Советник губернатора
Анатолию Чурину сделали предложение, от которого
он не смог отказаться
В середине марта в кировских СМИ появилась информация: депутат ОЗС от КПРФ Анатолий Чурин назначен советником врио губернатора Игоря Васильева. Учитывая принадлежность Васильева к «Единой России», в комментариях к этой новости звучали самые разные оценки произошедшего, вплоть до обвинений А.М. Чурина в некоем предательстве. Для того чтобы получить информацию из первых рук, корреспондент «ВК» встретился с новым советником врио губернатора.
- Анатолий Михайлович, после сообщения о вашем назначении читатели нашей газеты обращаются в редакцию с вопросом, что это назначение означает. Как бы вы могли им ответить?
- Начать, наверное, надо с того, что, когда я принимал решение участвовать в выборах в Заксобрание от КПРФ, я делал это осознанно, потому что та программа, с которой компартия шла на выборы, мне близка и понятна. Я уверен, что никакого реального развития страны не будет, если продолжать идти прежним социально-экономическим курсом. Своих взглядов я не поменял, тем более что сама жизнь подтверждает их правоту. И говорить о каком-то их изменении не имеет смысла.
И, принимая предложение врио губернатора стать его советником, я прежде всего исходил из интересов той отрасли, которой я отдал всю свою сознательную жизнь. 43 года я проработал в образовании, и мне, конечно, не безразлично, в каком оно состоянии сегодня, какие делаются шаги в направлении его развития. Об этом я говорил, когда шел на выборы, на встречах с избирателями, прежде всего с учителями, которые голосовали за меня и за КПРФ. Поэтому главной темой разговора на встрече с Игорем Владимировичем стало обсуждение первоочередных шагов, которые бы позволили сохранить достижения кировского образования. Я полагаю, что, если мне в какой-то степени удастся реализовать предложения, озвученные на встрече с врио губернатора, польза от этого будет для всех.
- Давайте тогда, может быть, более подробно расскажем о том, что вы предлагаете?
- Прежде всего, конечно, нас всех беспокоит проблема с учительскими кадрами. Сегодня в Кировской области более 30 процентов преподавателей, работающих в школе, являются пенсионерами. Учителей моложе 35 лет, по моим данным, не больше 13 - 15 процентов, и молодёжь идёт в школу не с большим желанием. Хотя, конечно, еще когда я был главой департамента образования, правительством области принимались меры по привлечению молодежи в школы области. Усилилась профориентационная работа, выпускникам школ предлагались целевые места, была обеспечена дополнительная материальная поддержка в виде стипендии тем ребятам, которые шли учиться на педагогические специальности. Большинство участников этой программы пришли работать в школу. Но сегодня речь должна идти о более масштабных мерах, которые позволили бы гарантированно решить эту проблему. Иначе совсем скоро мы можем оказаться в ситуации, когда сегодняшние пенсионеры скажут, что они не в состоянии больше работать и покидают школу. А это будет иметь самые серьёзные последствия.
Поэтому при разговоре с Игорем Владимировичем я озвучил ряд моментов. Прежде всего я предлагаю организовать подготовку педагогических кадров на основе областного заказа. Государственный университет - это федеральное учреждение, и деньги на подготовку учителей, да и других специалистов, идут из федерального бюджета. Но сегодня нас не устраивает качество подготовки, которую получают будущие учителя. Прежде всего это касается таких дисциплин, как педагогика, возрастные психология и физиология и, самое главное, методика преподавания. Потому что учитель без методики преподавания - как врач, который не владеет методикой проведения операции. Просто пересказать какой-то материал для учителя недостаточно. Он должен сформировать у ребенка знания и умение применять их в повседневной жизни.
На мой взгляд, недостаточно внимания уделяется практической части. Сегодняшние учебные планы подготовки специалистов высшей квалификации построены странно: сорок процентов - аудиторные часы, а остальное - самостоятельная работа. А где гарантии, что будущий специалист самостоятельно подготовится к своей профессии? Может быть, кто-то на это и способен, но далеко не каждый. Это может привести к тому, что в школу будут приходить неподготовленные специалисты. Вот поэтому я и предложил: давайте будем не просто заказывать специалистов, а будем помогать университету подготовить именно того специалиста, который нужен школе. Со знанием педагогики, со знанием психологии, со знанием физиологии ребёнка, и со знанием, конечно, методики преподавания.
- А за счёт чего это можно было бы сделать?
- Это сделать можно только за счёт областного бюджета. То есть нужно выделять соответствующие средства и в этом помогать университету, потому что ему на эти цели федеральный бюджет денег не даёт. При этом областной заказ заключается вот ещё в чём: мы должны понимать и планировать подготовку учительских кадров, то есть нам нужно на пять лет вперед знать, к примеру, сколько учителей и по каким предметам будут нужны. Мы должны чётко представлять, где эти учителя нужны, в какой школе, в соответствии с этим набирать и готовить студентов, выделяя на это средства из областного бюджета.
И ещё один очень важный момент. Я, ещё будучи главой департамента образования, постоянно выступал за то, чтобы на педагогические специальности отбирались лучшие выпускники. Если выпускник школы плохо знает русский язык, не владеет математическими и коммуникативными навыками, то нам такой учитель в будущем не нужен. Ибо плохой учитель - это 40 лет плохой работы. Практики отбора лучших выпускников школы на педагогические специальности существуют во многих странах. Когда-то это было преимуществом и нашего образования. Например, в Финляндии в результате двойного отбора только лучшие выпускники школ могут претендовать на то, чтобы стать учителями.
- Извините, но вот ведь какая проблема: зарплата-то у финского преподавателя, наверное, не такая, как у учителя в Кировской области?
- Совершенно правильно подмечено: тот оклад, который есть сегодня у кировского учителя, а это 6754 рубля - основная ставка, конечно, молодёжь не слишком привлекает. Поэтому я предложил врио губернатора: давайте поменяем систему оплаты учительского труда. Во всех документах прописано, что оклад учителя должен быть не менее 70 процентов его заработной платы. Средняя заработная плата в Кировской области сегодня округленно составляет 21 тысячу рублей. Получается, что большая часть - это различные надбавки и доплаты, которые могут быть, а могут и не быть. 70 процентов зарплаты - это примерно 15 тысяч рублей. Вот нам и надо 15 тысяч рублей сделать сегодня окладом учителя. Тогда молодой человек, у которого нет никаких заслуг, никаких преимуществ, по крайней мере, будет знать, что, получая чистый оклад, будет иметь в месяц не шесть тысяч, а в два раза больше. Вот тогда мы сможем привлечь определённую часть - и лучшую часть! - выпускников школы на обучение педагогическим специальностям. Этот вопрос, конечно, должен обсуждаться, он должен просчитываться, и если будет получено добро, мы этим вопросом обязательно займёмся. Очень хотелось бы, чтобы в этой ситуации и университет не оставался в стороне, а также повысил требования к будущим студентам. И если мы все вместе будем стремиться к общей цели, то сможем повысить авторитет и статус учителя - и тем самым привлечём в школы области молодёжь, которая там сегодня очень нужна.
- Кроме кадровой проблемы, какие ещё вопросы вы поставили перед врио губернатора?
- Ещё один очень важный вопрос напрямую касается системы управления образованием. В 2006 году Кировская область вошла в эксперимент по линии Правительства Российской Федерации: у нас в департаменте образования появились территориальные органы управления - образовательные округа. В них работала половина всей штатной численности специалистов департамента. Что такое образовательный округ? Это объединение образовательных организаций нескольких муниципалитетов в единую систему образования. Почему так было сделано? Дело в том, что изменилось законодательство. Теперь регион отвечает за организацию и качество образовательного процесса, а муниципалитеты отвечают за создание условий обучения. То есть задача муниципалитета - отопить, осветить здание, содержать его в хорошем состоянии, обеспечить, чтобы все дети сидели за партой, организовать подвоз детей к школе. А вот за результативность образовательного процесса, за его содержание отвечает министерство образования. Поэтому мы и подошли к организации управления исходя из новых реалий: половина наших специалистов работала на местах, они были ближе к школе, они взаимодействовали с коллективами, но являлись при этом сотрудниками департамента.
При каждом округе были созданы общественные советы. Их возглавляли по очереди главы районов, и тем самым мы привлекли муниципалитеты к тому, чтобы там знали, чем живёт школа, как она развивается и так далее. Эта идея полностью себя оправдала, потому что главы муниципальных образований понимали, в каком состоянии находится система образования на их территории, так сказать - проседает или наоборот. Началось даже негласное соревнование между районами. И у нас в департаменте было полное взаимопонимание с руководителями муниципалитетов.
- И как эта система образовательных округов работает сегодня?
- Эта система существует по сегодняшний день. Однако перед самым своим вынужденным уходом губернатор Белых решил провести очередную «оптимизацию». Было сокращено 28 специалистов департамента, и в основном пострадали округа. С приходом новой администрации штаты сократили ещё, и теперь там осталось по три специалиста на округ. Но три человека на несколько десятков образовательных учреждений - это нереально! Им просто не справиться с тем объёмом, который раньше выполняли управления. Поэтому сейчас, когда всё это повисло в половинчатом состоянии, нужно вернуться к той системе, которая работала. И я это предложил Игорю Владимировичу.
- Анатолий Михайлович, справедливости ради стоит отметить, что «оптимизировали» не только округа. Еще раньше началась оптимизация сельских школ…
- Никто ни тогда, ни сейчас не пытался закрывать школы специально. В последние годы объективно идёт резкая убыль количества обучающихся. Могу сказать, что, когда я в 1987 году пришёл работать в департамент образования, в школах обучалось 263 тысячи школьников. В 2015 году, когда я уходил, их осталось всего около 125 тысяч. Соответственно не стало и такого количества школ: в 1987 году их было 1029, а сейчас, по-моему, 658.
Оптимизация начиналась потому, что на селе закрывались производства, люди оставались без рабочих мест и были вынуждены перемещаться туда, где работа была. А школа, когда родители с детьми уезжали, оставалась пустой и была вынуждена прекращать свою деятельность. Но всегда стояла до последнего, как говорится.
Сейчас в области много так называемых малочисленных школ. В начальных школах не более 10 человек, в основных - не более 40, и даже во многих средних школах число учащихся не превышает ста человек. А старшеклассников там вообще по несколько человек. И мы не можем современно оснастить эти школы, потому что кабинет физики, например, стоит полмиллиона рублей. Но зачем его ставить в школу, где обучаются всего 10 выпускников, он просто не будет эффективно там использоваться. Поэтому в своё время появилась идея создать в районах новую сеть образовательных учреждений, которая должна базироваться на государственных школах. И мы их начали создавать. Государственные школы, финансирующиеся из областного бюджета, за это время себя полностью оправдали и вошли в число лучших школ не только области, но и Российской Федерации. Они входят в топ-500, топ-100 и даже в топ-25. Все эти школы очень успешны, дают тот результат, который ждут от них и учащиеся, и родители. В своё время предлагалось взять на баланс области ещё и районные школы, и вот сейчас, когда я эту идею озвучил на встрече с врио губернатора, он её поддержал. Правительство рассматривает вопрос о том, чтобы взять на уровень области ещё 40 школ.
Каждая районная государственная школа станет базовым центром для всех малочисленных школ и сможет делиться своими ресурсами: учебными кабинетами, спортивными залами, учителями, наконец. Более того, я озвучил такую идею: почему бы там, где сельским малокомплектным школам не хватает учителей, не обеспечить их служебным транспортом? Чтобы, например, учитель физики, передвигаясь по району, мог учить детей нескольких небольших школ, где своих специалистов нет. Такие примеры у нас в области есть, я сам видел, как в Уржумском районе учитель высокой квалификации, правда передвигаясь на своей личной машине, работает в нескольких школах и даёт качественные знания детям. При этом и зар-плату нормальную получает... Кстати, это предложение тоже нашло поддержку в правительстве области.
- Анатолий Михайлович, вы уже говорили, что студенты университета сегодня получают знания по методике преподавания в недостаточном объеме. Но ведь грамотный методист нужен учителю и после окончания университета?
- Конечно! И это еще одна насущная проблема. Та методическая система, которая в своё время сопровождала учителей области, сегодня фактически перестала работать. Она функционировала и в какой-то степени функционирует сейчас по принципу районных методических кабинетов, в которых работает два-три человека и которые по идее должны сопровождать учителя. А что получается на практике? Сегодня в учебном плане школы присутствуют шесть предметных областей, а специалистов, способных помочь учителю, просто не хватает. В результате освоение новых учебных программ, методик и технологий вызывает много трудностей и требует затрат личного времени учителя.
Поэтому появилась идея создать на базе существующей методической службы другую систему: информационно-методические центры при образовательных округах в составе института развития образования. Это не только позволит увеличить ее эффективность, но и не потребует дополнительных средств из бюджета. Посмотрите, на 2015 год в районных методкабинетах работало 260 человек. Если мы сегодня при каждом округе создадим информационно-методический центр, где было бы не менее двух специалистов на каждую предметную область, плюс специалист по воспитательной работе, плюс руководитель этого центра, получается 15 человек. Округов в области 8 - значит, мы получаем 120 человек. Сокращаем количество методистов по области в два раза. Оставшуюся часть средств пускаем на повышение заработной платы, потому что, я считаю, методист должен получать не менее 30 тысяч рублей. И еще останутся деньги на оснащение. При этом они будут подчиняться областному институту развития образования, отвечающему за подготовку и расстановку кадров методистов на местах. В итоге у нас получается полное объединение усилий методической службы и управленцев, направленное на то, чтобы всемерно совершенствовать образовательный процесс.
Повысятся авторитет, эффективность и заработная плата этих специалистов. Тогда их можно будет выбирать из лучших учителей. Если это у нас получится, то мы очень выиграем.
- В последнее время, после объединения бывших «педа» и «политеха» в единый опорный университет, заговорили и о грядущем слиянии техникумов. Как вы относитесь к такой идее?
- Я считаю, что сейчас пришло время серьёзно заняться развитием техникумов. Но заниматься не их «оптимизацией», а внутренним развитием. Проблема в том, что техникумы в большинстве своем - это вчерашние профессиональные училища, и конечно, по уровню работы они еще далеки от того, чтобы стать эффективными центрами среднего профессионального образования. Им нужно время, чтобы подтянуться, почувствовать себя на новом профессиональном уровне. И на эти цели следует направить усилия всех органов управления. Эта идея мной тоже была высказана на встрече с Васильевым. Посмотрим, как она будет воспринята.
Мы в свое время начали реорганизацию этой системы. Пример приведу: электромашиностроительный техникум, который находится на улице Ердякова. Мы на его базе объединили коллективы нескольких бывших училищ, и сегодня это крупнейшее, под тысячу человек обучающихся, образовательное учреждение, которое готовит рабочие кадры для реального сектора экономики - для заводов «Лепсе», «Авитек», «1 Мая», «Маяк». Далее, на Октябрьском проспекте бывшее 5-е училище. Создали путем объединения также нескольких бывших профессиональных училищ крупнейший центр подготовки специалистов для пищевой промышленности области. Такие примеры можно приводить по Слободскому, Кирово-Чепецку, Вятским Полянам и так далее.
Я к чему это говорю? В минувшие два-три года тема профессионального образования видоизменилась: часть техникумов от подготовки каких-то специалистов за их ненадобностью отказалась, часть была перепрофилирована. То есть мы сегодня в состоянии готовить специалистов для всех отраслей промышленности, но система профессионального образования должна работать только по соответствующему заказу. Поэтому у меня есть предложение, и я это высказал уже и в правительстве, чтобы, может быть, при министерстве экономического развития была создана структура, которая формировала бы заказ на специалистов по разным отраслям. Эта идея, на мой взгляд, очень важна, и если она будет поддержана, то напряжённость, которая до сих пор существует в профессиональном образовании, будет снята. Чтобы абитуриенты не метались стихийно: например, пришли все учиться на поваров, а нам столько поваров не нужно. Или на бухгалтеров, хотя такое количество выпускников по этой специальности уже не требуется.
- Анатолий Михайлович, а что с колледжами происходит? Совсем недавно в нашу редакцию пришло очередное письмо, касающееся судьбы колледжей, с заголовком «Колледж промышленности и автомобильного сервиса стирают с лица земли!» (это письмо опубликовано на 5 странице сегодняшнего номера «ВК». - Ред.).
- Я не знаю, кому принадлежит идея объединить два техникума - технологический и Колледж промышленности и автомобильного сервиса. Они рядом стоят на улице Воровского. Суть в чём? Технологический техникум всегда был техникумом, изначально. Он является одним из лучших техникумов в стране. Всегда сложно было туда поступить, ведь студенты там не просто учатся, они занимаются творчеством, и поэтому там уровень подбора обучающихся очень высокий. А вот колледж промышленности - это бывшее 13-е училище, где готовили в основном автослесарей. Соответственно и уровень требований к поступающим и к их подготовке был совсем другой, потому что готовили «технарей». И вот сегодня эти два совершенно разных учебных заведения объединять - это значит скрестить, извините, ужа с ежом. На мой взгляд, нет никакого смысла этим заниматься, и я об этом уже говорил. Не знаю, как это дальше пойдёт, хотелось бы, чтобы в правительстве поняли: этот вопрос сегодня не актуален. Обещают создать при объединении хорошую базу, но кто мешает создать базу сейчас, тем более что база разная: тут - металл, а там - работа с тканями...
- Очевидно, что проблем в образовании накопилось, действительно, много. Как вы думаете, ваш новый статус советника губернатора поможет их решить? И еще: как ваши коллеги по фракции в ОЗС восприняли это решение?
- Если бы не верил, что смогу сделать что-то полезное для образования, то не пошел бы в депутаты и не принял бы предложение стать советником губернатора. Я понимаю, что стал депутатом благодаря поддержке учительства. И поэтому я всеми силами и при любой возможности буду стараться его поддерживать. Никаких других целей у меня не было. И я это не скрываю.
Я, конечно, рад, что правительство, Игорь Владимирович Васильев обратили внимание на то, что до последнего времени система образования в Кировской области была одной из лучших в стране, и решили воспользоваться опытом человека, который эту систему в течение 28 лет и создавал. Обсуждая конкретные профессиональные вопросы, касающиеся образования на высшем уровне, я думаю, удастся не допустить отхода от тех позиций, которые были завоеваны трудом вятского учительства. Образование работает напрямую на человека, а задача КПРФ в конечном счете как раз и состоит в том, чтобы человеку жилось лучше. Так что все разговоры о том, что Чурин куда-то переметнулся, пошел работать в «правительство капиталистов», - это ерунда. Я продолжаю работать во фракции КПРФ и всегда готов помочь своим товарищам и поддержать их.
Беседовал Т. АНДРЕЕВ.