+16
Подпишись: Будь в курсе жизни города!

Служил Родине и людям

В многочисленной когорте руководителей Сосновского судостроительного завода, под непосредственным руководством которых мне довелось работать на протяжении 30 лет сначала в должности начальника планового отдела, а в последующем – главным экономистом, наиболее яркой личностью был Борис Евгеньевич Спящев.

Во время Великой Отечественной войны этот замечательный человек воевал в должности командира взвода, был тяжело ранен под Киевом, дошел с боями до Берлина, получил множество военных наград.
После демобилизации в 1945 году Борис Евгеньевич продолжил прерванную войной учебу в Горьковском индустриальном институте и получил специальность инженера-кораблестроителя. В марте 1950 года его по распределению направляют в город Сосновку на завод мастером участка. Благодаря блестящим организаторским способностям и незаурядному уму вскоре его назначили начальником цеха-конвейера, а уже в феврале 1953 года он стал главным инженером предприятия. Но и на этой должности он задержался ненадолго: в 1957 году Евгения Борисовича назначили директором Сосновского судостроительного завода.
Талантливый инженер-кораблестроитель смог за полгода организовать перевод завода со строительства деревянных катеров на сборку стальных судов. В ходе этой глобальной перестройки им были успешно решены две глобальные производственные задачи. Во-первых, необходимо было произвести в цехах монтаж грузоподъемных кранов, большого количества металлообрабатывающего оборудования, стапелей и кондукторов для сборки стальных корпусов. Во-вторых, произвести переквалификацию бывших деревообработчиков в умелых слесарей-сборщиков, электросварщиков, гибщиков, резчиков стальных листов и других профессий, связанных с металлообработкой. Уже в 1957 году коллектив завода сдал Военно-морскому флоту СССР 64 стальных катера.
В ту пору в полную силу на правительственном уровне обсуждалось строительство плотины Нижнекамской ГЭС ниже по течению устья реки Вятки. Впоследствии этот проект, к великому счастью жителей прибрежных населенных пунктов, в том числе и Сосновки, был отвергнут и заменен другим. Если бы был реализован первый вариант, вся низменная часть города Сосновки (в том числе и территория судостроительного завода) была затоплена. Поэтому в ожидании решения правительства всякое капитальное строительство на территории завода и в его жилом микрорайоне было заморожено вплоть до 1960 года.
Борис Евгеньевич, не имея бюджетных средств на капитальное строительство, вероятно интуитивно чувствуя, что вариант строительства плотины ниже устья реки Вятки будет отвергнут, решился благоустроить жилой микрорайон силами работников завода на общественных началах. Осенью 1957 года на месте картофельных участков был заложен нынешний парк Победы. В 1958 году начались интенсивные посадки берез на улицах Сосновки, почти не имевших озеленения. В 1959 году было произведено булыжное покрытие проезжей части улицы Октябрьской, а также вырыта траншея для укладки первых водопроводных труб. По ним осенью этого же года началась подача воды из реки Вятки. Безусловно она не годилась для питья, т.к. не проходила никакой очистки, зато была залогом противопожарной безопасности и использовалась для полива огородов. Сам факт появления водопровода в жилом массиве сильно воодушевил жителей Сосновки. Все работы выполнялись чаще всего бесплатно, на общественных началах.
Самым масштабным и смелым проектом благоустройства, тогда еще поселка Сосновка, было решение Б.Е. Спящего разбить парк для отдыха жителей на берегу реки Пыжманки. Работы продолжались около года, и вот в 1960 году ко дню празднования Военно-морского флота парк был готов для приема отдыхающих. Появился пруд с лодочной станцией и купальней с вышкой для ныряния, был восстановлен автодорожный мост через реку Пыжманку. Сегодня остается только с горечью созерцать на то, во что превратилось некогда любимое место отдыха сосновчан: от сооружений не осталось и следа, заиленный пруд зарос болотной травой.
С неиссякаемой энергией Борис Евгеньевич продолжал благоустройство Сосновки, рискуя своей карьерой. Строжайший финансовый контроль в те годы мог запросто привлечь его к ответственности. Необходимо было изыскивать материальные ресурсы и финансовые источники. Но директор завода был непоколебимо убежден и не раз говорил в узком кругу своих помощников и единомышленников, что делает это для блага людей.
Б.Е. Спящев первым на районном совещании хозяйственных руководителей высказал настоятельную просьбу изыскать возможность осуществления передачи центрального телевидения с ретранслятора, установленного вблизи Вятских Полян. По инициативе горкома КПСС с предприятий, организаций и колхозов были собраны деньги для закупки и установки приемо-передающего оборудования. В итоге к 8 марта 1962 года передачи центрального телевидения стали реальностью для жителей города Вятские Поляны и района.
Полный жизненной энергии, он очень любил спорт (волейбол и хоккей), но пропаганду спорта начал с того, что, работая производственным мастером, в свободное время по своим чертежам и своими руками построил яхту. Она на протяжении многих лет скользила под легким парусом по водной глади реки Вятки. В начале 1957 года по его инициативе были изготовлены водные лыжи, и он первым начал кататься на них, своим примером заряжая жителей Сосновки. В день ВМФ, вплоть до 1972 года, показательные выступления на водных лыжах были основным элементом праздничной программы в Сосновке.
Вспоминая дела тех дней, невольно проникаешься данью уважения к смелости и решимости этого незаурядного организатора и хозяйственного руководителя. Непритязательный в обращении с рабочими, общительный и прямолинейный, он пользовался огромным уважением работников судостроительного завода.
По воле судьбы Б.Е. Спящеву пришлось уехать из Сосновки. Подлинное признание он нашел в центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях, будучи заместителем главного конструктора-начальника этого бюро, а затем - главным инженером. За большой вклад в создание скоростных судов и экранопланов Борис Евгеньевич был награжден орденами Трудового Красного знамени и Октябрьской революции, ему было присвоено звание «Заслуженный работник ЦКБ по СПК».
5 апреля этого года Борису Евгеньевичу исполнилось бы 90 лет. Смерть настигла его 26 августа 1992 года. Из прожитых им 68 лет двенадцать были посвящены благородному и бескорыстному служению жителям города Сосновки. Я считаю, было бы справедливым назвать в честь человека, внесшего огромный вклад в развитие и благоустройство Сосновки, одну из улиц нашего города.
В. Леонов,
ветеран труда Сосновского судостроительного завода.

Сообщение об ошибке