По Азиатскому кольцу за тридцать дней, или о том, когда и зачем приедет в Вятские Поляны Дед Мороз из Великого Устюга Вятские Поляны
Вятские Поляны

По Азиатскому кольцу за тридцать дней, или о том, когда и зачем приедет в Вятские Поляны Дед Мороз из Великого Устюга

Вятскополянские предприниматели Валерий Смолюк и Олег Уваров – основатели единственного в России музея головных уборов – вернулись из экспедиции «Азиатское кольцо». Впечатлениями о поездке с читателями «Вятско-Полянской правды» делится директор ООО «Метелица. Бизнес-решение» Олег Уваров.

- Олег Николаевич, в каких странах вы побывали за тридцать дней путешествия?

- Мы побывали в Казахстане, Киргизии, Таджикистане и Узбекистане. За 30 дней мы проехали 10700 километров, собрали более 100 головных уборов, и сегодня они уже представлены в музее в новой экспозиции. По количеству собранного материала я могу сравнить эту поездку с кругосветной экспедицией, которую мы совершили в 2014 году.

- Как Средняя Азия встретила российских путешественников?

- Первое, что меня поразило, это отношение простых людей к нам, русским туристам. В Киргизии, например, к нам отнеслись как к самым дорогим гостям. Мы жили в простой семье, три дня нас кормили, поили, даже барана зарезали. События, которые произошли в Таджикистане, полностью поменяли мое мнение о таджиках. Мы привыкли видеть в них гастарбайтеров, людей необразованных, и не всегда довольны их присутствием у нас в России. А там, наоборот, люди про нас говорят: здорово, что вы приехали, мы этому рады. Когда мы въезжали в Душанбе, нас остановили на милицейском посту. Я, как полагается, начал искать документы и удивился, когда услышал: документов не надо, мы остановили вас, чтобы узнать, все ли в порядке, вы – наши гости. И пригласили нас отобедать с ними! Еще одна ситуация: приехали мы в Душанбе, стоим на улице, навигатор «глючит», мы пытаемся сориентироваться. Подходит молодой человек: я могу вам чем-то помочь? Мы называем нужный нам адрес. «Я, - говорит, - не знаю, где это, но сейчас позвоню, узнаю». Кому-то позвонил, а потом проводил нас. Мы с ним пообщались – в итоге он по Душанбе и по пригороду нас три дня сопровождал, рассказывал о достопримечательностях. Пригласил к себе в гости, познакомил с родителями, угощал пловом.

Этот регион, к сожалению, с точки зрения туризма недооценен, но мне, как автопутешественнику, там было комфортно, и я получил массу удовольствия. А вот про Узбекистан этого сказать не могу. Все приключения, вернее, злоключения, у нас начались, когда мы пересекали границу Таджикистана с Узбекистаном. Мы прошли тотальный, шестичасовой (!) досмотр на таможне, под палящим солнцем при 45-градусной жаре простояв в очереди. Таможенники бесцеременно проверяли наши телефоны, смотрели фотографии, заставляли комментировать, пересчитывали каждую копейку в кошельках, проверили весь наш багаж, сопровождая некрасивыми комментариями и пр. Такого отвратительного отношения со стороны таможенников я не встречал нигде в мире. А если путешественнику некомфортно, он туда больше не вернется. И отношение людей совершенно другое, чем в Таджикистане. Даже барыги-обменщики при обмене долларов пытались нас обмануть. У них очень дешевые деньги, сориентироваться сразу сложно, и я оказался жертвой мошенников. А вот в Самарканде и Бухаре мы получили настоящее удовольствие, собрали основную часть коллекции головных уборов Узбекистана и познакомились с человеком удивительной доброты Рауфом Авезовым – руководителем Бухарской филармонии, однокурсником режиссера Вятскополянской школы театрального искусства имени А. Калягина Сергея Суворова. Два дня он водил нас по музеям, и мы собрали много информации о культуре, обычаях, что позволило нам выбрать именно те головные уборы, которые отражают быт и культуру Узбекистана.

Хотелось бы рассказать и о случае, который произошел в Таджикистане. Наши новые знакомые пригласили нас в кафе под названием «Тюбетейка», где все стилизовано под тюбетейку, а официанты ходят в памирских тюбетейках. Узнав, с какой целью мы приехали, они тут же снимали их и отдавали нам.

- То есть отношение к русским и в целом к России в странах Средней Азии положительное?

- Во время нашего путешествия мы общались с простыми людьми, причем в таких ситуациях, когда они готовы были высказывать все, что они думают. И поняли, что сейчас идет серьезная борьба между Россией и США за влияние на Среднюю Азию. Например, ребята, которые живут в Киргизии, говорят: мы хотим быть с Россией, я хочу отдать своего сына в хоккейную школу России, но пугает одно: когда я отправляю своего сына в Россию, над ним издеваются, прикалываются, унижают - это в лучшем случае, в худшем - отправляют обратно в Киргизию в гробах или искалеченных. А в Америке нас принимают с распростертыми объятьями. После этих разговоров я понял, что нам, россиянам, есть над чем поразмыслить. Тем более что наши экономики очень взаимосвязаны, а люди, приехавшие к нам из Средней Азии, закрывают определенную нишу и без них было бы сложно. Чувствуется, что Запад ведет активную политику за сознание молодежи. Да, Президент нашей страны Владимир Путин – кумир во всей Средней Азии. Дети 12-13 лет говорят: мы обожаем Путина, он самый сильный, самый смелый в мире. Но личности одного Путина недостаточно, чтобы вся Средняя Азия развернулась лицом к России.

- Учитывая все плюсы и минусы, Вы бы посоветовали туристам посетить страны Средней Азии?

- Считаю, что туристам стоит обратить внимание на эти регионы. Кроме красивых пейзажей, удивительных мест, отношения людей есть еще положительные моменты: относительно низкая стоимость топлива и продуктов (как-то мы умудрились пообедать впятером на 150 рублей!).

- Итак, результат поездки – море впечатлений и более сотни экспонатов в музей…

- Только тюбетеек мы привезли сто штук, а еще есть паранджа – такая же, в какой была Гюльчатай в фильме «Белое солнце пустыни», накидка из конского волоса - в общем, экспонаты удивительные, и они будут жемчужиной экспозиции в нашем музее.

- Эта поездка, я думаю, была не последней?

- В общей сложности мы объехали уже около сорока стран. Может быть, съездим еще в Юго-Восточную Азию, но когда – пока сказать трудно. Непростая экономическая обстановка заставляет нас участвовать во всех текущих делах компании.

- Я думаю, Вам не раз задавали вопрос: а для чего вам нужен такой проект, как музей, который требует серьезных вложений и вряд ли окупится… Не достаточно ли других социальных проектов, которые так же активно реализует компания «Метелица»?

- Музей – сегодня один из ключевых социальных проектов, которые мы реализуем в городе Вятские Поляны. Он действительно требует большого объема инвестиций, как временных, так и финансовых, хотя мы понимаем, что этот проект нам не принесет прибыли. Мы могли бы спокойно с теми же инвестициями открыть музей, допустим, в Праге, и имели бы большой трафик посетителей и, соответственно, большой доход. Но мы любим Вятские Поляны и хотим, чтобы именно в Вятских Полянах появились какие-то точки притяжения туристов, новые места для досуга жителей и гостей города. Мы любим этот город, нам хочется растить здесь детей, чтобы, отучившись, они вернулись в Вятские Поляны, жили здесь долго и приносили пользу родному городу. С этой же целью мы реализуем и другие социальные проекты – ежегодно организовываем конкурс красоты, под эгидой «Метелицы» проходят спортивные мероприятия.

- Компания «Метелица» создала в городе и несколько своих структурных подразделений, в которых работают…

- …более ста человек. И работают вполне успешно. Это и швейное предприятие «Фабрикантъ», которое мы вполне могли открыть и в Кирове и найти много квалифицированных специалистов для работы, но нам хотелось создать новые дополнительные рабочие места именно в Вятских Полянах. Мы открыли клуб иностранных языков, у нас есть туристическое агентство, а сегодня мы работаем над тем, чтобы создать в городе единственную в Кировской области компанию туроператора, который будет создавать турпродукты и продавать их турагентствам за пределы области, чтобы привлекать их в наш город. Но для того чтобы привозить туристов, нужно создать инфраструктуру, какие-то «якоря»: гостиницы, общепит, яркие уникальные места, которые можно показать… У Вятских Полян есть огромный потенциал с точки зрения географии, ведь мы находимся на перекрестке очень важных дорог – железной, автомобильной, даже аэропорт, можно сказать, в «пригороде» - до Казани рукой подать. Соответственно здесь можно проводить интересные семинары, форумы, создавая на базе нашего города площадки для встреч.

- Свою лепту компания «Метелица» уже внесла. Например, построили шикарную гостиницу, открыли музей. Может, уже стоит попробовать?

- А первый опыт не за горами! 6 августа мы планируем провести в Вятских Полянах большой фестиваль. На новоселье Девицы Метелицы – нового сказочного персонажа, который должен войти в большую сказочную семью, приедет даже Дед Мороз из Великого Устюга, «Бурановские бабушки» из Удмуртии, Снегурочка из Костромы, Вятская Кикимора и другие известные сказочные персонажи. Я надеюсь, что этот фестиваль станет доброй традицией. К этому дню в музее готовится открытие новой экспозиции головных уборов сказочных персонажей. Она будет находиться в тронном зале, где будет жить Девица-Метелица и оберегать эту коллекцию и встречать туристов. К открытию фестиваля у нас планируется еще одна выставка – известного мастера-реставратора головных уборов и костюмов русского севера Марины Голышевой.

- В каком статусе пройдет фестиваль?

- В первый раз он будет межрегиональным, но хочется сделать его международным. Мы ездим по всему миру, общаемся с представителями деловых кругов, дипломатами, общественностью. Пользуясь этими контактами, имеем возможность приглашать гостей из-за пределов России. Уже сегодня мы прорабатываем вопрос о приезде одного творческого коллектива из Узбекистана.

- Олег Николаевич, спасибо за интересную беседу. Будем с нетерпением ждать открытия нового фестиваля!

Галина Павлова

По материалам источника: http://vppravda.ru/node/1057
5 По Азиатскому кольцу за тридцать дней, или о том, когда и зачем приедет в Вятские Поляны Дед Мороз из Великого Устюга

Комментарии