Легенда о появлении иконы Спасителя Нерукотворенного в Вятско-Полянском районе и крестном ходе

Хочу Вам рассказать об одной из интереснейших и удивительных историй, происходивших на территории Вятско-Полянского района в XIX веке. Это история о крестном ходе с иконой Спаса Нерукотворного, который проходил здесь ежегодно начиная с 1801 года по 1928 год. Начинался он из села Елабуга и первым населенным пунктом, куда приходил крестный ход, была д. Киняусь, расположенная рядом с Вятскими Полянами. В XIX веке деревня Киняусь официально называлась д.Спасский починок. Это название деревня получила в честь крестного хода с иконой и слово «починок» в названии отражало то, что она была первой куда прибывал крестный ход.

Сохранившееся предание-легенда об этих событиях гласит следующее: «В первой половине XVII столетия одному безвестному живописцу в селе Красном, стоящем на берегу реки Вятки, в сонном видении приказано было написать икону Спасителя Нерукотворенного для того человека, который придет за ней издалека. Приняв это повеление как откровение свыше, живописец, приготовивший себя постом и молитвой, тотчас же принялся за работу. Живописец изобразил Спасителя на большой доске, высотой два аршина 5 вершков и шириною 1 аршин 13 вершков. Только он окончил писать икону и положил кисть на место, как в это время приходит приезжий и спрашивает, готова ли у него икона Спасителя. Приезжий был житель села Трехсвятского, по фамилии Остальцев…»

Описание предания приводит в с своей книге «История города Елабуги», вышедшей в г.Москве в 1871 г., И.В. Шишкин (отец великого художника). В этой книге Иван Васильевич цитирует «местный летописец», содержащий предание, записанное любопытными, о появлении иконы. Оно гласит:

«...Некоему благочестивому старцу из фамилии Остальцовых — род этот и доныне сохранился в Елабуге - неоднократно являлся в сновидении человек, понуждая его немедленно ехать за иконой Спасителя в село, находящееся на берегу реки Вятки, именуемое Красным, объявляя ему притом, что икона уже написана иконописцем, который согласен отдать ее за малую цену, и икона сама желает быть в Елабуге, угрожая, что ежели он не послушается, то подвергнется несчастию.

Старец решился плыть в назначенное селение, где действительно находит иконописца, видит с трепетом и благоговением икону уже написанную. Иконописец отдает ему оную, неизвестно на каких условиях, и оба они с честию выносят икону к лодке; с неизъяснимою радостию принимает старец обратный путь вниз по р. Вятке, но на пути встречает большие неприятности от жителей некоего прибрежного селения и даже подвергается опасности лишиться самой иконы, этого неоценимого для него сокровища. Но промыслом Божиим все неприятности и опасности прекращаются чудесным знамением от иконы, и он наконец благополучно достигает своей отчизны.»

Видимо чудотворный образ появился в селе Тресвятское (впоследствии ставшем г. Елабуга), уже в первой половине XVII века. Он был сперва помещен в приречную часовню, затем для него была выстроена небольшая холодная церковь, а в 1820 г. - елабужский Спасский собор.

Окончательно Спасский собор - огромное и великолепное по уездному городу здание о пяти главах - оформился к 1864 г. Рассказывали, что икона сама указала место постройки церкви, невидимою силою переносимая каждый раз все туда же.

Чудотворная икона Спаса Нерукотворного давала исцеление страждущим и считается покровительницею г. Елабуги. По преданию, нерукотворный образ Спасителя помог жителям Трехсвятского в начале XVIII в. спастись от бунтовавших инородцев. В прилегающей к Елабуге местности вспыхнул бунт башкирцев, татар и прочих с ними народов. От рук восставших пострадали многие населённые пункты, а город Мензелинск был взят, разграблен и выжжен. Подобная судьба, несмотря на крепостные стены и мужество защитников, ждала и с. Трехсвятское, в которое сбежались, спасаясь от разноплеменной вольницы, жители окрестных сел и деревень. Осажденным оставалось одно: просить помощи свыше; и они решились прибегнуть с теплою молитвою к господу Спасителю. Укрепленные верою, с воздетыми к небу руками, на коленах и со слезами, пред чудотворною иконою они молили милосердие Божие об отвращении наступающей смертной грозы. И Господь услышал рабов Своих! В результате насланного на стан неприятеля со стороны Трехсвятского черного дыма, превратившегося в ужасную бурю, злоумышленники вынуждены были бежать, не причинив зла ни селу, ни монастырю.

Она считается покровительницею не только Елабуги, поскольку с ней, пишет И.В. Шишкин, совершаются ежегодно два похода, первый: в г. Мензелинск в мае месяце с разрешения священного Синода по просьбе жителей, в воспоминание важного случая - избавления оного города от неистовств башкирцев и других инородцев...

Второй поход: в июне и июле в деревню Спасский починок (д.Киняусь) Малмыжского уезда (в те времена д. Киняусь, относилась к Малмыжскому уезду) и далее в самый г. Малмыж. Поход в деревню Спасский починок происходит по обещанию жителей этого починка в ознаменование какого-то важного события в их жизни. Этот последний поход установлен с 1801 года с разрешения епархиального начальства. Жители г. Елабуги как при проводах, так и при встрече иконы - с хоругвями, крестами и колокольным звоном во всех церквах - оставляют свои занятия и выходят за город провожать и встречать её.

Как из Мензелинска, так и из-за реки Вятки приезжают за иконой депутаты от жителей и увозят ее в особо устроенном возке.

Крестный ход в д. Спасский починок в разные годы, видимо проходил различными путями. Один из путей от с. Елабуги до переправы в Вятских Полянах, далее в д. Спасский починок, потом до Нижних Шуней и обратно в с. Вятские Поляны, далее в д. Усад и потом в Малмыж. Второй путь проходил от с.Елабуга до переправы в Нижних Шунях, далее через Шуни в д. Спасский починок, оттуда в Вятские Поляны и далее в с.Усад и Малмыж. За 130 лет путь иконы наверняка неоднократно менялся, были, видимо, годы, когда крестный ход приходил сначала в Вятские Поляны, а затем продолжался по окрестным деревням и селам. В д. Киняусь имеется интересная достопримечательность, связанная с этим ежегодным событием.

Здесь находится много часовенок-столбиков, которые по воспоминаниям местных жителей, обозначали путь крестного хода. Среди них, есть как существовавшие ранее, так и снова восстановленные. Имелись такие часовенки в деревнях и селениях где проходил крестный ход, они как бы опоясывали группу своих деревень, создавая так называемый «Спасов округ». Этот округ представлял собой пространство, в котором не случается несчастий, болезней - ничего плохого. Такую часовенку я видел и на старинной фотографии Вятских Полян.

Есть, например, еще и такая версия, которая кажется мне более правдоподобной. В г.Малмыже были ворота, которые назывались Спасские, а назывались они так из-за того, что там была повешена икона Спаса. Стрельцы, которые охраняли эту крепость, привезли с собой икону Спаса Нерукотворного. Может быть поэтому, согласно народно-церковным легендам, жители южных уездов Вятского края в прошлом связывали Спаса Елабужского не только с личным исцелением, но преимущественно со спасением, охранением, противодействием, избавлением от врагов - и прежде всего от опасных инородцев и иноверцев. Чудесное действие иконы в этих случаях проявлялось в вихревой буре и грозе, в ливне и граде, а гроза с древнейших, Перуновых времен, воспринималась как своего рода небесная битва.

По одному из преданий, впервые чудотворный образ был принесен в д. Киняусь (Спасский починок) для прекращения падежа скота. Но эта версия вызывает сомнения, вряд ли мог быть организован крестный ход из крупной по тем временам Елабуги в неизвестную и малочисленную д. Киняусь. Мне представляется, что крестные ходы с иконами традиционно устанавливались в ту местность, где икона была обретена. Поэтому иногда, крестные ходы с этой иконой проходили в сторону Вятских Полян и далее в сторону Малмыжа. Во время одного из них, при посещении д. Киняусь, видимо произошло какое-то чудесное событие, прекратился падеж скота или случилось какое-то иное существенное явление, после которого и был установлен уже регулярный крестный ход из Елабуги в маленькую, менее чем 50 дворов, д. Киняусь. Естественно, что посещением этой деревни крестный ход не закачивался, а продолжался в соседние деревни и села: Вятские Поляны, Чекашево, Тойма и другие. Впоследствии икону стали носить до г. Малмыжа и дальше - до границы Уржумского уезда. Крестный ход проходил ежегодно в июне и июле на протяжении 128 лет с 1801 по1928 год.

Когда я узнал эту историю, я задумался о том, где же сейчас находится эта икона и решил ее найти. Это мне удалось. При помощи своей родственницы, я обнаружил ее в Елабуге, в Покровском храме. Знаменитая икона Спсаса Нерукотворного полностью соответствует тем описаниям, которые я приводил выше. Нет, правда, драгоценных окладов, риз и каких либо других особых украшений, которые присутствовали раньше. Но видно, что икона очень древняя, потемневшая от времени, размеры соответствовали описаниям И.В.Шишкина и других. Возраст этой иконы составляет как минимум почти 500 лет, а может быть и больше. Меня охватили волнующие чувства, я стоял перед знаменитой иконой Спаса Нерукотворного, которой более ста лет поклонялись мои предки, каждый год они встречали крестный ход с этой иконой у себя в д. Спасский починок (д.Киняусь) и Вятских Полянах. Мы поговорили со священиком и он подтвердил, что это действительно та самая знаменитая икона.

(Источник: С.Н. Колесников "Вятский Край, Вятские Поляны, страницы истории")

Источник: https://vk.com/wall-45799806_127536

Поделиться

Популярные материалы

Варяги улетают на юг: из администрации сбежал преемник Менькина и начальник ДДХ Альберт Гутнов

О том, что Гутнов не продержится на своей должности долго стало понятно сразу после его назначения. Начальник Дирекции дорожного хозяйства города Кирова Альберт Гутнов сегодня отработал в администрации города Кирова последний день. По какой причине Альберт Гутнов, весьма близкий человек к заместите
16.02 08:41 1047

Поздравляем Усть-Люгу с победой в районном конкурсе на лучшее новогоднее оформление городских и сельских поселений

Огромная благодарность школьникам и педагогам, работникам культуры, работникам администрации и завода за яркое творчество и выдумку!Источник: https://vk.com/wall-167985429_2381
5.02 10:37 984

Следующая ретро экспозиция посвящена культуре

Первое фото - Дом культуры "Авангард" 1955 год. (сейчас спорткомплекс). Второе - Дом культуры "Авангард" 1962 год. Третье фото - Дом культуры имени Ю. Гагарина 1970 - е годы. (сейчас Покровская церковь). Четвёртое и пятое фото - клуб Лесобазы. 1977 и 1979 г.Источник: https://vk.com/wall329423317_669
5.02 14:33 631

Чеченский сценарий для Игоря Васильева: собственная нетрудоспособность и передача дел Чурину

Здоровье Игоря Васильева у многих вызывает беспокойство. Вчера днем российские СМИ массово растиражировали новость, что глава Чеченской республики Рамзан Кадыров назначил вместо себя председателя правительства республики исполняющим обязанности главы региона на время собственной нетрудоспособности.
19.02 15:27 505

Всю зиму не убирается тротуар около забора ДХШ

На входе в проходной двор дома Школьная 39, г. Вятские Поляны. «Козья тропа» становится все выше, с крутым наклоном на проезжую часть и представляет реальную опасность для жизни пешеходов. Недавно, проходящий ребенок поскользнулся и чуть не попал под колеса проезжавшего автомобиля. Возникает извечны
9.02 17:47 494
Показать ещё

Комментарии

Комментариев пока что нет, будете первым?

Сообщение об ошибке