Легенда о появлении иконы Спасителя Нерукотворенного в Вятско-Полянском районе и крестном ходе | Блог
Вятские Поляны
ЯИщу:

Как с вами связаться?

Легенда о появлении иконы Спасителя Нерукотворенного в Вятско-Полянском районе и крестном ходе

Хочу Вам рассказать об одной из интереснейших и удивительных историй, происходивших на территории Вятско-Полянского района в XIX веке. Это история о крестном ходе с иконой Спаса Нерукотворного, который проходил здесь ежегодно начиная с 1801 года по 1928 год. Начинался он из села Елабуга и первым населенным пунктом, куда приходил крестный ход, была д. Киняусь, расположенная рядом с Вятскими Полянами. В XIX веке деревня Киняусь официально называлась д.Спасский починок. Это название деревня получила в честь крестного хода с иконой и слово «починок» в названии отражало то, что она была первой куда прибывал крестный ход.

Сохранившееся предание-легенда об этих событиях гласит следующее: «В первой половине XVII столетия одному безвестному живописцу в селе Красном, стоящем на берегу реки Вятки, в сонном видении приказано было написать икону Спасителя Нерукотворенного для того человека, который придет за ней издалека. Приняв это повеление как откровение свыше, живописец, приготовивший себя постом и молитвой, тотчас же принялся за работу. Живописец изобразил Спасителя на большой доске, высотой два аршина 5 вершков и шириною 1 аршин 13 вершков. Только он окончил писать икону и положил кисть на место, как в это время приходит приезжий и спрашивает, готова ли у него икона Спасителя. Приезжий был житель села Трехсвятского, по фамилии Остальцев…»

Описание предания приводит в с своей книге «История города Елабуги», вышедшей в г.Москве в 1871 г., И.В. Шишкин (отец великого художника). В этой книге Иван Васильевич цитирует «местный летописец», содержащий предание, записанное любопытными, о появлении иконы. Оно гласит:

«...Некоему благочестивому старцу из фамилии Остальцовых — род этот и доныне сохранился в Елабуге - неоднократно являлся в сновидении человек, понуждая его немедленно ехать за иконой Спасителя в село, находящееся на берегу реки Вятки, именуемое Красным, объявляя ему притом, что икона уже написана иконописцем, который согласен отдать ее за малую цену, и икона сама желает быть в Елабуге, угрожая, что ежели он не послушается, то подвергнется несчастию.

Старец решился плыть в назначенное селение, где действительно находит иконописца, видит с трепетом и благоговением икону уже написанную. Иконописец отдает ему оную, неизвестно на каких условиях, и оба они с честию выносят икону к лодке; с неизъяснимою радостию принимает старец обратный путь вниз по р. Вятке, но на пути встречает большие неприятности от жителей некоего прибрежного селения и даже подвергается опасности лишиться самой иконы, этого неоценимого для него сокровища. Но промыслом Божиим все неприятности и опасности прекращаются чудесным знамением от иконы, и он наконец благополучно достигает своей отчизны.»

Видимо чудотворный образ появился в селе Тресвятское (впоследствии ставшем г. Елабуга), уже в первой половине XVII века. Он был сперва помещен в приречную часовню, затем для него была выстроена небольшая холодная церковь, а в 1820 г. - елабужский Спасский собор.

Окончательно Спасский собор - огромное и великолепное по уездному городу здание о пяти главах - оформился к 1864 г. Рассказывали, что икона сама указала место постройки церкви, невидимою силою переносимая каждый раз все туда же.

Чудотворная икона Спаса Нерукотворного давала исцеление страждущим и считается покровительницею г. Елабуги. По преданию, нерукотворный образ Спасителя помог жителям Трехсвятского в начале XVIII в. спастись от бунтовавших инородцев. В прилегающей к Елабуге местности вспыхнул бунт башкирцев, татар и прочих с ними народов. От рук восставших пострадали многие населённые пункты, а город Мензелинск был взят, разграблен и выжжен. Подобная судьба, несмотря на крепостные стены и мужество защитников, ждала и с. Трехсвятское, в которое сбежались, спасаясь от разноплеменной вольницы, жители окрестных сел и деревень. Осажденным оставалось одно: просить помощи свыше; и они решились прибегнуть с теплою молитвою к господу Спасителю. Укрепленные верою, с воздетыми к небу руками, на коленах и со слезами, пред чудотворною иконою они молили милосердие Божие об отвращении наступающей смертной грозы. И Господь услышал рабов Своих! В результате насланного на стан неприятеля со стороны Трехсвятского черного дыма, превратившегося в ужасную бурю, злоумышленники вынуждены были бежать, не причинив зла ни селу, ни монастырю.

Она считается покровительницею не только Елабуги, поскольку с ней, пишет И.В. Шишкин, совершаются ежегодно два похода, первый: в г. Мензелинск в мае месяце с разрешения священного Синода по просьбе жителей, в воспоминание важного случая - избавления оного города от неистовств башкирцев и других инородцев...

Второй поход: в июне и июле в деревню Спасский починок (д.Киняусь) Малмыжского уезда (в те времена д. Киняусь, относилась к Малмыжскому уезду) и далее в самый г. Малмыж. Поход в деревню Спасский починок происходит по обещанию жителей этого починка в ознаменование какого-то важного события в их жизни. Этот последний поход установлен с 1801 года с разрешения епархиального начальства. Жители г. Елабуги как при проводах, так и при встрече иконы - с хоругвями, крестами и колокольным звоном во всех церквах - оставляют свои занятия и выходят за город провожать и встречать её.

Как из Мензелинска, так и из-за реки Вятки приезжают за иконой депутаты от жителей и увозят ее в особо устроенном возке.

Крестный ход в д. Спасский починок в разные годы, видимо проходил различными путями. Один из путей от с. Елабуги до переправы в Вятских Полянах, далее в д. Спасский починок, потом до Нижних Шуней и обратно в с. Вятские Поляны, далее в д. Усад и потом в Малмыж. Второй путь проходил от с.Елабуга до переправы в Нижних Шунях, далее через Шуни в д. Спасский починок, оттуда в Вятские Поляны и далее в с.Усад и Малмыж. За 130 лет путь иконы наверняка неоднократно менялся, были, видимо, годы, когда крестный ход приходил сначала в Вятские Поляны, а затем продолжался по окрестным деревням и селам. В д. Киняусь имеется интересная достопримечательность, связанная с этим ежегодным событием.

Здесь находится много часовенок-столбиков, которые по воспоминаниям местных жителей, обозначали путь крестного хода. Среди них, есть как существовавшие ранее, так и снова восстановленные. Имелись такие часовенки в деревнях и селениях где проходил крестный ход, они как бы опоясывали группу своих деревень, создавая так называемый «Спасов округ». Этот округ представлял собой пространство, в котором не случается несчастий, болезней - ничего плохого. Такую часовенку я видел и на старинной фотографии Вятских Полян.

Есть, например, еще и такая версия, которая кажется мне более правдоподобной. В г.Малмыже были ворота, которые назывались Спасские, а назывались они так из-за того, что там была повешена икона Спаса. Стрельцы, которые охраняли эту крепость, привезли с собой икону Спаса Нерукотворного. Может быть поэтому, согласно народно-церковным легендам, жители южных уездов Вятского края в прошлом связывали Спаса Елабужского не только с личным исцелением, но преимущественно со спасением, охранением, противодействием, избавлением от врагов - и прежде всего от опасных инородцев и иноверцев. Чудесное действие иконы в этих случаях проявлялось в вихревой буре и грозе, в ливне и граде, а гроза с древнейших, Перуновых времен, воспринималась как своего рода небесная битва.

По одному из преданий, впервые чудотворный образ был принесен в д. Киняусь (Спасский починок) для прекращения падежа скота. Но эта версия вызывает сомнения, вряд ли мог быть организован крестный ход из крупной по тем временам Елабуги в неизвестную и малочисленную д. Киняусь. Мне представляется, что крестные ходы с иконами традиционно устанавливались в ту местность, где икона была обретена. Поэтому иногда, крестные ходы с этой иконой проходили в сторону Вятских Полян и далее в сторону Малмыжа. Во время одного из них, при посещении д. Киняусь, видимо произошло какое-то чудесное событие, прекратился падеж скота или случилось какое-то иное существенное явление, после которого и был установлен уже регулярный крестный ход из Елабуги в маленькую, менее чем 50 дворов, д. Киняусь. Естественно, что посещением этой деревни крестный ход не закачивался, а продолжался в соседние деревни и села: Вятские Поляны, Чекашево, Тойма и другие. Впоследствии икону стали носить до г. Малмыжа и дальше - до границы Уржумского уезда. Крестный ход проходил ежегодно в июне и июле на протяжении 128 лет с 1801 по1928 год.

Когда я узнал эту историю, я задумался о том, где же сейчас находится эта икона и решил ее найти. Это мне удалось. При помощи своей родственницы, я обнаружил ее в Елабуге, в Покровском храме. Знаменитая икона Спсаса Нерукотворного полностью соответствует тем описаниям, которые я приводил выше. Нет, правда, драгоценных окладов, риз и каких либо других особых украшений, которые присутствовали раньше. Но видно, что икона очень древняя, потемневшая от времени, размеры соответствовали описаниям И.В.Шишкина и других. Возраст этой иконы составляет как минимум почти 500 лет, а может быть и больше. Меня охватили волнующие чувства, я стоял перед знаменитой иконой Спаса Нерукотворного, которой более ста лет поклонялись мои предки, каждый год они встречали крестный ход с этой иконой у себя в д. Спасский починок (д.Киняусь) и Вятских Полянах. Мы поговорили со священиком и он подтвердил, что это действительно та самая знаменитая икона.

(Источник: С.Н. Колесников "Вятский Край, Вятские Поляны, страницы истории")

Источник: https://vk.com/wall-45799806_127536