 г., как известно, готовый Беломорско-Балтий­ский канал им. Сталина вступил в эксплуатацию.

Беломорско-Балтийский канал им. Сталина на протяжении 227 километ­ров пересекает от юга к северу территорию Советской Карелии. И при об­следовании трассы нашего канала, до начала стройки и в процессе всего строительства, были обнаружены на всем протяжении трассы драгоценней­шие природные богатства.

Прежде всего Карелия, которую у нас называют Советской Канадой, исключительно богата лесами. Свыше миллиарда фестметров древесины (Фестметр – 1 м³ сплошной древесной массы в виде бревен, прим. РП) име­ется в Карелии на 13 млн. га земли, сплошь покрытой лесом. Годовой выход одного лишь пиловника при сорокалетней рубке может составить, по рас­четам наших лесовиков, около 5 млн фестметров. От Сороки до Повенца, т. е. вдоль всего канала, 75 проц. лесных массивов достигло срока рубки, причем до сих пор даже годовой прирост леса не реализуется. Эти огромные лесные богатства и по сегодняшний день лежат под спудом, являются мерт­вым капиталом.

Создание Беломорского канала дает возможность поставить в порядок дня вопрос о создании лесообрабатывающей и лесохимической промышленности, которая откроет широчайшие перспективы экономического и культурного расцвета для этой бывшей отсталой царской окраины — ныне свободной Советской Карелии. Лесообрабатывающая промышленность уве­личит в 3—4 раза доходность огромных лесных массивов, а лесохимическая промышленность повысит этот доход в десятки раз (смолокурение, кани­фоль, живица, скипидар, уксус и древесный спирт). Лесные богатства Каре­лии открывают в перспективе возможности для создания бумажной промыш­ленности и даже вискозы, т. е. производства искусственного шелка, что увеличит в сотни раз чистую доходность от древесного сырья.

Необходимо подчеркнуть, что все эти вопросы отнюдь не теоретические, ими сейчас уже практически занимается созданный по инициативе т. Ста­лина Беломорско-Балтийский комбинат, руководство которым возложено на ОГПУ. Беломорско-Балтийский комбинат наряду с эксплуатацией канала и освоением прилегающего к нему края должен разработать и практически разрешить все вопросы, связанные с промышленной эксплуатацией природных богатств, находящихся в районе Беломорско-Балтийского канала им. Ста­лина.

Но если лесные богатства Советской Карелии не были для нас секретом, то в значительной степени неожиданным было обнаружение в Карелии боль­ших минерально-рудных богатств.

Недровые ресурсы Советской Карелии, к сожалению, до сих пор еще не изучены полностью (Тогда были не изучены. Позднее в СССР недра Карелии изучили очень хорошо. Они оказались колоссальными. – прим. РП). Этим займется Беломорско-Балтийский комбинат. Но и сейчас уже можно говорить о большом промышленном значении целого ряда полезных ископаемых, имеющихся в районе канала и ставших досягаемыми благодаря появлению этого нового коммуникационного пути.

Известно, что Карелия богата гранитом. Весь Ленинград выложен карель­ским гранитом и мавзолей Ильича тоже сооружен из карельского гранита. Поэтому новостью явилось не нахождение гранита, а лишь только обнаруже­ние его в огромных количествах в разных местах трассы. Новым было также выявление наряду с гранитом еще ряда других коренных пород, представ­ляющих собой ценнейший строительный материал. Это относится главным образом к изверженным породам (диабаз, габбро, гнейсы, порфиры, базаль­ты, полевой шпат, слюда, глины), которые представляют большую ценность как строительный материал. При этом надо заметить, что Карелия, по утвер­ждению наших специалистов-геологов, является пожалуй единственным уголком в мире, где первозданные кристаллические изверженные породы за­легают почти прямо на поверхности. При наличии дешевого водного пути создаются чрезвычайно благоприятные условия для промышленной эксплуатации этих богатств и доставки их в любой центр Союза и на внешние рынки.

Из других ископаемых мы обнаружили некоторые самоцветы: серые аме­тисты, лунный камень, авантюрин, особое место занимают гранаты — весьма нужный материал для нашей растущей промышленности как сырье для режу­щих и шлифующих изделий. Вдоль канала отмечены месторождения графита, а также асбеста, обладающего длинным волокном, не говоря уже о том, что в непосредственной близости канала имеются сотни миллионов онежского антрацита — так называемого шунгита (он находится в районе Шунги), после сжигания которого остается значительный процент золы, содержащей ван­надий — ценнейший продукт, необходимый для различных сплавов и изготов­ления высокосортной стали. (В Карелии было обнаружено единственное в мире месторождение шунгита. – Прим. РП)

В процессе геологических изысканий по трассе канала в ряде мест были обнаружены железорудные месторождения, а в отдельных местах южного склона Белморстроя — медь. Наконец во время производства работ на север­ном склоне Белморстроя обнаружены огромные пространства, сплошь по­крытые иольдиевой глиной.

Сейчас мы задумали воскресить еще один забытый промысел: древний корело-олонецкий жемчужно-перламутровый промысел. По данным наших ихтиологов, в некоторых реках и озерах канала водится в изобилии моллюск «жемчужница», в раковинах которого нередко встречаются зерна жемчуга. Одновременно с возобновлением этого промысла сейчас приобретает большое значение использование Беломорского побережья в Сорокском районе, изо­билующего иодистыми водорослями и различного рода морским зверем. Под­собным промыслом в районе освоения канала может также служить богатая в этих местах охота.

Однако этим еще не исчерпываются природные богатства Советской Ка­релии. Водоемы в Карельских озерах, превышающие по протяжению 20 тыс. кв. км, богаты ценными сортами рыбы лососевой породы, хотя товарное зна­чение здесь до сих пор имел только лов сельдей. Кроме того рыбное хозяйство Беломорско-Балтийского комбината имеет мощную базу в виде запасов морской рыбы в Сорокском приморском районе. Наконец богатые рыбой Мурманское побережье и Баренцево море с появлением Беломорского канала находят выход для своей продукции через канал транзитом во внут­ренние районы Союза. Рационально поставленное рыбное хозяйство, учиты­вающее не только рыболовство, но и рыборазводное дело и рыбоконсервную промышленность с рыбокопчением, засолкой и вялением рыбы, имеет широ­кие перспективы для своего развития.

Так обстоит дело с природными богатствами в Советской Карелии. Осо­бенно нужно обратить внимание на минерало-рудные богатства, имеющиеся в Советской Карелии. Несомненно эти богатства сыграли не последнюю роль в тех антисоветских поползновениях оторвать Советскую Карелию от СССР, которые делались белой Финляндией по указке стоящей за ее спиной импе­риалистической Англии.

* * *

Когда мы приступили к строительству, перед нами было много трудно­стей. Мы имели перед собой малоисследованный и неизученный, с точки зрения топографической, геологической и гидрологической, край. Достаточно сказать, что нашими изыскательными партиями было проделано 8.118 км инструментальных ходов, на 90 проц. в лесах и болотах.

Карелия обладает чрезвычайно неустойчивой погодой, резкими перехо­дами от тепла к холоду и обратно, быстрыми переменами направления скоро­стей ветров, исключительной неустойчивостью давления воздуха, огромным количеством осадков, мешающих нормальному производству земляных работ. Наконец, в Карелии держатся длительные зимы, а это обстоятельство имело немаловажное значение, потому что из 20 месяцев на Белморстрое мы работали две длинных карельских зимы. Это означало, что у нас было мало светлого времени, а работать зимой, да еще в темную ночь — дело трудное.

Имелись и другие осложняющие обстоятельства. Местные водоемы — карельские озера, за исключением такой махины, как Выг-озеро, и 2—3 озер поменьше, обладают чрезвычайно невыгодными свойствами: неболь­шая углубленность при невысоких изрезанных берегах. Это означало, что для создания искусственных водоемов нам нужно было возводить большие дамбы для их обвалования. Это также означало, что для получения необхо­димой глубины приходилось производить дноуглубительные работы в уже готовых, естественных озерах. Кроме того местные реки изобиловали поро­гами и нередко водопадами. Весь путь трассы канала был обильно покрыт моренными отложениями озерного характера с большим количеством валунов на юге, а начиная с водораздела по всему северу — коренными породами из неприступного диабаза и других скал и морскими отложениями в виде супесей и суглинков, причем на ряде северных участков мы столкнулись со сплошными залеганиями иольдиевой глины, чередующимися с гранито-гнейсами. Наряду с этим мы и на юге и на севере сталкивались с наличием тонкозернистых песков, так называемого плывуна, доставившего строительству немало труд­ностей.

Еще больше хлопот причиняли строителям валунные россыпи, рассеянные по всей трассе. Очень часто встречались отдельные валуны весом в 200 — 300 пудов. Бороться с ними можно было только при помощи подрыва. К подрывным средствам нам приходилось прибегать и при разработке глинистых и даже мягких грунтов зимой, когда они промерзали на глубину до двух метров.

Обилие осадков и наличие в отложениях грунтовых вод вынуждали нас особо заниматься установкой водоотливных аппаратов.

Немало трудностей причиняли нам многочисленные болота по трассе канала и наличие в торфяных и растительных грунтах большого количества остатков древесной и кустарниковой растительности, которая сильно затрудняла разработку этих грунтов, ибо оставлять эти растительные остатки нельзя было: они загнивали бы в теле наших дамб и плотин и создавали бы естественные каналы для фильтрации воды и размыва наших земляных сооружений.

Поможем найти