Уже более двадцати лет, как он на гражданке. Но у него по-прежнему отличная военная выправка: собран, подтянут – словно все еще в строю. В армию его не призывали. В армию он пришел сам. Чем привлекла профессия военного? Для краснополянского юноши Сергея Кулакова примером послужил родственник: двоюродный брат был адъютантом заместителя Главкома ВВС маршала Силантьева. Окончив краснополянскую среднюю школу №2 в 1979 году, Сергей поступил в Кировское военно-вертолетное училище. После окончания учебы попал служить в Венгрию, а через год всю эскадрилью, где бортовым техником вертолета служил молодой лейтенант Сергей Кулаков, стали готовить в Афганистан.
Сначала отправили в Одесскую область. Там и остались семьи военнослужащих, а сами они уехали на обучение в Ташкент. А потом – в Афганистан. На целых четырнадцать месяцев. …Афганскую границу пересекли в сентябре 1985-го и оказались в Баглане - северной провинции Афганистана. Точнее в городе Кундуз. Место, где они служили, находилось в 100-120 километрах от города Термез в Узбекистане. По мосту, по которому через реку Амударья спустя четыре года, 15 февраля 1989 года, будет выводить последних советских солдат из Афганистана командующий Ограниченным контингентом советских войск генерал-полковник Б.В. Громов, Сергею Кулакову приходилось ездить раза четыре. Вроде бы до Родины – до Советского Союза, частью которого тогда был Узбекистан, рукой подать… Но шел 1985 год. Разгар войны. И о родине и доме они могли только мечтать.
Как и многие «афганцы», кто по воле судьбы в мирное время угодил в горнило войны, Сергей Эдуардович рассказывает о службе в Афганистане довольно скупо. Хотя вспоминает об этом времени часто. Особенно во время встреч с такими же, как он, «афганцами». И вспоминают они, конечно же, не только экзотические горы Афганистана. А такие встречи происходят нередко, хотя ряды участников боевых действий с каждым годом редеют. Дело в том, что Сергей Эдуардович – член правления Вятскополянского отделения Российского Союза ветеранов Афганистана. О службе в Афганистане ему напоминают и его награды: орден «За службу Родине в ВС СССР» и семь медалей. ... В Афганистане у них не было выходных: работа – каждый день.
Только когда налетали 100 часов, позволялось два дня отдохнуть. Но не от службы вообще, а от полетов – в это время все равно занимались служебными, только земными делами. Так что аэродром и полеты, несмотря ни на что, – вот такой запомнилась Сергею Кулакову его служба. Правда, за это время ему посчастливилось побывать дома. Когда старшая дочка родилась, долго добивался отпуска. Не отпускали. Подействовала фраза: а вдруг я ее никогда не увижу? Отправили через начмеда, с формулировкой «на реабилитацию в СССР», на 15 дней. К счастью, несмотря на военное время и опасные полеты (их вертолеты часто попадали под обстрелы и в них даже появлялись пробоины), Сергею Эдуардовичу удалось избежать ранений. Но эскадрилья не обошлась без потерь. Шесть сослуживцев погибли на его глазах. В тот раз одновременно взлетели 24 вертолета и все так же дружно шли на десантирование, когда был сбит летевший перед ними вертолет… На войне как на войне. При посадке не раз припадал к пулемету и бортовой техник.
Трудно сказать, сколько душманов легло от его огня… …В конце 1986 года Сергей Кулаков вернулся в Одесскую область, откуда и уезжал в Афганистан. Служба продолжалась. Но… Развал Советского Союза предрешил его дальнейшую судьбу. Советский офицер отказался принимать украинскую присягу, поскольку уже раз присягнул своей Родине. А присяга, был убежден офицер Кулаков, принимается один раз и на всю жизнь. Естественно, о службе в Одессе уже и речи не было. Дальнейшая служба проходила в Новосибирске. А через полтора года капитан Кулаков, уволившись в запас, вернулся в родную Красную Поляну. Четырнадцать лет трудился на комбинате «Домостроитель», возил на автомобиле генерального директора Остасевича. А сейчас он механик в Краснополянской больнице. Его супруга работает рядом – лаборантом в больнице. Обе дочери уже взрослые, и у Кулаковых уже есть две внучки.
Галина Павлова
Комментарии