+16
Подпишись: Будь в курсе жизни города!

Дневник экспедиции "Hat Master" на север России. День 6. Архитектура и музеи Салехарда

22 февраля

В первой половине дня в сопровождении нашего незаменимого гида Татьяны мы совершили прогулку по центральной части Салехарда; благодаря вполне теплой и комфортной погоде, не характерной для февраля месяца, нам удалось неспешно пройтись по наиболее значимым местам современного заполярного города, являющегося административной столицей ЯНАО.

Здание краевой администрации, фасад которого выполнен из синего стекла, возвышается на обширной пойме реки, перед ним – большое пространство, которое, судя по установленным на набережной аншлагам с изображением спроектированных необычных строительных конструкций, вскоре будет представлять собой средоточие самых современных архитектурных форм. Здание администрации ЯНАО выглядит совершенно иначе, нежели подавляющее число правительственных зданий, имеющихся в каждом российском городе, оно не производит давящего впечатления, даже несмотря на свою монументальность, особенно будучи построено посреди открытого пространства тундры.

Перед фасадом – многочисленные малые архитектурные формы, центральная часть композиции представляет собой скульптуру из трех архангелов, перед которыми как бы зависает в воздухе двухтонный земной шар, символ голубой планеты – колыбели жизни. Стилизованные северные сияния представлены и на других композициях, установленных на площади перед правительственным зданием.

При входе, на ступенях крыльца – красные ковровые дорожки! С торца здания расположен вход в соседнее крыло, перед которым висит табличка с надписью «Губернатор», а также неизменная ковровая дорожка, рядом установлена достаточно крупная ледяная скульптура, изображающая герб ЯНАО, выглядит это очень необычно.

Обогнув правительственное здание, мы оставляем также позади четырех-звездочный отель, также принадлежащий правительству округа, выполненный в том же архитектурном стиле. Вокруг – множество свай, что говорит об активном строительстве правительственного комплекса. Впрочем, на противоположном берегу реки также множество подъемных кранов, там завершается возведение трех новых городских микрорайонов, каждый из которых отличается собственным цветом - желтым, красным или зеленым. Там же, на набережной, завершается строительство огромного православного собора, а на некотором удалении от него, с другой стороны Факельного моста находится новенькая мечеть.

На обширной площади, прямо за зданием окружной администрации, мы видим внушительных размеров мемориальный комплекс, возведенный в память о жертвах войн, начиная с Отечественной, 1812 года и заканчивая Афганской войной. В центре архитектурного ансамбля – четырехугольное сооружение огромных размеров, по форме напоминающее ритуальные сооружения Древнего Египта.

В центре идеального квадрата находится Вечный огонь, чуть в стороне от него – стела с информацией обо всех войнах, жертвам которых посвящен мемориал. При входе в комплекс высится небольшая, совсем новенькая часовня, а с двух сторон от него – стационарная выставка военной техники: истребителей, танков, БМП, зенитных установок и т.д.

Завершив осмотр мемориального комплекса, мы переходим реку Полуй по мосту, украшенному ажурными фонарями, выполненными в технике чугунного литься, позади остаются административные здания, перед нами – современные жилые кварталы, напоминающие архитектуру крупного скандинавского города, такие дома можно встретить в новостройках Хельсинки. Красные, желтые, зеленые цвета радуют глаз, а форма зданий, их расположение друг относительно друга не создает ощущения скуки и однообразия. Очевидно, проектированием и застройкой города занимается явно не российская компания, потому что западноевропейский подход здесь просто налицо. Потому Салехард в последние годы становится все комфортнее для проживания невзирая на очень сложные, скорее критические погодные условия. Впрочем, впереди у нас посещение Воркуты, где мы, скорее всего, столкнемся с еще более удручающей погодой. Но об этом – чуточку позже. По речному льду курсируют снегоходы, а городские улицы несильно заполнены транспортом, здесь не возникает типичных для крупных российских городов автомобильных пробок.

Минуя стелу «Ямало-ненецкий автономный округ», подходим к общественному центру города, где сосредоточены основные здания: выставочный и конференц-центр, музей, кинотеатр, рынок, множество магазинов, кафе и ресторанов. Все - в шаговой доступности, у жителей нет необходимости совершать длительные переезды по городу, поскольку центр его явно определен, и в нем есть все необходимое для комфортного времяпрепровождения, например, при семейных выездах в выходной день.

Пользуясь случаем, заходим в торговый центр, где особенно ощутим запах копченой рыбы: стоит отметить поражающее воображение обилие рыбных деликатесов, многие из которых являются известными местными брендами, приобрести их можно только здесь и больше нигде в России. Печально, но многие виды рыбопродуктов не попадают из ЯНАО в другие регионы нашей страны, хотя здесь есть чем полакомиться гурманам: конченая и вяленая корюшка, семга, кета, муксун, щука, лещ, налим, ряпушка, язь, пыжьян… А на улице, прямо перед входом – настоящий базар, ненцы прямо на нартах разложили всевозможные рыбные и мясные деликатесы, здесь можно приобрести свежемороженую, вяленую и копченую по особой технологии рыбу, мясо северного оленя, отведать строганину. Кроме того, у одетых в национальную ненецкую одежду продавцов можно купить малицу, распашную шубу «паны», женские головные уборы «капор сава», а также предметы одежды народа коми.

Позади торговцев стоят снегоходы, к которым крепятся нарты, на них доставляется товар из отдаленных стойбищ оленеводов. Рядом ненец пилит ножовкой замороженную тушу северного оленя, которая до того была просто воткнута в сугроб. Глядя на происходящее, теряешь ощущение реальности, как будто находишься далеко от города, среди стойбища ненцев, а рядом пасутся несметные стада северных оленей.

Местные жители давно привыкли к этому рынку и разительно отличающимся своей внешностью и формой одежды ненцев и коми, а для приезжих это – настоящая экзотика, поэтому мы активно щелкаем затворами фотокамер и снимаем видеоролики, чем явно привлекаем к себе внимание. Но ненцы вполне дружелюбно воспринимают наше чудачество, с ними даже удается договориться о съемках постановочных кадров. Так получились фото участников экспедиции на санях вместе с семьей ненцев, приехавших из отдаленного стойбища для торговли мясом оленей.

Здесь мы, наконец, находим искомое, у одной из мастериц приобретаем превосходно сшитую детскую малицу, изготовленную из меха белого северного оленя, рукава ее щедро украшены национальными орнаментами, шитыми бисером. Работа поистине ювелирная, а пошитая на маленькую девочку малица станет достойным экспонатом Музея головных уборов (ведь в данному случае головной убор как таковой отсутствует, меховой капюшон является составной частью единого национального костюма). Женщина рассказывает нам о том, что занимается самостоятельно изготовлением национальной одежды как для семьи, так и для целей продажи, поскольку на все дорожающую жизнь требуются немалые финансовые средства.

Мы также находим традиционный женский головной убор – меховой капор сава, который не скрепляется с шубой, а надевается на голову отдельно, для чего вначале женщина повязывает платок, а затем уже накидывает эту необычную шапку. Сшитая из меха северного оленя, она несет в себе множество обязательных деталей, являющихся оберегами, призванными защищать самое уязвимое – голову. Темечко капор сава сшито из куска нежной, белого цвета шкуры молодого олененка, которая берется со лба животного, по периметру вышиваются орнаментальные полосы с символами северного оленя, человека, зубов священной рыбы щуки, звезд в виде белого бисера. По краям шапка отделана свободно свисающими цветными ленточками, символизирующими собой все цвета радуги. А внизу, на основании шапки крепятся металлические элементы – всевозможные бляшки и цепочки, они имеют двойное назначение: в одной стороны, их вес и форма препятствует спаданию шапки с головы и задуванию под нее ветра и снега, с другой стороны это – обереги, охранительные символы, форма которых сильно варьируется в зависимости от автора изделия и места бытования. Мы приобрели для коллекции Музея головных уборов самую настоящую ненецкую шапку непосредственно у мастерицы.

- Сколько времени требуется вам для изготовления такой шапки? – Спрашиваем мы.

- Если не считать время, затраченное на выделку шкур и подготовку всех исходных материалов, то на пошив шапки у меня уходит от двух недель. Шить национальную одежду ненцев очень непросто, это – трудоемкий процесс, потому и цена на такие изделия всегда остается достаточно высокой, - отвечает мастерица, обещая в случае необходимости изготовить для нашего музея и другие элементы национального костюма оленеводов.

Решив основную задачу, стоящую перед нашей экспедицией, направляемся в расположенный поблизости Ямало-ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского. Иван Семенович являлся известным историком, православным миссионером и этнографом, в 1906 году им было создано «Хранилище коллекций по этнографии инородцев Тобольского Севера», впоследствии явившееся основой для создания первого музея на Ямале. Мы увлеченно знакомимся с богатейшими коллекциями музея, расположенного в современном, просторном здании, оснащенного такими необходимыми атрибутами современного музея как аудио-гиды, сенсорные киоски, информационные модули, встроенные возле многих музейных экспонатов. Эти технические средства позволяют посетителям самостоятельно ознакомиться со всеми разделами экспозиции без присутствия экскурсовода.

В самом просторном зале музея представлены богатые палеонтологические коллекции, повествующие об обитателях ледниковой эпохи. Здесь можно увидеть полный скелет мамонта, скелет шерстистого носорога, копию мумифицированного мамонтенка Любы, найденного 15 мая 2007 года в верховьях реки Юрибей, на Ямале. Возраст данной находки – около 42000 лет, а по сохранности биологических тканей мамонтенок Люба является лучшей находкой мамонта за всю историю изучения этой группы животных. С момента обнаружения совсем молодого мамонтенка, которому в момент гибели едва исполнилось 1-3 месяца, ученые приложили максимум усилий для сохранения и консервации мумифицированной туши, для чего были использованы самые современные технологии. Оригинал мумии находится на хранении в Зоологическом музее РАН, в г. Санкт-Петербурге, где для обеспечения его сохранности и дальнейшего изучения созданы все необходимые условия.

Очень интересным является раздел экспозиции, повествующий о культуре коренных народов русского севера (хантах, ненцах, коми), здесь представлена национальная одежда, предметы быта, изделия народных промыслов, а также предметы, используемые в шаманских практиках. В зале музея мы еще раз ознакомились с размещением основных зон внутри чума, поскольку в доступной форме здесь представлены модели двух чумов.

На втором этаже музея имеется еще несколько залов, здесь буквально погружаешься в мир археологии, которая на Ямале представлена уникальными древними городками; благодаря вечной мерзлоте предметы материальной культуры сохраняются в них особенно хорошо, что позволяет археологам узнать много нового о жизни коренного и пришлого населения Ямала. Особенно необычными и заслуживающими внимания представились нам многочисленные предметы языческого культа, средневековые бронзовые подвески, выполненные в «зверином стиле», у которых очень много общего с теми, что были найдены на территории Пермской области и других, более южных территорий России.

Здесь, в отдельном зале представлен уникальный экспонат – единственное нетронутое грабителями погребение мужчины с сохранившимися мумифицированными останками мягких тканей. Находка была обнаружена в 2001 году, в ходе исследования по методу дендрохронологии была определена дата погребения – лето 1282 года. Особенно хорошо сохранились голова и лицо, специалистами был определен возраст погребенного - 35-60 лет. Антропологи отнесли его к так называемому уральскому типу - умеренно монголоидному с примесью европеоидного. Мумия хранится в стеклянном саркофаге при соблюдении постоянной температуры и влажности. Согласитесь, нечасто приходится увидеть фактически полностью сохранившееся лицо человека, жившего в XIIIвеке!

В залах музея представлен животный и растительный мир Ямала, с большим мастерством таксидермистами выполнены чучела разнообразных животных тундры и лесотундры, например, именно здесь вы можете увидеть огромного овцебыка, песца, северного оленя, а также особую местную породу лошади с густой и длинной шерстью.

Мы с большим удовольствием ознакомились с экспозицией музея, после чего направились в поселок Аксарка, населенный пункт, расположенный в 55 км. восточнее Салехарда, на берегу реки Обь.

По пути участники экспедиции наслаждались просто невообразимыми по красоте пейзажами лесотундры: под ярко сверкающим солнышком искрится чистый снег, на низкорослых деревьях застыли толстые снеговые шапки, и все вокруг пребывает в торжественном зимнем оцепенении, вызывая в душе самые восторженные эмоции. То и дело по трассе проносятся вездеходы и специально переоборудованные для передвижения по тундре автомобили. Трасса изобилует пологими, но весьма заметными «волнами», мы подпрыгиваем в авто как при передвижении на снегоходе, но это скорее веселит, чем раздражает. Все-же, хорошо, когда есть дорога и возможность выбраться за пределы города, чтобы увидеть воочию всю открывающуюся красоту дикой природы севера.

Аксарка – совсем небольшой населенный пункт с количеством населения чуть более 4000 человек, но выглядит он вполне современно: повсюду – разноцветные, уютные дома, построенные по специальной государственной программе и переданные оленеводам, коренным жителям русского севера, представителям малочисленных народностей севера. По улицам весело носятся детишки, взрослые неспешно следуют по своим делам, пушистые псы с любопытством наблюдают за проезжающими дорогими автомобилями.

В центре поселка расположен Приуральский районный краеведческий музей, здание которого сильно выделяется на фоне прочих благодаря «стеклянному чуму» - оригинальному архитектурному элементу, выполненному из тонированного синего стекла. Понаблюдав за детворой, без устали катающейся на горках, мы заходим в музей и погружаемся в царство истории. Несмотря на малые размеры и совсем незначительные экспозиционные площади, музей на редкость интересный, для нас проводят персональную экскурсию с уклоном в этнографические особенности коренных народов Ямала.

В одном из залов представлена коллекция одежды ненцев, а также предметы их быта. Очевидно то, что сохранению национальных традиций кочевых народов здесь уделяется большое внимание, от экскурсовода мы узнаем о размещенном в поселке большом интернате для детей оленеводов, здесь они проводят большую часть года, получая качественное образование, основные навыки жизни в социуме, им разрешается многое из того, что в любом другом случае просто невозможно. Например, у ненцев имеется традиция питаться время от времени сырым мясом северного оленя, а мальчики с раннего возраста (примерно с 4-5 лет) носят на поясе нож. Когда приезжают родственники и привозят с собой деликатесы в виде сырого оленьего мяса и крови оленя, детям разрешается употреблять их в пищу, по праздникам мальчики могут носить при себе нож.
В музее мы проводим немало времени, Олег и Валерий живо и с нескрываемым интересом общаются с экскурсоводом, а день постепенно близится к завершению. Выходим из музея, а солнце уже село за горизонт, начинаются продолжительные северные сумерки. Мы выезжаем обратно в Салехард, по пути любуясь яркими красками заката и постепенным угасанием вечерней зари, становится значительно прохладнее, и в низинах ложится густой туман. Сквозь его пелену выглядывают вершины елей, их силуэты красуются на фоне зеленовато-охристого неба, мимо проносятся редкие автомобили, впереди нас ждет последний за эту поездку вечер в Салехарде, а завтра – отъезд обратно в Сейду, откуда мы направимся в Воркуту. Завтра мы вновь пересечем границу Европы и Азии, переведем стрелки часов на 2 часа назад.

Сообщение об ошибке