Любой гражданин, выступая в роли покупателя, вправе защищать свои права. Однако, отсутствие правовых знаний лишает покупателей такой возможности, продавцы же порой используют это упущение в своих интересах.
Так при попытке вернуть или обменять товар надлежащего качества покупателям приходится сталкиваться с необоснованными и неправомерными действиями продавцов. Чтобы не оказаться в подобной ситуации, каждому покупателю необходимо знать, что, согласно ст. 25 Закона о защите прав потребителей, в первую очередь предусматривается право на обмен товара, если он не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. При предъявлении другой причины, продавец вполне обоснованно и законно откажет в удовлетворении требования.
Покупатель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня его покупки. В указанный срок включаются выходные и праздничные дни, поэтому, при наличии каких-либо сомнений в правильности выбора, лучше сразу определить последний день обращения.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки - это условие является обязательным. Наличие же товарного либо кассового чека, а также иного подтверждающего оплату товара документа не обязательно, так как не лишает покупателя возможности ссылаться на свидетельские показания. Но все же будет лучше на время сохранить чеки.
Потребовать возврата денежной суммы можно только в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже, и покупатель отказывается от предложения продавца подождать нового поступления товара. Возврат денег осуществляется в течение трех дней со дня возврата указанного товара. Если продавец не готов вернуть уплаченную сумму сразу, покупателю необходимо в письменном виде составить акт приема-передачи товара, указав должность, инициалы и фамилию лица, которому был передан товар, причину, дату возврата и заверить его подписью принявшего товар. Такой документ следует сохранить до момента получения денежных средств.
И последнее важное условие - приобретенный товар не входит в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену. С данным перечнем можно ознакомиться через Консультант плюс, Интернет, у специалистов по защите прав потребителей администрации города и Роспотребнадзора.
Независимо от того, планирует покупатель обменять товар надлежащего качества или получить уплаченные за него денежные средства, заявить об этом продавцу лучше всего в письменном виде в форме претензии, заверив свой экземпляр подписью продавца (индивидуального предпринимателя, руководителя организации), с указанием даты приема претензии. Единственным исключением может быть ситуация, в которой продавец удовлетворяет заявленное покупателем требование в момент обращения.
Специалист по защите прав потребителей
администрации города Г. Ворончихина
Комментарии