Очередная краеведческая экспедиция «ЛН-ВИДЕО»
…Место, о котором нами готовится очередная часть документального кинорассказа находится в глухих лесах на границе Кировской области и Удмуртии. Сегодня дорог туда нет. Не доехав километров 5-6 до места, оставляем машину и идём пешком то ли по бывшим лесным просёлкам, с яминами заполненными водой и перекрытыми валежинами, то ли по бывшему полотну узкоколейки, существовавшей с середины 40-х до середины 60-х. Идём в поиск загадочного места, именуемого «Литер Б».
Это бывший лагерь немецких военнопленных и захоронение, которое располагалось неподалеку от лагеря. Но, вначале о том, что хранится в Кизнерском музее в экспозиции по теме Великой Отечественной войны…
Однажды, мы уже посетили одно из захоронений немецких военнопленных неподалеку от Кизнера. В архивах «ЛН-ВИДЕО» есть фильм об этом посещении. Относительно именно того (одного из трёх известных захоронений) была проведена большая работа в содружестве с немецкой стороной. В частности, много средств для ограждения захоронения, установки памятных крестов выделил бывший военнопленный Мартин Бокк – в последствии видный учёный в Германии. Упоминается имя ещё одного бывшего пленного, это Ганс Прайслер. В экспозиции по теме Великой отечественной так же есть репродукции картины художника Петра Семёнова. На одной изображен погибший на лесозаготовках пленный, так же работа пленных на заготовке леса. На второй картине – момент, когда мальчик с мамой принесли еду пленным.
На переднем плане взявшийся за голову немецкий офицер, для которого именно этот момент и стал поворотным в его сознании: «Как же так?! Мы пришли их убивать, но когда оказались в плену, они нас кормят. Они помогают нам выжить… Для чего я родился? Разве, для того, чтобы убивать?! Ради чего?! Ради чьих интересов?!»
Русские люди (не только о русском этносе речь, это все люди Великой страны, именуемые упрощённо русскими) ни когда не были жестокими. Не в крови это. Не в сознании. Не в ментальности.
Рассказывают: немецкие пленные вечерами просто вольно ходили по Кизнеру – просили поесть. Люди, даже те, у кого в семьях были погибшие – делились с ними кто чем может. По-настоящему сильный человек по природе своей - не может быть злым, эгоистичным, жадным и жестоким…
Дело, которому посвятил себя, вернувшийся в Германию из плена - Мартин Бокк, а так же добровольцы из Кизнера, помогавшие обустроить кладбище мемориал, тем самым, внесли вклад в то, чтобы больше ни когда не было войны. Чтобы люди не становились жестокими и злыми существами, «лишенными переда» - безликими. Память – это лучшее средство, чтобы «не наступать на грабли» ещё раз. И для молодёжи нашего Отечества, и для молодёжи любой другой страны Мира.
Поколение, пережившее все эти трагедии человеческих судеб, хранящее живую память о том непростом времени – к сожалению – уходит… Нужно ли относиться к захоронениям немецких пленных с человеческим пониманием? Несомненно! Хранить память о том, чего делать нельзя, о том, что приносит горе всем без исключения – хранить в назидание. Тем, кто родился позже и не пережил великой беды, в которую ввергла человечество группка авантюристов во главе с Гитлером…
Место, где располагался лагерь, именуемый как «Литер «Б», мы нашли. Наши места где находились лагерные постройки. Трава в этих местах буквально «светится» желтыми квадратами, хотя, останков строений мы уже не обнаружили. Отсюда – наш проводник, один из старых охотников, хорошо знающий эти леса Иван Акимович Малавеев – вывел нас к предполагаемому месту захоронения, которое он обнаружил несколько лет тому назад.
- Тогда,- рассказывает Иван Акимович,- я наткнулся на несколько могилок с металлическими оградками…
Мы буквально прочесали небольшое достаточно сухое возвышение в лесу, но ни чего приметного не обнаружили. Лишь несколько холмиков, отдалённо напоминающих могильные. Но, ни крестов, ни оградок не нашли. Виноват ли в том взбесившийся пофигизм 90-х, когда на «бухло» менялась любая железяка, когда вандалы с любых кладбищ «экспроприировали» всё, что можно сдать – не важно за сколько и кому. Или, при последующих лесозаготовках случайно сравняли с землёй всё. А, может быть, мы просто не нашли и стоит провести ещё более тщательную поисковую экспедицию – это вопрос. Без вопроса остается одно: память хранить надо. Это не говоря уже о том, что речь идёт всё же о человеческих останках…
На обратном пути мы осмотрели обнаруженную рядом с бывшей дорогой «деревянную нору» непонятного назначения. Несколько ям на месте, скорее всего рухнувших землянок…
С уважением: Александр Вотинцев
Участники экспедиции:
Владимир Слесарев, Владимир Матанцев, Иван Малавеев, Александр Вотинцев.
На снимках: 1. лесная глушь; 2-3 - репродукции картин Петра Семёнова, Кизнерский краеведческий музей; 4. лежнёвка в заболоченном месте бывшей дороги; 5-6 поляна и следы от строений; 7-9 поиски места захоронения; 10 деревянная нора непонятного назначения
Стоп-кадры «ЛН-ВИДЕО»
Источник: https://vk.com/wall-30647943_16048