Депутаты предлагают контролировать просветительскую деятельность Вятские Поляны

Депутаты предлагают контролировать просветительскую деятельность

Фото Депутаты предлагают контролировать просветительскую деятельность Вятские Поляны

Для лекций и даже образовательных блогов могут потребовать лицензию. Как с этим борются ученые и исчезнут ли научно-популярные  проекты?

Госдума готовится ко второму чтению законопроекта о просветительской деятельности — в первом его приняли в декабре. Если поправки одобрят, приглашать иностранных специалистов и проводить международные конференции можно будет только по согласованию с властями. А для ведения любой просветительской деятельности вне образовательных программ потребуется лицензия. Теоретически без одобрения нельзя будет не только проводить лекции, но и вести блоги и ютьюб-каналы.

Авторы законопроекта объясняют его необходимость борьбой с пропагандой «антироссийских сил». Научное сообщество, вплоть до президиума РАН, просит не вносить поправки. Усложнение бюрократических процедур может погубить многие проекты. «Бумага» рассказывает, что известно про закон о просветительской деятельности, борьбу с ним и последствия его принятия.

Депутаты предложили ограничить «просветительскую деятельность». Ее придется лицензировать, а международные мероприятия — согласовывать с правительством

23 декабря Госдума в первом чтении приняла законопроект о закреплении понятия «просветительская деятельность» в законе «Об образовании РФ» — и о введении ограничений на такую деятельность.

Под просветительской деятельностью авторы предлагают понимать деятельность, направленную на распространение знаний (а также умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции) с целью развития человека (интеллектуального, физического, творческого, профессионального, духовно-нравственного). Речь идет только о деятельности вне официальных образовательных программ школ и вузов.

В случае принятия закона просветительскую деятельность должно будет контролировать правительство, а на ее ведение потребуется специальная лицензия. Кроме того, придется согласовывать с Минобрнауки любой договор с иностранными преподавателями, проведение международных конференций и других мероприятий с участием иностранных организаций и специалистов. Норма не коснется обучения иностранцев.

Документ также запрещает использовать просветительскую деятельность для разжигания розни (социальной, расовой, национальной, религиозной). Разжиганием может считаться сообщение недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях.

Законопроект призван бороться с пропагандой «антироссийских сил». Его создали люди, написавшие закон о физлицах-иноагентах

Создатели законопроекта о просветительской деятельности настаивают, что за ней нужен государственный надзор, чтобы «антироссийские силы» не могли «бесконтрольно» вести в школьной и студенческой среде пропаганду, направленную «на дискредитацию проводимой в РФ государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя».

Всего у документа 14 соавторов — сенаторы и депутаты. Все они были и соавторами закона, позволяющего признавать иностранными агентами физических лиц. В конце декабря этот закон впервые применили против трех журналистов, петербургской активистки Дарьи Апахончич и правозащитника Льва Пономарева.

Законопроект критикуют за непроработанность и вредительство. Он сильно усложнит любую просветительскую работу

Еще к нулевым слушаниям в Общественной палате свой отзыв на законопроект представил коллектив популяризаторов науки: Ирина Белых, Александра Борисова, Андрей Воронин, Арина Пушкина. В отзыве (есть в распоряжении «Бумаги») они отметили, что поправки не актуальны — даже авторы проекта в пояснительной записке не обосновывают его необходимость. К тому же создатели поправок не провели нужных исследований: истории вопроса, зарубежного опыта и конкретных кейсов.

Авторы отзыва добавляют, что теоретически законопроект может усложнить даже закупку зарубежных книг в библиотеки, не говоря о других видах международной научной деятельности. «Фактически, введение такого правила приведет к остановке международной деятельности значительного количества организаций, которые не смогут позволить себе содержать необходимый бюрократический аппарат, и значительно замедлит и осложнит такую работу из-за неизбежно возникающего времени ожидания согласования», — говорится в тексте. По мнению авторов отзыва, законопроект фактически вводит цензурный механизм, который остановит работу гражданских просветительских проектов, так как им придется увеличивать штат, чтобы работать с лицензированием.

5 Депутаты предлагают контролировать просветительскую деятельность

Комментарии