Лиза Алерт | Блог
Вятские Поляны
ЯИщу:

Как с вами связаться?

2018-й на страницах ВЯТСКО-ПОЛЯНСКОЙ ПРАВДЫ

ЕСТЬ ТАКОЕ УВЛЕЧЕНИЕ - СПАСАТЬ ЖИЗНИ

Лучшая награда для этих людей всего два слова – «Найден. Жив.». 15 октября добровольческому поисково-спасательному отряду «Лиза-Алерт» исполнилось восемь лет.

В память о Лизе Фомкиной

Восемь лет назад в подмосковном Орехово-Зуеве потерялась пятилетняя Лиза Фомкина. Девочка жила с родителями на окраине города. Она любила свои игрушки, любила играть у фонтана и гулять со своей тетей Машей. 13 сентября 2010 года они вместе ушли на прогулку в лес и заблудились. Родители хватились ее не сразу, так как думали, что после прогулки Лиза ушла к бабушке, которая жила в том же подъезде, что и они. А когда узнали, что ее у бабушки нет, поняли: случилось что-то нехорошее.

Они побежали в полицию. Ребенка начали искать, но делали это вяло, подозревая во всем родителей, не видя в этом чрезвычайной ситуации. Спустя несколько дней в дело вмешалась коллега Лизиного папы. Она разместила объявление в Интернете с призывом о помощи и начала расклеивать ориентировки. В Орехово-Зуево стали приезжать добровольцы, готовые помочь в поисках пропавшего ребенка. Тогда еще никто толком не понимал, что надо делать, но было ясно, что надо делать хоть что-то. На тот момент они еще не умели прочесывать лес и руководствовались только желанием найти и спасти. Они били во все колокола, просили помочь СМИ, но немногие откликнулись и дали информацию о пропавшем ребенке. Добились, чтобы на помощь пришли кинологи и усиленный наряд полиции.

Тело Маши, Лизиной тети, нашли на седьмой день в буреломе. Она была почти без одежды. Только потом выяснится, что она отдала ее ребенку, чтобы как-то согреть. Оставалась надежда, что Лиза жива.

Лизу нашли на десятый день. Хотя полиция не пускала добровольцев в лес (потом, мол, вас же придется искать), но они прорвали оцепление. В ночь на 23 сентября 2010 года, скупив фонари во всей округе, люди огромной цепочкой снова зашли в тот самый лес и снова начали искать Лизу. И наутро нашли ее. Погибшей.Рядом лежала собака, которая грела и пыталась спасти девочку до последней минуты ее жизни.

Эксперты позднее скажут: погибла Лиза на 9-й день… Люди, принимавшие участие в поисках, потрясенные этой историей, решили, что такого больше никогда не должно повториться–дети не должны умирать в лесу. И уже буквально через две недели бы создан поисковый отряд, который с разрешения родителей Лизы был назван ее именем и французским словом «alerte», что означает «внимание, тревога».

Уже в октябре 2010-го появился сайт и форум lizaalert.org. Постепенно отряд выработал собственные методики поиска, организовал подразделения в 46 регионах России, при поддержке “Билайна” запустил круглосуточную горячую линию отряда 8(800)700-54-52 и оперативную бесплатную смс-рассылку о поисках.

Лиза-Алерт вятского масштаба

Кировский отряд «Лиза-Алерт» существует с декабря 2013 года.

- В ноябре были поиски братьев Кулаковых в Опаринском районе, который ушли в лес и заблудились. Тогда вся Россия приехала к нам. Когда активная фаза поисков свернулась, москвичи предложили нам создать отряд у себя, - рассказывает региональный представитель отряда в Кировской области Александра Яговкина.

Костяк кировского отряда – 10-15 человек. Это те, которые максимально часто выезжают на поиски и участвуют в жизни отряда – помогают обучать, сами развиваются, получают новые специальности. Актив, то есть те, кто часто выезжает на поиски, значительно шире – свыше сорока человек. Если же дело касается пропавших детей, то тут может собраться до 100-200 человек. Бывает, кто-то в таких случаях приходит в первый раз и после этого остается в отряде.

В некоторых районах Кировской области уже есть самостоятельные, достаточно сильные отряды. Есть люди, которые занимаются поиском пропавших людей, и в Вятских Полянах. Представители кировского отряда проводят выездную учебу в разных районах. В Вятских Полянах Александра Яговкина со своей командой побывала в конце прошлой зимы, встретилась с людьми, которые готовы отправиться на поиски, оказать какую-то информационную помощь и пр.

- В 2017 году мы получили 434 заявки о пропаже людей, пропало 467. Количество заявок меньше, чем людей, потому что иногда пропадает по несколько человек, - рассказывает Александра. - 388 из них были найдены живыми, 33 человека погибли, а кое-кого так и не удалось найти…

Поиски отряд ведет как в городской среде, так и в природной. То, что 2017 год был негрибным, отразилось сразу же на заявках: 50 против 70 в 2016-м.

- 2015 год мы тоже практически все лето жили в лесу, - вспоминают участники отряда, - приезжали с одного поиска – и обратным ходом, практически не успев переодеться, снова отправлялись в лес.

Именно поэтому, советует Александра новичкам, если вы планируете в свой отпуск принимать участие в поисках, то лучший сезон для этого – август-сентябрь.

В лесу происходит примерно 20 процентов поисков. И это, в общем-то неплохо, потому что искать в лесу тяжелее и не всегда бывает результат.

- Довольно часто, когда приходит заявка, мы вообще не знаем, где искать, когда и куда человек ушел, рассказывает Александра. – И тем не менее случаются чудеса.

Отряд хранит фотографии спасенных людей. И почти на всех грибники. Говорят, до последнего свои грибы не выкидывают. Приходится и грибника вести, и корзину нести.

Самые напряженные поиски, когда уходят в лес с детьми. Бывают в лесу, как ни странно, и зимние поиски. Так, в прошлом году отряд получил заявку 27 декабря. Оказалось, мужчина ушел в лес за… грибами (круглый год ходят за чагой). Отправляясь в лес зимой, считают, что вернутся по своим следам на снегу. Но теряются.

Теряются даже тогда, когда идут в хорошо знакомые места. Так, бабушка много лет ходила в один и тот же лес. Но случился сильный ураган, повалило деревья. Она, вроде бы, пошла на свое же место, но все оказалось по-другому, и выйти уже смогла. Нашли ее сидящей на полянке, вокруг бурелом, непонятно, как она туда попала. Даже выбирались очень долго с ней.

Поиски детей… Маленький Кирюша побежал за машиной, в которой его родители поехали за грибами. Бабушка, с которой его оставили, в тот момент убежала в дом, чтобы выключить кастрюлю на плите. Сутки мальчик ходил в природной среде. Было уже не жарко, а на нем лишь колготки, шортики и кофточка. Ночевал где-то под кустиком. Детские поиски – это очень сложно. Дети могут находиться недалеко и слышать вас, но не откликаться. Но Кирюша был найден. Оказалось, он перешел реку, нашел какой-то разрушенный дом…

Поиски в городе, на которые приходится 80% всех заявок, с одной стороны проще, но с другой - сложнее. Ведь лес хоть и больше, но там нет людей. А в городе можно затеряться в людской толпе.

Теряются старики – большей частью это связано с потерей памяти. Теряются дети. Как правило, это бегунки. Некоторые не могут не бегать, но искать их надо, потому что все что угодно с ними может произойти.

Поиск «Лиза-Алерт» не закрывает до тех пор, пока человек не найдется. Бывает, они идут длительное время. Добровольцы выезжают и ищут, потом поиск может перейти в информационный, но не прекращается.

Ежегодно добровольцы проходят обучение. Бывают учения выездные, в лесу. Иногда очень масштабные, с привлечением МЧС, МВД, следственного комитета. Это не только теория, но и учебные поиски с ситуациями, похожими на реальные, в которых можно применить поученные знания. Бывают учения взрослые и детские. Ребята учатся ставить палатки, читать карты, масштабировать, работать с азимутами, навигаторами, компасом. Иногда, как взрослых, их берут на прочёс – обычно поля. В отряде, кстати, очень строго подходят к отбору детских инструкторов. И даже далеко не каждый обучившийся может пройти аттестацию. Ведь ему предстоит не только найти общий язык с детьми, но и научить их правилам безопасности.

«Лиза-Алерт» активно сотрудничает с полицией, МЧС, уполномоченным по правам человека, следственным комитетом. За эти годы удалось совместно выработать алгоритмы продуктивного сотрудничества. На активных поисках все чаще работают совместные поисковые группы, состоящие из опытных старших групп «Лиза Алерт» и сотрудников силовых ведомств. Была официальная встреча в МВД, где добровольцам объявили благодарность, а это говорит о том, что работа отряда признана, ценится.

Не наш случай

Во всех ли случаях отряд берется за поиски? Оказывается, нет. Например, когда человек пропал несколько лет назад. Те методы, которые использует отряд, позволяют найти человека, если он пропал недавно.

Не наш случай, говорят в отряде, когда не подано заявление в полицию. Либо человек находится под следствием. Криминальных историй в отряде избегают, – потому что безопасность волонтеров прежде всего! Поэтому если потеряшка бьет, пьет, колется, дерется – это тоже «не наш случай». Не вмешивается отряд и в семейные разборки, когда, к примеру, отец взял ребенка у бывшей жены и не возвращает. Но если есть угроза жизни ребенку, только тогда отряд подключается.

Исключает отряд и поиски на воде.

А вообще каждый случай – индивидуален.

Айка, Вега, Локки и другие

Приезд представителей кировского отряда «Лиза-Алерт» в Вятские Поляны был просто необходим. Ибо люди, которые готовы встать и пойти на поиски, у нас есть. Поэтому было очень важно объяснить, как это происходит, чтобы в необходимую минуту местные волонтеры не стали дожидаться приезда кировских, а сами могли предпринять какие-то шаги: развесить ориентировки (кстати, именно ориентировки помогли в прошлом году найти пропавшего мальчика из Красной Поляны), давать информацию в соцсетях и, если понадобится, пойти на активные поиски.

Надо сказать, отряд «Лиза-Алерт» полностью добровольная организация. Денежная помощь не принимается, даже если кто-то очень хочет помочь. Такова позиция отряда. Поэтому все, что у них есть, куплено на их деньги. И зарплату в отряде не получают, все делается по велению души.

Психологи говорят: волонтеры «выгорают» через 3 года. Ночь не спать, иногда 2 или 3 – да, тяжело, может и результатов не быть, дома могут начаться проблемы. Поэтому, чтобы не «выгореть», важно вовремя и правильно распределить свое время. Остаются в отряде те, которые научились распределять время между работой, семьей и отрядом.

Александра Яговкина. Позывной Айка (в отряде, во избежание путаницы при совпадении имен, у каждого есть свой позывной). В отряде почти пять лет. По профессии она учитель биологии. Её часто спрашивают: а Вы что, ночью в лес ходите? Да, отвечает она, в другое время я работаю. Хотя, признается Александра, у нее, как у учителя, есть и свободное время, например, методический день, кусочек которого она выделяет делу, ставшему в ее жизни очень важным, есть, наконец, выходные. А еще есть очень понимающая семья: ее поддерживают и муж, и дети.

Ольга Светлакова. Позывной – Вега. Она старшая по направлению «Детский инструктор», то есть курирует инструкторов. Тоже работает в школе - педагог-организатор.

Виктория. Позывной – Локки. Учитель истории. Координатор отряда – ведет поиск. Кроме того, старший инструктор – отвечает за обучение отряда.

Валерий Бортников. Работал менеджером по продажам, сейчас занимается строительством. Он поисковик. Человек, который на своем автомобиле, на свои средства возит добровольцев к месту поиска. Он старший поисковой группы, прошел обучение на координатора.

- Жизнь, которую ты помог спасти, стоит любых затрат, - считают Александра и ее товарищи. – Почему мы этим занимаемся? У каждого человека есть увлечение – у кого-то рыбалка, у кого-то горные лыжи, кто-то жить не может без машины. А у нас, можно сказать, тоже увлечение – спасать жизни… Заветное "Найден. Жив!" - это то, ради чего мы прикладываем все свои силы.

В Вятских Полянах добровольцев пока не так много. Но они есть. За старшего здесь Денис Муратов. Во всех поисках активен, прекрасны выстроил взаимодействие с полицией, поиски, которых у нас не так много, проходят оперативно и эффективно. Такую оценку дает Александра Яговкина. Денису помогает Ирина Пестова - детский инструктор отряда. Как и Денис, она занимается с детьми, рассказывает о безопасности. Ирине тоже приходилось участвовать в активных поисках в лесу. Весной, едва сошел снег, участвовала в поиске пропавшего в прошлом году дедушки из Красной Поляны. Искали бабушку из Аркуля. Мальчика Арсения, пропавшего с железнодорожного вокзала в прошлом году, тоже нашли благодаря ориентировкам вятскополянских добровольцев.

А вот имена других добровольцев, которые работают с Денисом и Ириной: Катя Малых, Юлия Шишова, Ольга Седельникова, Даша Быкова, Лена Редькина.

Галина ПАВЛОВА

ВЯТСКО-ПОЛЯНСКАЯ ПРАВДА, 16 октября

http://www.lizaalert.org/

Источник: https://vk.com/wall-41848414_5405