Всматриваясь в пожелтевшие от времени строчки фронтового письма, невольно переносишься в промерзшие окопы на линии фронта подо Ржевом, где, склонившись над крохотным бланком полевой почты, солдат пытается выразить в письме переполняющие его чувства и тоску по дому, родным, по далекой деревне Каракули Вятскополянского района. В глазах его застыли родные образы - семьи, деревни, колосящийся хлеб на колхозном поле, мирное небо, незнакомое с пронзительным ревом пикирующих бомбардировщиков. Уставшие от постоянного ощущения близости смерти и нечеловеческих нагрузок, уже давно спят однополчане, лишь только Константин Семенович Нечаев слагает строки письма домой: «Мой милый, родной мальчик, сыночек Вовочка…»
До войны Константин Семенович работал директором Каракульской сельской школы, преподавал русский язык и литературу. В родном крае пользовался всеобщим уважением, любил учеников, как собственных детей, помогал односельчанам. Он был прекрасным организатором и грамотным руководителем, и при нем школа считалась одной из лучших в районе, а ему прочили прекрасную карьеру. Но судьба распорядилась иначе…
Ушел на фронт Константин Семенович сам, хотя была возможность получить бронь. Искренняя любовь к Родине позвала его, как и миллионы таких же патриотов, на борьбу с врагом. Тяжелейшие испытания выпали на долю нашего земляка. Чудом выбравшись из окружения под Смоленском, Константин Семенович принял участие в битве за Москву. Упорные, изматывающие бои за столицу, когда по позициям обороняющихся стеной шел дождь из металла и огня, когда каждый клочок земли давался фашистам ценой огромных потерь, когда на поле боя таял снег от накала сражения, закончились первой победой наших войск - силы вермахта выдохлись на подступах к «златоглавой».
1942 год для Константина Семеновича выдался более-менее спокойным. Его часть, заняв оборону на Калининском фронте, вела позиционные бои, стараясь причинить максимальные потери врагу. Стратегический рисунок войны изменился после победы наших войск в Сталинградской битве. Стали подходить резервы, поступала новая военная техника, небо над линией фронта все чаще контролировала советская авиация.
В те суровые годы в каждой семье, которую коснулась война, с нетерпением ждали весточки с фронта, и грустные мысли все плотней надвигались, если долго не приходил знакомый бланк полевой почты. Поздравление с новым 1943 годом от главы семейства с огромной радостью восприняли в доме Нечаевых - перечитывали по нескольку раз, зачитывали родственникам и соседям. Но… поздравительное письмо оказалось последним, что написал Константин Семенович…
После войны он числился пропавшим без вести. Сын Владимир в 1959 году начал поиски могилы отца. Нашел однополчанина, с которым воевали бок о бок. Оказалось, что Константин Семенович был ранен в живот во время Ржевской наступательной операции осколком от мины. Раненых оставили тут же, в деревне Оленино. Так и не оправившись, К.С. Нечаев умер 23 марта 1943 года и был похоронен в братской могиле, стоявшей среди сотен таких же вдоль дороги от Москвы до Ржева. Всегда ухоженные, с живыми цветами монументы павшим обласканы вниманием благодарных потомков, свято чтущих память людей, отдавших жизнь за мирное небо над головой.
Д. Охотин.
Комментарии