В конце прошлого года Госдума приняла в третьем чтении изменения в Жилищный кодекс РФ (ЖК). Согласно им начиная с 2014-го для собственников помещений многоквартирного дома вводится обязательный ежемесячный взнос на капитальный ремонт общего имущества.
Подробнее о нововведении рассказал глава областного департамента ЖКХ Леонид Князькин.
– Леонид Иванович, от чего зависит размер этого взноса?
– Он будет начисляться исходя из занимаемой собственником площади помещения. Стоит отметить, что в настоящий момент порядок предъявления ежемесячного платежа за капремонт ещё не определён. Жилищным кодексом предусмотрено, что большая часть нормативно-правовой базы должна быть сформирована на уровне субъектов Российской Федерации самостоятельно. В Кировской области при рассмотрении данного вопроса учтут имеющиеся варианты сбора средств с населения за жилищно-коммунальные услуги в том или ином муниципальном образовании.
– Кто будет определять размер платежей?
– Уточню, что обязанность платить эти взносы у собственников помещений появится до 1 апреля 2014 года. Их минимальный размер утвердит закон Кировской области.
Хочу обратить внимание, что при несвоевременной уплате взносов жильцам придётся уплачивать пени в размере одной трёхсотой ставки рефинансирования Центробанка РФ за каждый день просрочки.
– На какие же ремонтные работы будут направляться деньги собственников?
– Определён базовый перечень работ по капитальному ремонту общего имущества. Это: ремонт внутридомовых инженерных систем (электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения); ремонт или замена лифтового оборудования, непригодного для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; ремонт крыш, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую, устройство выходов на кровлю; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу; утепление и ремонт фасадов; установка коллективных (общедомовых) приборов учёта потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); а также ремонт фундаментов многоквартирных домов.
К слову, этот перечень может быть дополнен региональным законом.
– Кто станет определять, какие работы необходимы в каждом конкретном доме?
– Если владельцы помещений будут собирать взносы на счёте для своего дома, то они сами примут это решение на общем собрании, а управляющая компания после завершения ремонтных работ должна будет отчитаться о потраченных средствах.
Если жильцы станут перечислять взносы в региональный фонд, то средства его будут расходоваться в соответствии с региональной программой капремонта многоквартирных домов. Она будет опубликована до 1 марта 2014 года, и каждый сможет с ней ознакомиться. В программе пропишут очерёдность проведения ремонта. В первоочередном порядке сюда включат те многоквартирные дома, в которых требовался капремонт на дату приватизации первого жилого помещения (при условии, что он не был проведён).
– Ну а государство будет помогать жильцам многоэтажек?
– Законодательством предусмотрена государственная и муниципальная поддержка на капремонт общего имущества за счёт бюджетных средств, независимо от выбранного способа формирования накоплений. Кроме того, при расчёте субсидий малообеспеченным категориям граждан на оплату коммунальных услуг будут учитываться и расходы на уплату данных взносов.
– Где будут храниться взносы жителей области?
– Способ формирования накоплений должны выбрать сами собственники не позднее 1 марта следующего года. Те, кто этого не сделает, а также собственники, которые не реализуют выбранный способ накопления средств в установленные сроки, будут «складывать» деньги на счёт регионального оператора.
Уточню, что вариант накопления средств жильцы могут поменять в любое время.
– Кто может стать владельцем специального счёта в банке?
– Во-первых, ТСЖ (товарищество собственников жилья), осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном или нескольких многоквартирных домах, количество квартир в которых составляет в сумме не более чем тридцать. Во-вторых, осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный или иной специализированный потребительский кооператив. В-третьих, региональный оператор.
– Не получится ли так, что собранные жителями одного дома деньги будут потрачены на капремонт другого?
– Жилищный кодекс сообщает, что накопление денег должно осуществляться по каждому многоквартирному дому в отдельности. При обоих вариантах хранения (у регионального оператора или на специальном счёте) будет осуществляться адресный (в разрезе каждого дома и собственника) учёт накопленных и потраченных денег.
Если ваши взносы будут находиться на специальном счёте, то их расходование будет осуществляться исключительно по вашему дому. В случае накопления средств у регионального оператора ваши взносы могут быть направлены на капремонт чужого дома, но только на возвратной основе. При этом если собственники дома решили перевести свои деньги с регионального счета на специальный, то все их накопления полностью будут переведены.
При хранении средств у регионального оператора субъектом РФ, то есть Кировской областью, может быть установлен вариант накопления и распределения денег в пределах одного муниципального образования либо группы муниципалитетов.
– Есть категории граждан, которые не будут платить взносы?
- Это собственники помещений многоквартирных домов, признанных в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу. Кроме того, если кировчанин проживает в квартире на условиях социального найма, то взносы за его жильё будут перечисляться из муниципального бюджета.
– Могут ли собственники контролировать расходование своих денег?
– Важно отметить, что данные взносы не могут храниться на счёте управляющей компании. При этом независимо от того, где хранят эти деньги, будет вестись их учёт. Информацию о накопленных и потраченных средствах должен предоставить владелец счёта по требованию любого из собственников многоквартирного дома. Законом также предусмотрен вариант размещения этих данных и в интернете.
Языком цифр
По предварительным оценкам, 10602,8 тыс. кв. м, или более 36 тысяч многоквартирных домов в Кировской области нуждаются в частичном или комплексном капитальном ремонте общедомового имущества. В соответствии с Федеральным законом №271 в текущем году в Кировской области необходимо принять нормативные правовые акты, устанавливающие порядок проведения мониторинга технического состояния этих домов. Таким образом, в 2013-м проведут инвентаризацию технического состояния многоквартирных домов в области и указанные данные будут уточнены.
Программы капремонта в действии
В 2012 году на территории Кировской области реализовалось 2 направления по капитальному ремонту многоквартирных домов: с привлечением средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ и по областной программе. Стоимость капитального ремонта многоквартирных домов на территории Кировской области в 2012 году составила 410658128 рублей, в том числе за счёт средств фонда – 222982271 рубль. Капитальный ремонт проведён в 400 многоквартирных домах . Из них в 248 домах – по программам фонда, в 152 домах – по областной программе.
Комментарии 1
"По расчетам заместителя председателя думского комитета по бюджету и налогам Оксаны Дмитриевой, за последние двадцать лет цены на услуги ЖКХ выросли в ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ ТЫСЯЧИ РАЗ, а инфляция – всего лишь на одну тысячу. То есть, цены на услуги ЖКХ росли в среднем в 24 раза быстрее, чем цены на другие товары и услуги".
Расчет произведен с использованием официальных данных уровня инфляции и роста тарифов. Реальные цифры выше в десяток раз, в том числе и по тарифам ЖКХ.
Но даже из заниженных официальных данных видна нелогичная пропорция роста тарифов. Если ранее собственник (владелец) жилья оплачивал только часть стоимости жилищно-коммунальных услуг, согласно федерального стандарта уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание и РЕМОНТ ЖИЛЬЯ (Указ Президента РФ от 27.04.1997 № 425), которым предусматривался постепенный рост платежей граждан с 35% в 1997 г. до 100% к 2003 г. Однако к началу 2001 г. население по мнению чиновников оплачивало ТОЛЬКО около 60% стоимости жилищно-коммунальных услуг, поэтому постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 № 797 была утверждена подпрограмма “Реформирование и модернизации жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации” Федеральной целевой программы “Жилище” на 2002–2010 гг, которая фактически продлена до настоящего времени. Прошу принять к сведению, что в 2000 г. из 123 млрд руб. бюджетных средств, направленных на дотирование жилищно-коммунальных предприятий, компенсации адресных жилищных субсидий, предоставленных гражданам с низкими доходами, составили только 3 млрд. руб. В последние годы, из-за закрытости сведений о бюджетных расходах, доля которых в бюджете на 2014 год составляет около 40% процентов, невозможно судить о фактических расходах адресуемых чиновниками в сферу ЖКХ. Но видимо этих средств критически не достаточно, раз ростом тарифов ЖКХ не компенсируются аппетиты имеющих доступ к дырявой кормушке.
Но согласно простым математическим расчетам и элементарной логике мы в размере 700% оплачиваем жилищно-коммунальные услуги, а также РЕМОНТ ЖИЛЬЯ. Но по мнению чиновников этого не достаточно и поэтому внедрили отдельную плату за капремонт и навязывают самообложение.