Советник Геннадия Зюганова и руководитель Межрегиональной приемной Председателя ЦК КПРФ Сергей Мамаев публично предупреждал федеральную власть об аферах Главы Марий Эл Леонида Маркелова с агрохолдингом «Птицефабрика Акашевская», когда выступил на пленарном заседании Госдумы по вопросам противодействия коррупции в Марий Эл в январе 2016 года.
22 января 2016 года на пленарном заседании Государственной Думы Российской Федерации, был заслушан аналитический доклад «Коррупция в Марий Эл», который подготовил депутат Госдумы Сергей Мамаев. Аналитические материалы о коррупции в Марий Эл депутат Госдумы Сергей Мамаев передал Председателю Государственной Думы Российской Федерации Сергею Евгеньевичу Нарышкину. Общественный комитет по борьбе с коррупцией в Марий Эл размещает текст выступления депутата Госдумы Сергея Мамаева.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сергей Евгеньевич!
Сегодня я считаю необходимым поговорить об одной из главных внутренних угроз для нашей Родины, способной в непростых условиях экономического кризиса привести к развалу страны. Это – коррупция.
В послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин особо подчеркнул, «что коррупция – это препятствие для развития России». Да и в общественном сознании укоренилось понимание того, что любой коррупционер – это вор, а за каждое нарушение закона неизбежно и неотвратимо следует суровое наказание.
Однако, как показывает практика, в отдельных регионах страны ситуация по борьбе с коррупцией за последнее время лишь значительно ухудшилась. В качестве примера приведу Республику Марий Эл, которая за 15 лет правления Леонида Маркелова превратилась, на мой взгляд, в край непуганых коррупционеров, заповедник для взяточников и казнокрадов.
Очевидно, до руководства республики и силовых структур еще не дошли слова Президента России Владимира Путина о том, что «ситуация, в которой есть признаки личной заинтересованности, конфликта интересов, мгновенно должна попадать в зону повышенного внимания контролирующих органов и гражданского общества».
К сожалению, прокуратура Марий Эл с 2013 года не может ответить на многочисленные запросы, в том числе, депутатов Госдумы всех парламентских партий по имуществу и собственности, принадлежащих семье Леонида Маркелова.
Сокрытие того факта, что в течение трех лет (с 2009 по 2011 годы) семейство Маркелова владело 86 тысячами акций военно-стратегического предприятия «Контакт», стоимостью как минимум в 1,5 миллиона долларов США, прокуратура республики сочла «технической ошибкой и исключением».
Прокуратуру не интересует, что сначала жена главы региона Леонида Маркелова, а затем его мачеха стали владельцами крупнейшего в республике финансово-строительного холдинга. Что ими же через различные компании контролируется практически весь рекламный бизнес и крупнейшие частные СМИ в республике. Что компании близких родственников главы республики включаются в программу приоритетных инвестиционных проектов Правительства Марий Эл до 2017 года.
С 2014 года прокуратура не может ответить на запросы депутатов Госдумы из Общероссийского Народного Фронта - на каких основаниях по значительно заниженной стоимости государственное имущество в центре столицы Марий Эл было продано фирме «Телекомпания 12 регион», которая принадлежит жене и мачехе главы республики?!
Нет ответа и на вопрос, почему этой же фирме были переданы государственные земли в особо охраняемой природной зоне «Сосновый бор», где теперь ведется строительство коттеджей для чиновников из Правительства республики!
Для того, чтобы скрыть свои реальные доходы (а, по данным СМИ они составляют несколько миллиардов рублей), Маркелов даже специально развелся со своей женой. И переписал все имущество и фирмы на мачеху Татьяну Маркелову.
Сейчас чиновнику иметь жену, занимающуюся бизнесом сложно, потому что “что бы она ни построила, обвинять будут мужа, поэтому иногда стоит с женой развестись” – цинично заявил Маркелов. В результате такого “развода”, семейство главы Марий Эл фактически стало монополистом в строительной сфере, а годовой доход компаний по данным СМИ превышает 2 миллиарда рублей, а стоимость имущества семьи превысило 180 миллионов рублей.
Не отстают от главы региона и многие региональные чиновники, занимаясь бизнесом в ущерб государственным интересам.
По данным журналистов, Первый замглавы республики Николай Куклин занимается строительным бизнесом через фирмы сына. Руководитель администрации Главы Марий Эл Турчин свои коммерческие вопросы решал через фирмы дочери и зятя, арестованного по подозрению в покушении на мэра Плотникова. Кстати, сам бывший мэр Йошкар-Олы Плотников сейчас также арестован по подозрению в получении взятки. Генпрокуратурой установлено, что деньги из бюджета минздрава Марий Эл получает стоматологическая клиника, принадлежащая жене министра здравоохранения Шишкина.
Для финансирования своих псевдоевропейских проектов, набережных «Брюгге”»и площадей «Амстердам» Леонид Маркелов заложил в коммерческих банках имущество республики на 2 миллиарда рублей, в том числе здание военкомата, «Дом Дружбы», новое здание школы-интерната для одаренных детей.
За 15 лет своего «правления» глава Марий Эл довел регион до грани банкротства. Государственный долг региона в декабре 2015 года превысил 13 миллиардов рублей, или 102% от собственных доходов республики! Дефицит бюджета составил 2,7 миллиарда рублей, или 19% от собственных доходов республики.
Инвесторы бегут из Марий Эл, говоря о том, что в республике невозможно работать в связи с разгулом коррупции. Инвестиционные проекты, которые лично курирует Маркелов, представляют собой откровенную аферу. Например, у банка ВТБ в Марий Эл украли 7 миллиардов рублей из Марийского НПЗ. Об этом руководитель банка Андрей Костин сам сообщил на форуме «Россия вперед» в 2013 году. Оказалось, что за аферистов, которые вывели миллиарды ВТБ в оффшоры на Кипр и Британские острова, поручался лично Маркелов. Он же включил компанию этих аферистов в региональные программы по развитию бизнеса.
Сейчас в Марий Эл может лопнуть еще одна экономическая афера Маркелова под названием ООО «Птицефабрика Акашевская». Правда, в данную компанию вложили уже не 7, а более 40 миллиардов рублей. Еще в январе 2015 года УБЭП по Марий Эл выявил нарушения и нецелевое использование кредитов, полученных агрохолдингом Акашево у Россельхозбанка. А 14 января 2016 года Арбитражный суд Марий Эл принял заявление конкурсного кредитора о признании птицефабрики «Акашевская» банкротом.
При этом предприятия, готовые честно работать во благо республики Маркелов разоряет. Так стало с крупнейшей в регионе компанией с полным циклом строительно-монтажных работ «Маригражданстрой». Генеральный директор этой компании Геннадий Александров стоял у истоков создания «Единой России» в Марий Эл, но и это его не спасло от Маркелова. Правительство региона заказало Александрову строительство объектов на несколько миллиардов рублей. Поскольку денег в бюджете на эти цели не было, его уговорили взять кредиты под залог основных фондов предприятия и гарантии правительства региона. Не получив денег за выполненные работы, имущество предприятия вынуждено были продать, чтобы рассчитаться с кредитами.
В целом, оценивая ситуацию в республике, я прихожу к неутешительному выводу: коррупция в Марий Эл это не миф, а ужасающая реальность. Кстати, этой теме посвящено аналитическое исследование, подготовленное мной в соавторстве с полковником Службы внешней разведки России в отставке Михаилом Долговым в 2015 году.
Невольно напрашивается аналогия с недавними событиями в Республике Коми. Там была проявлена политическая воля руководства страны и правоохранители взялись распутывать подобный многолетний коррупционный клубок. Почему этого до сих пор не сделано в Марий Эл?
Почему ни прокурор республики Сергей Рюмшин, ни руководитель Следственного комитета Олег Доронин, ни министр МВД Виктор Косарев, ни начальник УФСБ Александр Бурак, не видят в деятельности Маркелова, его «семьи» и приближенных никаких нарушений закона?!
Не хочу верить, что после пули в голове у своего предшественника генерала Бучнева, новый министр МВД полковник Косарев видимо определил для себя безопасную позицию невмешательства в семейные дела главы региона.
При этом, руководитель уже упоминавшегося мной ОАО «Маригражданстрой», Геннадий Александров сделавший еще в августе 2015 года публичное заявление о фактах коррупции семьи главы республики на телевидении, и направивший десяток обращений с оригиналами документов во все инстанции, сам просит Генерального прокурора «допросить его по данному заявлению о коррупции», но вот уже полгода никто из силовиков не хочет взять у Александрова показания.
Уважаемые коллеги! Я убежден, что российская власть – и законодательная, и исполнительная не могут оставаться безразличными к тем вопиющим фактам, о которых я сегодня сообщил. Поэтому я предлагаю сформировать специальную депутатскую комиссию Госдумы России из представителей всех парламентских партий, пригласить независимых экспертов, и провести детальный анализ ситуации с исполнением антикоррупционного законодательства в Марий Эл.
Уверен, что работа такой комиссии сможет помочь принять безотлагательные меры как по наведению порядка как непосредственно в Республике Марий Эл, так и по совершенствованию антикоррупционного законодательства Российской Федерации в целом.
Я, как коммунист полностью поддерживаю внешнюю политику Президента России Владимира Путина, но, к сожалению, во внутренней политике есть серьезные проблемы, которые не хотят решать региональные бюрократы. Очевидно, региональные князьки забыли слова Владимира Путина о том, что «Мы и дальше будем самым серьезным образом, вне зависимости от должности и партийной принадлежности, с корнем вырывать коррупционную заразу».
Уважаемый Сергей Евгеньевич! Хочу вам вручить аналитическое исследование о коррупции в Марий Эл, а также документы, подтверждающие незаконную деятельность высокопоставленных чиновников из Правительства Марий Эл.
Благодарю за внимание!
Депутат Государственной Думы России
С.П. Мамаев